Краснодарский край, 12 мар 2019, 11:54

Компания кубанского депутата Госдумы планирует купить завод «Северстали»

Читать в полной версии
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Абинский электрометаллургический завод (АЭМЗ), связанный с депутатом Госдумы от «Единой России» Иваном Демченко, ведет переговоры о покупке электрометаллургического завода «Северстали» в Саратовской области (Балаково).

По данным источников РБК, покупатель заинтересован в активе и пытается добиться снижения цены. По его словам, договориться стороны должны к маю текущего года. Возможная стоимость сделки не раскрывается — по оценкам экспертов, она может составить более 14 млрд рублей.

Сам депутат заявил СМИ, что не «не имеет отношения к переговорам, потому что он депутат Госдумы».

По данным СПАРК, АЭМЗ на 80% принадлежит ООО «Новосталь-М», которым владеет полный тезка депутата Иван Иванович Демченко, еще 20% — у кипрской компании ABK Holding Limited. При этом 100% акций АЭМЗ находится в залоге у Россельхозбанка в обеспечение кредитов.

Кто такой Иван Демченко

Иван Демченко избирался от «Единой России» в Краснодарском крае в Госдуму V, VI и VII созывов.

В 1990-х годах он занимался ломозаготовительным бизнесом, затем создал компанию «Новоросметалл», на базе которой построил металлургический цех. В 2000-х годах основал единственный в Краснодарском крае электрометаллургический завод (АЭМЗ), вложив в него около 30 млрд рублей. Демченко покинул руководящие должности в этих компаниях, когда в 2007 году стал депутатом Госдумы.

По закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» депутат не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и управлять компанией, но может владеть акциями, если это не приводит к конфликту интересов.

По данным антикоррупционной декларации, в 2017 году годовой доход Ивана Демченко​ составил 5 млн рублей, сократившись в два раза по сравнению с предыдущим годом.

​Парламентарию принадлежат квартира (173 кв.м), жилой дом (136 кв.м), сельхозземли (18 105, 112 054 и 816 904 кв.м), два участка для личного подсобного хозяйства (1 108 и 5 466 кв.м), шесть садовых участков (от 400 до 540 кв.м), здание рыболовецкого стана (138 кв.м) и земельный участок под ним (3763 кв.м), здание конефермы (1 654кв.м), а также катер Finsport. В общей долевой собственности находятся жилой дом площадью 1 520 кв.м и участок для жилищного строительства (600 кв.м).

Проблемы с металлом, экспорт и Крым

Мощность АЭМЗ составляет 1,5 млн т строительного проката, 30% произведенной продукции компания отправляет на экспорт. На предприятии продолжается проект расширения предприятия: к 2020 году будет построен еще один цех по выпуску проволоки и арматуры мощностью до 200 тыс. т в год за 3,2 млрд рублей.

По итогам 2017 года АЭМЗ поднялся на 409 место в рейтинге крупнейших организаций России по объему выручки (по версии RAEX). Объем реализованной предприятием продукции составил 29,3 млрд рублей.

Также завод занял третье место в рейтинге промпредприятий Краснодарского края с максимальной выручкой в 2017 году (по версии РБК Краснодар). Выручка предприятия в 2017 году выросла на 4% и составила 29,39 млрд рублей. За тот же период прибыль упала более чем в три раза — с 8,3 млрд руб. до 2,4 млрд рублей.

По данным РБК, в конце 2017 года США ввели специальную импортную пошлину против катанки АЭМЗ в размере 756,93%. «Вы знаете, что АЭМЗ находится в санкционном списке США? Мы попали под санкции на поставку арматуры и катанки, хотя до этого проходили по цене, работали четко и в срок. Мы сделали себе имя, в том числе и в США, но там ввели пошлины против конкретного завода АЭМЗ — 800% от стоимости. Завозите! Конечно, это потеряло смысл», — комментировал Демченко в интервью журналу «Эксперт».

По его словам, с тех пор всю экспортную продукцию завода покупает Бельгия. «Европа потихоньку начинает плевать на американские санкции. Они то, что им надо, у нас покупают. Ничего подобного, скажем, в Китае не купят», — говорил Демченко.

В перспективе АЭМЗ планирует расширить рынки сбыта за счет Крыма, сообщает РБК со ссылкой на собственные источники. Демченко в интервью «Эксперту» в 2017 году также рассказывал о ставке на этот рынок. ​«Когда построят мост в Крым, мы полностью закроем потребности полуострова в металлопрокате. С нами тяжело будет конкурировать», — комментировал он.

По оценкам экспертов, потребности строительного рынка Крыма сейчас составляют всего около 30–60 тыс. тонн проката в год.

Как сообщал РБК Краснодар, летом 2018 года власти Краснодарского края попросили ограничить экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна. Согласно письму главы департамента промполитики региона Ивана Куликова, АЭМЗ и «Новоросметаллу» (производит стальную заготовку) нужно не менее 2,33 млн тонн лома в год. При этом экспорт лома растет (в 2017 году на 21,4%, до $1,3 млрд), а вывозная пошлина снижена до 5% с 7,5%, что поднимает внутренние цены и создает дефицит сырья.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов