Блогер Южанин: «Блокировка соцсетей ударила по микроблогерам и бизнесу»
— Основная площадка блога «Южанин» — это YouTube. Аудитория в Instagram* меньше, но тоже весомая — 49,6 тыс. человек. Оказалась ли для вас критичной блокировка этой социальной сети? Какую долю трафика она приносила в YouTube?
— Ставка влога «Южанин» сделана на YouTube, но я изначально делал масштабную интеграцию во все социальные сети. Приток аудитории я видел только в YouTube и Instagram*, с остальными площадками как-то не сложилось. Сейчас, когда закрыли площадку моего второго по популярности аккаунта, не совсем моя аудитория перешла в другие социальные сети. Дело еще в том, что мой канал смотрят жители ближайшего зарубежья, Восточной и Западной Европы.
Первое время было очень ощутимо падение аудитории, люди не понимали, что делать, и метались между социальными сетями. Постепенно, понимая плюсы и минусы той или иной сети, 70% людей вернулись обратно в Instagram*, просмотры остались примерно на прежнем уровне.
— Блогеры активно переходят в Telegram и «ВКонтакте». Являются ли они адекватной альтернативой Instagram*, на ваш взгляд?
— Адекватной нет. Социальные сети — это бизнес, который приносит хорошую отдачу. Но в нашей стране, к сожалению, решили, что бороться с Instagram*, Facebook* и YouTube бессмысленно. Как оказалось, надо было не бороться, а начинать движение в этом направлении и развивать местечковость. У меня тоже была мысль создать социальную сеть, но это было очень дорого, а возможность окупить вложения тогда казалась минимальной из-за конкурентов. В итоге мы все упустили этот шанс.
Telegram Павла Дурова наиболее приспособлен для современных реалий, но это больше модифицированный Whats App, который достаточно запутан даже для тех, кто варится в этой кухне.
«ВКонтакте» показал себя не с той стороны, с которой ожидалось. Несмотря на большие вливания денежных средств в модернизацию, копирование Instagram*, они не дошли до такого же уровня. Не могу сказать, что «ВКонтакте» может стать полной заменой в части прямых эфиров, а хотелось.
Сейчас анонсируется новая социальная сеть, но в ее названии присутствует название нашей страны, что создает определенные рамки. Плюсы социальной сети в том, что ей может пользоваться вся планета, и чем нейтральнее название, тем у людей больше складывается ощущение, что вокруг родные люди.
Я пока не вижу альтернатив.
— По данным Brand Analytics, количество активных авторов в «ВКонтакте» в марте 2022 года выросло на 14%, в Telegram — на 23%. Возможно ли будет конкурировать за внимание пользователей в такой среде? Активно ли аудитория переходит на сторонние платформы?
— Безусловно, это тяжело. Популярность в наше время — это только те деньги, которые ты можешь в себя вложить. Талант живет мгновение. Можно записать крутое вирусное видео, получить миллион подписчиков, но если не будет нового качественного контента, они начинают отписываться. Сохранить интерес аудитории получается только посредством денег — нанимаешь сценариста, хорошего пиарщика, таргетолога, вкладываешь большие деньги в рекламу. Поэтому как мы можем конкурировать с Ольгой Бузовой, которая зашла даже в «Одноклассники»?
Сложнее всего не крупным блогерам — за ними на другие площадки потянулась основная аудитория, остальную они соберут там, вложив деньги. Хуже тем, кто годами развивал свой микроблог. Это обычные маленькие компании, производители мебели, стилисты, мастера маникюра. Они понимают, что им сейчас даже негде выкладывать свои ноготочки. В Telegram они не получат тот охват, в «ВКонтакте» их будет трудно найти среди разных групп, многочисленной рекламы тех же продвинутых блогеров. Эти социальные сети и сосуществовали вместе, потому что не были идентичными. В итоге страдают от подобных запретов те, кто вложил много сил, харизмы, своего личного времени и денег, чтобы собрать аудиторию на каком-то небольшом рынке.
— Какой необходим бюджет для продвижения в новой социальной сети?
— Вложения должны делиться на несколько частей. Во-первых, сразу должен быть бюджет на рекламу внутри сети. И Telegram, и «ВКонтакте» позволяет заказать рекламу у самой сети. На одну платформу на старте необходимо 50 тыс. рублей. Это минимум, который позволит хоть как-то о себе в начале заявить. Реклама в крупных городских пабликах в среднем стоит 3-3,5 тыс. рублей за пост при аудитории в 50 тыс. человек, 4,5 тыс. рублей — в 100 тыс. человек.
Можно пойти другим путем и попросить другого, более крупного блогера прорекламировать блог за символичную плату. Обычно это стоит 1 тыс. рублей на аудиторию 30 тыс. человек.
В совокупности на две сети выходит 100 тыс. рублей только на то, чтобы вас увидели. Для хорошей раскрутки потребуется 500 тыс. рублей.
— Как ведут себя рекламодатели в текущей ситуации? Готовы ли они платить за рекламу на новых площадках в том же объеме, что и в заблокированных сетях? Или рекламные интеграции в социальных сетях вообще поставили на паузу?
— Первые две недели рекламодатели были в шоке, они не понимали, куда бежать, и что делать. Но уже чувствуется определенная стабильность, виден рынок, куда можно вкладываться. Рекламодатели постепенно переходят в другие социальные сети, где наибольшее число подписчиков у популярных групп города или края.
Сейчас такое время, что, если ты будешь сидеть на дне и беречь свои деньги, то тебя быстро забудут. Очень быстро на рынок выходят те, кто занимается вашим бизнесом. Останутся на плаву те, кто сейчас готов, несмотря на всевозможные страхи, вложиться в новые сети.
— Instagram* в блокировке, в YouTube отключена монетизация. Насколько это повлияло на доходность блога?
— Конкретно в моем случае никак. Монетизация, которую предлагал мне YouTube — это копейки. YouTube платит 1 тыс. долларов за 1 млн просмотров. У меня нет ни одного видео с таким количеством просмотров. Я не переживаю, понимая, что важна целевая аудитория. Поэтому отключение монетизации не стало для меня проблемой, я не потерял средства к существованию. Я не тот блогер-миллионик, который зарабатывает этим на жизнь.
Я больше переживаю за возможную блокировку YouTube в целом, потому что альтернативы нет. Мне бы хотелось, чтобы была социальная сеть, легкая для пользователей и удобная для меня как блогера. Дальше мы сами найдем возможность заработать на ней. Больше, чем соцсеть, может предложить интеграция со спонсорами выпуска. Если вы хотите зарабатывать в социальной сети, не пугайтесь маленькой аудитории. Делайте качественный контент на свою целевую аудиторию и сможете получить доход, не опираясь на монетизацию YouTube.
Сейчас нам нужно привыкать жить по-новому и надеяться, что когда-нибудь у кого-нибудь найдутся мозги и деньги, чтобы создать альтернативу всем этим социальным сетям.
— Как в целом оцениваете рынок блогеров в Краснодаре? Много ли тех, кто лишится дохода из-за закрытия сетей?
— Больше пострадал малый бизнес, который зарабатывал в Instagram* и теперь потерял контакт со своим возможным клиентом. Человек может хорошо рисовать картины, шить одежду, заниматься ремонтом обуви, но не соображать в таргетинге и продвижении. Было бы здорово, если бы сложилось сообщество людей, которое бесплатно помогало малым компаниям адаптироваться и находить свою аудиторию.
Мои знакомые блогеры особо не пострадают, я не знаю никого, кто ощутил резкое падение. Сейчас очень быстро все меняется, вся страна вышла из зоны комфорта и пытается зайти обратно. Если ты талантлив, любишь свое дело, у тебя все получится. Я как человек, ставший блогером-рассказчиком в 38 лет, не понимаю молодых людей, которые говорят, что им сложно разобраться в других социальных сетях. Тогда, наверное, им стоит идти по совету наших некоторых чиновников работать на завод.
*соцсети компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность запрещена в РФ
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар