Что происходит в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении
МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусного управление» в 2019 году вышло на устойчивый финансовый результат, закрыв большую часть задолженностей за прошлые годы. Об этом заявил директор муниципального предприятия Александр Грачев
«К концу 2018 года мы вышли на текущую кредиторскую задолженность в 215 млн рублей, это самый низкий показатель за последние восемь лет. Просроченной задолженности у нас не было, поэтому избежали оплаты пени, штрафов и так далее. Для сравнения — годом ранее предприятие заплатило порядка 100 млн рублей неустоек, и мы до сих продолжаем рассчитываться. Например, недавно НЭСК получил исполнительный лист на 18 млн руб. за просрочку оплаты электроэнергии в 2017 году», — рассказал Грачев.
Также значительно улучшились финансовые результаты КТТУ — по итогам 2018 года убыток составил всего 2,5 млн рублей. Как отметил Грачев, это является «нормальным явлением» и не влияет на стабильность работы. К концу прошлого года предприятие вошло в график по платежам в бюджет и по расчетам с основными кредиторами, а с его счетов сняли ограничения.
Выручка МУП КТТУ стабильно росла все последние годы. В 2013 году показатель составил 1,9 млрд руб., в 2014 году — 2,1 млрд руб., в 2015 году — 2,18 млрд руб. В последующие два года выручка поэтапно повышалась до 2,5 млрд руб. и 2,7 млрд руб. соответственно.
Все годы у компании был отрицательный финансовый результат — чистый убыток варьировал от 59,3 млн руб. в 2013 году до максимальных 374 млн руб. в 2015-м. В 2016 году показатель снизился до 135 млн рублей, на следующим год достиг 107,3 млн рублей.
Из долговой ямы
Улучшить финансовые показатели удалось, в первую очередь, за счет повышения тарифа на проезд весной 2018 года, отмечает Грачев. Ранее из-за экономически необоснованных расценок КТТУ дошел до предбанкротного состояния — в 2015 году предприятие получило максимальный убыток в 374 млн рублей, на следующий год рекордных показателей почти в 800 млн рублей достигла кредиторская заложенность.
В апреле 2016 года в отношении предыдущего директора МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» Алексея Князева возбудили уголовное дело по подозрению в неисполнении обязанностей налогового агента в особо крупном размере (ч.2 ст.199.1 УК РФ). По данным следствия, он с декабря 2014 года по декабрь 2015 года удерживал с работников организации налог на доходы физических лиц, но не перечислил в бюджет более 108 млн руб., подлежащих уплате. По словам Алексея Князева (покинул должность в январе 2017 года), долг перед бюджетом сформировался из-за того, что предприятие на протяжении года тратило деньги в первую очередь на выплату заработной платы, погашение счетов за электроэнергию и другие текущие расходы. Летом 2016 года уголовное дело было закрыто после погашения всех задолженностей.
В середине 2017 года мэрия Краснодара приняла решение выделить КТТУ субсидии в размере 200 млн рублей. Эти средства пошли на погашение части долгов компании. Это позволило оплатить поставленные горюче-смазочные материалы и электроэнергию, нормализации работы и разблокировать счета компании.
В итоге в 2017 году Краснодарскому ТТУ удалось снизить убытки в 17 раз — до 9,1 млн рублей. За год компании за счет оптимизации удалось сэкономить почти 95 млн рублей. за тот же период кредиторская задолженность сократилась на 40% — с почти 800 до 476 млн рублей.
Как отмечали в мэрии города, в КТТУ тогда выполнили все данные рекомендации, в частности, оптимизировали штатное расписание предприятия, сократили расходы по основному виду деятельности, провели мероприятия по энергосбережению. «Впервые за несколько лет финансовое состояние предприятия оценено специалистами как хорошее, и это внушает оптимизм. КТТУ постепенно снижает кредиторскую задолженность, от почти миллиардного долга в 2017 году мы ставим задачу к концу текущего года выйти на цифру около 200 млн рублей. Это позволит одному из главных жизнеобеспечивающих предприятий Краснодара развиваться, участвовать в программах по замене подвижного состава», — заявлял тогда глава Краснодара Евгений Первышов.
По итогам 2018 года задолженность КТТУ перед налоговыми органами и поставщиками уменьшилась еще в два раза — с 498 млн рублей до 215 млн рублей. Несмотря на общее улучшение финансовых показателей, в течение 2018 года на расчетные счета предприятия трижды были наложены ограничения ИФНС № 2 г.Краснодара: в марте-апреле — на 103 млн рублей, в июне — на 121 млн рублей, в сентябре — на 165,5 млн рублей.
К IV кварталу 2018 года финансовое положение предприятия стабилизировалось, уровень кредиторской задолженности продолжил снижаться. В результате КТТУ вышло на своевременные расчеты по налогам и с ключевыми поставщиками, а по оплате электроэнергии АО «НЭСК» — на авансовые платежи. В мае 2019 года стало известно, что, благодаря улучшению финансовой ситуации на предприятии, МУП КТТУ впервые за четыре года купит новый транспорт за счет собственных средств. Речь идет двух новых троллейбусах с увеличенным автономным ходом— их планируется приобрести уже в 2019 году. Еще 10 таких транспортных средств собирается приобрести администрация города. «Мы поэтапно и планомерно ведем работу по снижению долговой нагрузки для стабилизации экономической ситуации и повышения рентабельности МУП «КТТУ». Сделано многое и сейчас трамвайно-троллейбусное управление — на минимальном уровне задолженности за последние 9 лет. Муниципальное предприятие начинает выходить на рентабельность, это позволяет приобретать новый транспорт, что особенно важно — за счет собственных средств», — заявлял глава Краснодара Евгений Первышов.
Плюс на минус
Часть финансовых проблем решалась благодаря доведению тарифа на проезд на муниципальном транспорте до уровня экономически обоснованного. Так, повышение стоимости в апреле 2018 года МУП «КТТУ» не только удалось снизить уровень задолженности, но и провести ремонтные и восстановительные работы.
Предприятие потратило 60,4 млн рублей на 10 трамвайных вагонов и 27 троллейбусов, еще 21,8 млн рублей на капитально-восстановительный ремонт одного трамвайного вагона и 3 троллейбусов. 25,8 млн рублей потребовал капитальный ремонт трамвайных путей продолжительностью 1361 м. На текущий ремонт объектов энергохозяйства было потрачено 8,5 млн рублей, 7,7 млн рублей предприятие потратило строительство и реконструкция контактной сети троллейбуса (2,4 км). Всего на эти мероприятия было потрачено 146,4 млн рублей.
Как сообщал РБК Краснодар, повышение тарифа еще на два рубля — до 28 рублей — произошло в июле 2019 года. По данным Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, действующий тариф в 26 рублей за одну поездку находился на 7% ниже фактической себестоимости, которая составляла 27,78 рубля. Новый тариф позволит продолжить стабильную работу, гасить в дальнейшем кредиторскую задолженность, а также проводить работы по ремонту подвижного состава и инфраструктуры предприятия.
По данным КТТУ, себестоимость одной поездки в троллейбусах и автобусах Краснодара достигает 34 рублей, в трамвае она составляет 21 рубль. В итоге за счет трамвайных перевозок предприятию удается не уйти «в минус».
При этом, по словам заместителя директора департамента транспорта администрации Краснодара Галины Шешиной, в повышении стоимости нет инвестиционной составляющей. В результате предприятию, как и ранее, потребуются субсидирование и поддержка со стороны города и края. В частности, мэрия выделит порядка 50 млн рублей на проектирование продления трамвайной ветки по улице Московской в Краснодаре. На уровне администрации Краснодарского края согласовано выделение 3 млрд рублей на обновление подвижного состава трамваев.
В парке КТТУ находится 268 трамваев, поэтому даже приобретение порядка 100 штук не решит полностью проблему с подвижным составом, отмечает главный инженер компании Геннадий Фролов. Таких масштабов обновления не было с советских времен, однако в настоящее время около 160 трамваев требуют либо списания, либо капитального ремонта. Ежегодно из строя будут выбывать дополнительные единицы.
Также остро стоит вопрос с ремонтом трамвайных путей, их в городе проложено 123,6 км, из них 108 км приходится на пассажирские. Согласно нормативным документам, ежегодно требуется проводить капитальный ремонт как минимум 8 км, но в реальности максимально приводились в порядок 2,4 км в год.
По данным пресс-службы мэрии Краснодара, КТТУ за 10 лет провело капитально-восстановительный ремонт 87 трамваев и 87 троллейбусов (более 25% всего парка транспорта учреждения).
В ходе капитально-восстановительного ремонта полностью обновили их техническое оснащение и обшивку кузова. Срок службы каждого трамвая продлен на 10 лет, троллейбуса — на 3 года.
Как пояснили в КТТУ, капитальный ремонт трамвая проводят каждые 300 тыс. км пробега, а капитально-восстановительный — после 1 млн 120 тыс. км пробега. Это примерно 16 лет работы на линии.
В настоящее время в парке КТТУ — 620 единиц подвижного состава (268 — трамваев, 183 — троллейбуса и 169 — автобусов). Средний возраст трамваев — 30, троллейбусов — 16 лет, автобусов — более 4 с половиной лет. С учетом продления срока службы после капитально-восстановительного ремонта: трамваев — около 21 года, троллейбусов — 15 лет.
Стратегия на будущее
Как следует из Стратегии транспортного развития Краснодара, на комплекс мероприятий по модернизации общественного транспорта кубанской столицы до 2034 года потребуется порядка 51 млрд рублей. Предполагается, что средства будут поступать из городского и регионального бюджетов, а также от крупных инвесторов (в частности, РЖД). Помимо инвестиционного проекта по строительству мультимодального узла рядом с аэропортом Краснодара, существенные суммы запланированы на закупку нового подвижного состава.
В Краснодаре основой развития общественного транспорта следует сделать трамвай, убежден директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект» (принимало участие в разработке стратегии) Владимир Валдин. Среди сильных сторон столицы Кубани Валдин также назвал «неплохое состояние» троллейбусов и их контактной сети, организацию парковочного пространства и большой потенциал развития железнодорожного транспорта. По данным разработчиков стратегии, пока трамвайная сеть Краснодара используется недостаточно эффективно — по тем же маршрутом может быть перевезено больше пассажиров. Среди недостатков Валдин упомянул малоразвитость сети магистрального транспорта, из-за чего пассажиры не могут доехать до нужной точки и вынуждены пересаживаться; преобладание автобусов малой вместимости; высокий уровень дублирования маршрутов; малую надежность маршрутов безрельсового транспорта в часы «пик». В результате пассажиропоток в Краснодаре в период с 2011 по 2017 годы только по трамваям снизился на 18%, а скорость их движения сократилась на 8-11%. «Каждый год население города прирастает, а пассажиропоток падает. Куда эти люди уходят? Они пересаживаются на личный автотранспорт», — отметил представитель «А+С Транспроект».
Главная задача города — сделать интересным общественный транспорт и стимулировать население пересаживаться на него, напоминает эксперт. Реализовать это планируется с помощью приоритета трамвайного сообщения и безрельсового транспорта, развития инфраструктуры магистрального транспорта, создания системы городской электрички, обновления подвижного состава. До 2023 года запланировано строительство четырех трамвайных линий протяженностью 12,2 км. А до 2034 года трамвайную сеть Краснодара планируется увеличить на 48,8 километров.
В долгосрочной перспективе предусматривается возможность строительства линий в поселок Индустриальный и в Немецкую деревню с продлением до станицы Елизаветинской. В результате всех мероприятий пассажиропоток в сутки должен вырасти с 484 тыс. человек в 2018 году до 694 тыс. человек в 2034 году. Больше всего увеличится пассажиропоток трамваев — в 2,5 раза. Доля краснодарцев, пользующихся общественным транспортом, по прогнозам, достигнет почти 20%.