Краснодарский край, 12 апр, 13:37

Рулим на Восток: доля китайских запчастей на южном авторынке будет расти

Читать в полной версии
Фото: freepik.com

На авторынке юга России доля китайских автозапчастей уже достигла 70%. В дальнейшем она будет только расти. Одновременно с увеличением количества иностранных запчастей из Китая будет расти и российское производство. Об этом РБК Ростов рассказали представители автосервисов.

Засилье «китайцев»

После ухода из России дилеров запчастей европейских, американских и японских брендов, его заполнили китайские комплектующие.

По словам директора автосервиса Service Land (Краснодар) Николая Биджосяна, сейчас в продаже появилось много брендов китайского производства, которых ранее просто не было. Сейчас они занимают львиную долю рынка, остальное приходится на комплектующие, которые завозятся по параллельному импорту через Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты.

«Где-то процентов 65-70% составляют китайские автозапчасти. Та же Германия, Франция, Италия все равно везется, скорее всего, через Эмираты, Казахстан. Очень часто мы видим таможенные декларации Казахстана и Эмиратов», — сказал он.

Директор краснодарского автосервиса Lacar Леонид Мерхалев говорит, что спрос на китайские автозапчасти вырос ровно на столько же, насколько снизилась возможность приобретать европейские запчасти. «Спрос (на детали из КНР — прим. РБК Ростов) вырос примерно на 150%. Также предложений стало больше. Предложения зарекомендовали себя положительно. Если изначально кто-то нехотя производил покупку, то на сегодняшний день люди идут целенаправленно за определенными брендами», — подтвердил начальник отдела продаж официального дилера автомобильных компонентов «Росско» (Ростов-на-Дону) Никита Цымболов.

Часть китайских комплектующих завозится уже в собранном виде. Речь идет, к примеру, о двигателях.

«На сегодняшний день капитальных ремонтов двигателей становится все меньше и меньше. Раньше можно было ремонтировать двигатели на иномарках, используя качественные запчасти, и давать клиентам при этом гарантию на работы, а также быть уверенным в положительном результате. Но сейчас качественных моторных запчастей очень мало, и наряду с этим на рынок сейчас очень большим объемом поступают двигатели в сборе из Китая на разные автомобили и по очень привлекательной цене. Двигатель ремонтировать не выгодно, это долго и качество сомнительное из-за отсутствия качественных деталей. Можно просто купить новый двигатель, привезенный из Китая», — рассказал Леонид Мерхалев.

Впрочем, даже покинувшие РФ бренды имеют собственные производства в Китае.

«Многие компании, которые до этого имели производство в Европе, перевели их на территорию Китая. Даже если речь идет о торговых марках. Допустим, какой-то европейский, что маловероятно, производитель везет комплектующие через параллельный импорт в Россию, у него все равно производство находится на территории Китая», — сказал Цымболов.

Дефицит разгоняет цены

Несмотря на процесс замещения ушедших брендов более дешевыми китайскими аналогами, некоторые позиции остаются дефицитными.

«Не все запчасти бывают в наличии. В дефиците сейчас КПП (коробки передач), комплектующие КПП не все конечно, но сцепления, диски», — отметил менеджер отдела запасных частей «АВТОЦЕНТРГАЗ Авторитейл» Сергей Шелобоков.

О нехватке автодеталей рассказал и Мерхалев. Он считает, что иностранные запчасти, которые попадают на отечественный рынок нелегально, могут быть подделками.

«Ушли с рынка качественные свечи зажигания брендов Hengda, Denzel. Неофициально серыми путями так или иначе они «проскакивают», но мы не можем быть уверены на 100% в оригинальности их производства — это могут быть какие-то контрафакты, потому что контрабандными способами они поступают в Россию без контроля завода», — уточнил он.

При этом из-за дефицита и ухода официальных дилеров запчасти сильно подорожали. Только за последний год, говорят эксперты, они выросли в цене на 17-20%. «За 2023 по 2024 год стоимость запчастей повысилась в среднем на 17%. Сильнее всего выросли цены на запчасти для машин, которые были выведены из эксплуатации на территории РФ», — рассказал Никита Цымболов.

Примерно такой же рост фиксирует и Сергей Шелобоков.

«Отечественные автозапчасти на Юге подорожали приблизительно на 20% за год. С начала СВО несколько подорожаний было, и цены выросли прилично, потому что импортные бренды ушли с рынка, и цена на остатки этих запчастей, конечно, выросла. Больше всего подорожали те же сцепления фирмы Sachs, выросла стоимость радиаторов отопителя, ступичных подшипников. То есть все, что импортное было, все подорожало», — подчеркнул он.

Санкции помогут российскому производству

Опрошенные РБК Ростов эксперты считают, что свою долю рынка автозапчастей попытаются получить и российские игроки.

«Наши местные компании, крупные игроки, которые возят запчасти, уже начинают открывать свои заводы в России, делают отечественные запчасти. Я думаю, что будет развиваться отечественное производство», — объяснил Биджосян.

Как полагает Шелобоков, на отечественные автозапчасти цена ниже, чем на импортные автокомплектующие, что даст дополнительный стимул российским производителям.

«Отечественный рынок тоже будет развиваться. На территории РФ планируются производственные площадки, которые будут масштабироваться с каждым годом. Сейчас государство выделяет материальную поддержку для производителей автозапчастей на территории РФ. Уверен, что отечественное производство займет свою определенную нишу и долю этого рынка. При этом китайские автозапчасти не будут уходить на задний план. Я думаю, что в дальнейшем будет равное значение по продажам, что отечественных автозапчастей, что китайских. В идеале, конечно, чтобы отечественные автозапчасти заняли большую часть нашего рынка», — резюмировал Никита Цымболов.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике