Краснодарский край, 11 окт 2017, 17:03

Деньги любят счет: для чего Краснодарскому краю нужны облигации

Облигации стали одним из самых эффективных инструментов привлечения инвестиций как для регионов, так и для бизнеса. Среди «передовиков» оказался Краснодарский край
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

По данным администрации Краснодарского края, с 2004г. регион разместил 138 выпусков облигаций на сумму 160 млрд рублей, в т.ч. шесть выпусков государственных облигаций на 33 млрд рублей, три выпуска муниципальных облигаций на 2,5 млрд рублей, а также 129 выпусков корпоративных облигаций на 127 млрд рублей.

История выпуска региональных облигаций началась еще в 1997г., когда по решению Минфина на бирже были впервые выпущены ценные бумаги Краснодарского края. Тогда обязательства Кубани перед федеральным бюджетом по оплате поставленных товарно-материальных ценностей для агропромышленного комплекса были переофрмлены в т.н. агрооблигации, которые были реализованы на фондовом рынке.

Затем этот финансовый инструмент на Кубани некоторое время не использовался. В 2004г. состоялся выпуск ценных бумаг на 605 млн рублей со сроком погашения в три года и ставкой 11%. После этого был выпуск в 2007г. (1,5 млрд рублей на пять лет, ставка купонного дохода — 8% годовых со снижением до 6%).

Как пояснил вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась, до 2008г. Краснодарский край не прибегал к заимствованиям (включая банковские), так как долгов у региона фактически не было. Поэтому оба выпуска носили скорее имиджевый характер — чтобы продемонстрировать инвестиционную привлекательность региона и показать, что Кубань «в тренде», используя новый для российского рынка инструмент. В результате край получил высокие показатели от ведущих рейтинговых агентств, напоминает Галась.

Начиная с 2009 года, в Краснодарском крае, как и во многих других регионах страны, стал расти государственный долг. Соответственно, увеличилась и востребованность облигационных займов . На Кубани необходимость заимствований также была обусловлена вложениями в строительство олимпийских объектов в Сочи.

В 2010г. администрация Краснодарского края разместила заем на 4 млрд рублей со сроками обращения четыре года и ставкой в 8,3%. Как отметил Игорь Галась, спрос по кубанским облигациям тогда превысил предложение в два раза.

Следующий выпуск облигаций Краснодарского края в объеме 12 млрд рублей был произведен в ноябре 2012г. Срок обращения составил пять лет: последняя сумма по этому займу в размере 1,2 млрд рублей будет погашена в ноябре 2017г.

В декабре 2015г. был размещен пятый выпуск облигаций Краснодарского края на сумму 4,8 млрд рублей. С учетом состояния финансового рынка, купонный доход по ним составил 12,8%.

Последний — на данный момент — выпуск ценных бумаг был произведен в августе 2017г. Как сообщал РБК Юг, Краснодарский край разместил 11 августа на Московской бирже весь номинальный объем облигаций серии 35001 на 10 млрд рублей. Cтавка установлена на уровне 8,6% годовых. При этом впервые был установлен срок размещения в семь лет. 

«Хочу отметить, что спрос на наши облигации в 8 раз превысил объем эмиссии. Здесь, безусловно, хорошо сработал наш генеральный агент «Совкомбанк», но сказалась и репутация края как первоклассного заемщика. За все годы не было ни одной просрочки исполнения наших обязательств ни по банковским кредитам, ни по облигационным займам», — заявил Игорь Галась.

Администрация региона  также намерена размещать ценные бумаги в 2018 и 2019гг. В частности, в следующем году регион планирует выпуск облигаций на 10 млрд рублей. Эта сумма уже заложена в трехлетнем бюджете региона. 

Удобные деньги

Перспективы инвестиций в этот финансовый инструмент позитивно оценивают и другие участники рынка.

По мнению директора департамента развития финансовых рынков Банка России Елены Чайковской, облигации интересны, прежде всего, тем, что позволяют привлечь «длинные» деньги на более долгий срок. Кроме того, это оказывается выгоднее, чем занимать их в банке.

«Когда не самое большое предприятие ведет переговоры один на один с банком, то банк диктует условия. А если вы выходите на облигационный рынок, то перед вами широкий круг инвесторов, и стоимость получается ниже. Это законы рынка: конкуренция сбивает цену», — пояснила она.

Еще один важный момент —  предсказуемость в работе. «В случае работы с банком есть варианты, когда кредитная организация может потребовать вернуть долг досрочно. А при досрочном погашении банки, наоборот, штрафуют заемщиков. Или меняют ставку в одностороннем порядке, как это было во время кризиса. В случае с облигациями такого нет. Облигации являются для предприятия стабильным инструментом с большей прогнозируемостью, что тоже может быть важно», — пояснила директор департамента.

Лакомый актив

По словам Чайковской, Краснодарский край — хороший пример особого спроса, которым сейчас пользуются региональные облигации.

«Интерес к региональным облигациям высокий, и мы видим, что в Краснодарском крае была переподписка в два раза. Пенсионные деньги нужно куда-то вкладывать, страховым компаниям нужно вкладывать, у банков профицит ликвидности – они тоже охотно покупают облигации. Поэтому облигации субъектов Федерации являются лакомым активом, который очень охотно покупают институциональные инвесторы», — прокомментировала РБК Юг Елена Чайковская.

Она также отметила, что в последнее время наблюдается всплеск интереса к облигациям со стороны физических лиц, которые видят в них более выгодный способ вложений денег, чем банковские депозиты.

Кроме того, росту популярности облигаций поспособствовало специальное поручение президента России, касающееся замещения государственного долга на уровне субъектов РФ и ухода от банковского кредитования в сторону финансирования на публичном рынке через выпуск облигаций.

С этим доводами соглашается и вице-губернатор Кубани Игорь Галась. По его словам, власти региона проанализировали все размещенные Краснодарским краем облигационные займы. В итоге стало очевидно, что их привлечение гораздо выгоднее получения банковских кредитов.

«К примеру, в 2007г. ставка по кредитам составляла около 10%, — на 2% выше, чем по нашему облигационному заму. В 2010г. ставки колебались от 11 до 14% — это на 3,6% больше, чем разместили мы. В 2015г. ставки достигали 17% в начале года, а к концу года снизились до 13,5 – 14%. Это также выше и дороже, чем наш облигационный заем», — пояснил Галась.

Вице-губернатор Кубани также отметил, что для субъекта Федерации главное преимущество работы с облигациями — возможность размещения бумаг на долгий срок (7-10 лет). Для сравнения: срок возврата банковских кредитов составляет не более 4-5 лет. Кроме того, ограничено количество банков, которые могут предоставлять регионам кредиты в требуемом им размере. Это приводит к снижению конкуренции и повышению процентной ставки для заемщика.

За счет более длинных сроков размещения выпуск облигаций оказывает положительное влияние и на бюджетную нагрузку регионов. По словам Игоря Галася, если два года назад долговая нагрузка Кубани составляла 98,6% к объему собственных доходов, то по итогам 2016г. она снизилась до 88%. В 2017г. этот показатель должна достичь 80%, рассчитывают краевые власти.

«Наша программа-минимум — снизить долговую нагрузку до 75%. Это даст  больше возможностей для маневра, потому что большинство регионов с нагрузкой более 75% находятся в поле более пристального внимания министерства финансов. И здесь мы становимся ограничены в рамках определенных обязательств», — добавил заместитель главы Краснодарского края.

«Магнит» опять впереди

Краснодарский край считается передовиком в части привлечения средств по облигациям не только на государственном, но и на корпоративном уровне.

Бесспорным лидером  является продуктовый ретейлер «Магнит». Согласно данным портала Rusbonds.ru, с 2010г. компания привлекла более 100 млрд рублей инвестиций, используя этот инструмент. В настоящее время в обращении находится три выпуска общим объемом 30 млрд рублей. Последний из них был размещен в июле 2016г.

На  прошедшей в Краснодаре конференции «Актуальные вопрос развития рынка облигаций»  заместитель директора финансового департамента розничной сети «Магнит» АО «Тандер» Алексей Танянский подчеркнул, что рынок облигаций — это действительно эффективный инструмент привлечения денег, однако многое зависит как и от самого заемщика, так и от организаторов размещения.

«Мы сами выбираем, что нам сейчас выгодно: работать с облигациями или с длинными кредитами. Это все индивидуальные условия и каждая компания для себя определяет, необходимо или нет выходить на рынок облигаций. Положительный успех от размещения облигаций зависит еще и от организаторов. Особенно это важно для компании, у которой первая эмиссия: организатор поможет вам провести пре-маркетинг, найти инвесторов, подобрать правильно объемы, срок обращения облигаций, их объемы. Все эти факторы действительно влияют на успех размещения», — рассказал Танянский.

Как сообщал РБК Юг, в июне прошлого года Совет директоров ПАО «Магнит» утвердил программу биржевых облигаций серии 002P объемом до 50 млрд рублей. Облигации будут размещаться на 5 лет, исходя из документов компании, программа бессрочная. Это вторая программа облигаций «Магнита». Первая была зарегистрирована в октябре 2015г. Она также была бессрочной, на 50 млрд рублей, со сроком обращения бумаг пять лет. Отметим, что спрос на облигации ПАО «Магнит» в феврале 2016г. превысил предложение в 1,5 раза.

Всего по данным Банка России, в настоящее время на облигационном рынке присутствуют девять эмитентов из Краснодарского края. Кроме «Магнита» и администрации Кубани, в ЦБ выделили ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Верхнебаканский цементный завод».

Доступно для всех

Повышенный интерес к работе с инструментом облигаций обусловлен во многом его доступностью и универсальностью, рассказывают участники рынка. По словам Алексея Танянского из «Магнита», для выпуска облигаций сейчас необходимо всего около 10 дней — от принятия решения до непосредственного получения денег.

С ним согласна представитель Банка России Елена Чайковская:

«Сегодня, выпуская облигации, деньги привлекаются на самые разные цели. От пополнения оборотных средств до новых проектов и развития бизнеса. Облигации – практически универсальный инструмент. Если компания хочет развиваться, и она понимает, как это делать, к нему стоит присмотреться, но, конечно, необходимо изучить показан тебе инструмент или нет, подходит ли он для конкретных целей компании», — пояснила она.

Чайковская также сообщила, что за последнее время ситуация на рынке поменялась и теперь инструмент облигаций может быть интересен не только крупным игрокам. Представитель ЦБ рассказала, что на состоявшемся минувшим летом Восточном экономическом форуме участвовала компания, выращивающая рапс, которая продемонстрировала своеобразный антирекорд, выпустив облигации всего на 10 млн рублей и получив средства исключительно от физических лиц.

В то же время Чайковская отметила, что, несмотря на универсальность облигаций, подходит этот инструмент все-таки не всем. В первую очередь, не стоит его рассматривать стартапам и компаниям, имеющим высокую закредитованность:

«Если у вас компания родилась только вчера, то вам нужные другие инструменты: бизнес-ангелы, краудфандинг. Но это явно не рынок облигаций. Если очень высокая закредитованность, то наверно инвесторам это тоже не сильно понравится, и с вас запросят такую ставку, что вы не будете готовы», — подчеркнула она.

Несмотря на растущую популярность, объем инвестиций, привлеченный с помощью облигаций, по-прежнему составляет крайне незначительную часть в инвестиционном портфеле, подчеркивает вице-губернатор Кубани Игорь Галась:

«Это непозволительная роскошь использовать так слабо такой эффективный инструмент. Мы за 10 лет привлекли 5 трлн 760 млрд рублей инвестиций. Инвестиции с помощью облигаций составляют всего 2,2%. Это крайне мало. И сейчас, на наш взгляд, целый ряд кубанских предприятий могут по финансовым показателям и возможностям выпускать облигации. Для этого нужен последний толчок», — подчеркнул он.

Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Хайп или тренд: что 10 лет назад обнадежило маркетологов, но не взлетело
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Продуктивность вышла из чата: как не отвлекаться от работы