Куда катится ОСАГО: натуральное возмещение не решило проблем на Кубани
Закон о приоритетном натуральном возмещении по ОСАГО вступил в силу 28 апреля 2017 года. Он предполагает, что вместо денежного возмещения страховые компании после ДТП станут направлять автомобили своих клиентов на ремонт в партнерские сервисные центры.
Новые правила распространяются только на те договоры, которые заключены после вступления закона в силу. При этом при расчете стоимости ремонта не учитывается износ авто, СТО используют только новые детали, а компании обязаны обеспечить выбор станций техобслуживания не далее 50 км от места аварии или регистрации транспортного средства.
Натуральное возмещение, которое было призвано решить проблему с так называемыми «криминальными автоюристами», пока занимает небольшую долю от общего количества страховых случаев. Об этом рассказал РБК Краснодар начальник отдела регулирования имущественного страхования Банка России Сергей Бабич.
«Статистика показала, что с момента запуска приоритета натурального возмещения в конце апреля, доля убытков, которая урегулировалась таким образом, составляет порядка 10%. Однако сейчас страховщики стали активнее взаимодействовать со станциями технического обслуживания, находить общие точки соприкосновения. Важно помнить, что взаимодействие СТО и страховщиков носит исключительно добровольный характер, обязанности заключать договор нет ни у одной из сторон», — отметил он.
Эти данные подтвердили и в пресс-службе Российского союза автостраховщиков. По сведениям организации, в отдельных регионах и компаниях доля натурального возмещения может быть значительно выше или ниже.
«Однако эта цифра все равно меньше тех ожиданий, которые были, когда реформа задумывалась. Мы планировали, что доля урегулирований в натуральной форме составит не менее 50%. Связано это с тем, что в ходе рассмотрения поправок были внесены очень жесткие требования. Например, к расположению СТО — не более 50 км от места аварии (или места регистрации автовладельца). А максимальный срок ремонта должен составлять не более 30 дней. Страховщики говорят, что такие требования во многих случаях невыполнимы как для небольших городов, так и для крупных», — пояснили в РСА.
По оценкам директора департамента послепродажного обслуживания «Ключавто» Александра Носко, в настоящее время показатели по натуральному возмещению находится на минимальном уровне — оно занимает не более 3% от оборота кузовного ремонта. Тем не менее, холдинг заключил договоры с основными игроками страхового рынка.
Главным сдерживающим фактором в «Ключавто» называют значительное несоответствие оценочной стоимости восстановительного ремонта по Единой методике расчета реальным затратам качественного восстановительного ремонта
«В большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что цена запасных частей по ЕМР ниже себестоимости оригинальных запасных частей. Некоторые группы товаров — в частности системы безопасности и оптика — могут отличаться в разы, причем в меньшую сторону. Пока этот вопрос не будет решен, проект натурального возмещения по ОСАГО будет находиться на том же уровне, без выраженной динамики роста», — считает Александр Носко.
Однако некоторые страховщики уверены, что эти проблемы носят временный характер. «Мы считаем, что система вполне разумная. Число случаев, которые были закончены ремонтом транспортного средства по ОСАГО, постоянно растет, что помогает в работе с автоюристами. Не все СТОА готовы сегодня ремонтировать ТС по расчету ЕМР, маржинальность ремонта некоторые ремонтные организации не устраивает. Но со временем на рынке все образуется», — полагает директор Краснодарского филиала «АльфаСтрахование» Кирилл Лукьянов.
Снова «красный»: убытки по ОСАГО продолжают расти
Обязательное страхование ответственности автоводителей продолжает оставаться в регионе одним из наиболее объемных и, одновременно, проблемных рынков. По словам Кирилла Лукьянова, на него приходится 34,6% всего страхового рынка Краснодарского края.
По итогам 2017 года сборы в регионе упали на 13,8%, составив 8,9 млрд рублей. А выплаты за тот же период оказались на уровне 10,47 млрд рублей. Полисы ОСАГО в регионе продают 47 компаний, при этом на ТОП-10 пришлось 80,9% сборов.
Несмотря на призванные улучшить ситуацию меры — онлайн-полисы и натуральное возмещение — в прошлом году на Кубани ситуация с ОСАГО значительно ухудшилась, говорят в пресс-службе РСА.
Помимо сокращения сборов и роста выплат, в 2017 году на 86% выросли выплаты по решениям суда. Если в 2016 году показатель составлял 3,1 млрд руб., то в 2017 году он увеличился до 5,6 млрд рублей.
«По проведенным РСА опросам страховых компаний, не менее 80% от объема судебных взысканий не доходит до потерпевшего (выгодоприобретателя) и «оседает» на банковских счетах юридических посредников. Данные показатели свидетельствуют о том, что проблема криминального автоюризма до сих пор актуальна в регионе», — рассказали в организации.
Кубань на протяжении нескольких лет входит в так называемую красную зону рейтинга Российского союза автостраховщиков — топ-20 «токсичных», т.е. убыточных по ОСАГО регионов. В 2016 году убыточность этого вида страхования в регионе выросла в два раза и достигла 128%. Как отмечали эксперты, такие показатели связаны с большим количеством дел, выигранных «автоюристами», и обилия мошеннических схем. В 2016 году ЦБ РФ предпринял ряд мер, направленных на то, чтобы улучшить ситуацию с ОСАГО в проблемных регионах. В частности, была введена система «Единого агента», онлайн-продажа полисов, а также преимущественное натуральное возмещение ущерба в случае аварии. В начале 2017 года регион на короткое время покинул «красную зону». В I квартале 2017 года Кубань опустилась с шестого на 24-е место, но уже через полгода вернулась в топ-20 «токсичных регионов». По итогам девяти месяцев край занял девятое место, а по итогам года — опустился на 11.