PROВино, 13 авг, 15:05

Мода на легкость: чем обусловлен рост выпуска белых вин в ЮФО и СКФО

Рост продаж и производства белых вин в РФ уже называют устойчивым «белым трендом». На Юге и Кавказе крупные и малые винодельни планируют постепенно наращивать выпуск белых вин, выяснил РБК Краснодар
Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

Спрос на белые вина в России растет год от года, и в профессиональной среде виноделов и аналитиков рынка эта тенденция уже именуется «белым трендом». По данным Wine Retail, с 2016 по 2023 годы доля белых вин в импортных поставках в РФ выросла с 37 до 50%.

Опрошенные РБК Краснодар виноделы Юга и Кавказа также отмечают рост спроса, а следом за ним и производства белого вина. Интерес к «белым» обусловлен изменением потребительских предпочтений в пользу напитков с меньшим содержанием алкоголя, сезонным фактором и модой на средиземноморскую кухню, считают представители отрасли.

Винодельческие предприятия в ЮФО и СКФО готовы увеличивать выпуск этой категории напитков на 2-10% в год. Также растет доля белых сортов среди закладываемых виноградников. Более динамичному развитию направления будет способствовать освоение новых виноградопригодных земель с подходящим более холодным климатом, убеждены эксперты.

«Белые» подросли

Большинство опрошенных представителей рынка на Юге подтверждают, что наращивают долю белых тихих и игристых вин. Так, в компании «Кубань-Вино» выпуск белых вырос в 1,5 раза за четыре года.

«С 2020 по 2023 год общий объем производства белых вин в «Кубань-Вино» увеличился на 54% — до 50,9 млн бутылок. При этом в структуре выпускаемой продукции доля белых вин практически неизменна и варьируется от 55 до 62%. Значительную долю белых вин составляют игристые — от 61% до 65%. И есть потенциал роста по данной категории вин», — рассказал РБК Краснодар заместитель генерального директора «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.

В Дагестане «Дербентская винодельческая компания» («Дербент Вино») изначально делала ставку именно на белые сорта, поэтому сегодня они занимают почти половину всего объема продукции предприятия.

«Белые вина (игристые и тихие) сегодня — это практически половина объема производимой продукции. В 2023 году это около 44% продукции или около 3,9 млн бутылок. На этапе посадок виноградников и запуска производства, кроме оценки и анализа терруара, мы сделали ставку или предвидели тренд на белые, свежие, фруктовые, яркие, легкие вина, мы поняли, что такой запрос в перспективе созреет у потребителя. И оказались правы», — рассказали в пресс-службе предприятия.

На новороссийской винодельне «Шато Пино» (Chateau Pinot) доля белых растет более скромными темпами — 2-5% в год, но тенденция увеличения отчетливо прослеживается.

«Сегодня в «Шато Пино» белые вина занимают долю в 40% от общего производства — порядка 350 тыс. бутылок в год. Выпуск от года к году прирастает на 2-5%. Эта тенденция отчетливо прослеживается», — подтвердил руководитель службы маркетинга винодельни Олег Громов.

На винодельне Nesterov winery (туристический комплекс «Винотеррия») белые вина доминируют, их доля составляет около 65%. Ежегодно на предприятии производят 13 тыс. бутылок белых и 7 тыс. бутылок красных вин, рассказала амбассадор винодельни Анна Нестерова.

«За последние два года их доля сильно не поменялась, так как наша винодельня еще в плане возраста лоз предприятие молодое, свой первый винтаж мы выпустили в 2020 году с урожая 2019 года. И, начиная с прошлого года, мы постепенно досаживаем по несколько тысяч новых саженцев белых сортов. Но молодые виноградники еще не вступили в плодоношение, поэтому их доля еще не поменялась», — пояснила Анна Нестерова.

Основатель «Семейной винодельни Литавщуков» Дмитрий Литавщук, рассказал, что отзываясь на спрос потребителя, предприятие не только наращивает долю белых вин, но и расширяет их ассортимент.

«Мы начали производить оранжи (белые вина, изготовленные по технологии красных, с выдержкой на дробленой ягоде), стали делать купажи из белых вин. Добавились и новые сорта винограда, например, белый мускат, напитки из которого отличаются легким, элегантным вкусом», — пояснил Литавщук.

Здоровье, лето и вино

Говоря о причинах растущей популярности белых вин, игроки рынка отмечают моду на более здоровый образ жизни, а также сезонный спрос на выбор напитков. Как рассказала автор Youtube-канала «МинВин» («Министерство вина») блогер Юлия Макарова, рост популярности белых — это всемирный тренд. Несмотря на то, что исторически в России потребители любили насыщенные, полусладкие красные вина, вкусы россиян постепенно смещаются в пользу белых вин.

«Для предприятий сегодня появилось достаточное количество недорогих и эффективных технологические способов изготовления белого вина — системы охлаждения, защиты от окисления. Улучшилась ароматика вин. Поэтому виноделы этот тренд подхватили, и я думаю, дальше будут его развивать», — пояснила Макарова.

В «Кубань-Вино» подчеркнули, что рост сегмента обусловлен исключительно интересом самих потребителей. «Алкогольная мода» смещается в сторону белых и игристых вин. В «Шато Пино» и «Дербент Вино» отметили гастрономичность белых вин.

«Рост производства обусловлен спросом среди потребителей, которые все чаще выбирают легкие напитки с меньшим содержанием алкоголя. Кроме того, это достаточно гастрономичные вина, они отлично подходят под легкую, полезную еду, популярные блюда средиземноморской кухни и морепродукты. Также можно отметить сезонность спроса. В теплое время года белые вина становятся локомотивом продаж, потому что потребитель, опять же, предпочитает более легкие напитки в жаркую погоду», — пояснил представитель «Шато Пино» Олег Громов.

Винодел Nesterov winery Александра Доротенко пояснила, что в целом на Юге и Кубани популярность белых объясняется развитием местной кулинарии и мягким климатом.

«В Краснодарском крае и у нас в хозяйстве, по нашему мнению, это обусловлено акцентом на развитие локальной черноморской кухни, теплым климатом в течение девяти месяцев в году», — рассказала Доротенко.

В «Дербент Вино» отметили, что в процессе производства работать с белыми сортами легче, и у виноделов больше «простора для творчества».

Задел на будущее

Доля белых вин в производстве на юге России и Кавказе будет увеличиваться, подтверждают игроки рынка. Так, например, «Кубань-Вино» уже в 2024 году увеличит производство белых тихих и игристых вина на 10,7%, рассказал Евгений Емельянов.

Планируют увеличивать объем таких напитков и малые хозяйства, в том числе, «Семейная винодельня Литавщука».

«В ближайшее время планируем увеличивать объем производства белых вин пропорционально с учетом ввода новых виноградников. Также еще несколько гектаров вступят в фазу плодоношения, поэтому выпуск белых вин возрастет. В перспективе ближайших трех лет планируется увеличить их производство на 5-10% в год», — рассказал Дмитрий Литавщук.

В Nesterov winery будут увеличивать долю производства белых из гибридных сортов, которые сегодня преобладают на полях винодельни.

«Мы будем постепенно увеличивать долю белых вин, с акцентом на те сорта, которые уже выращиваем, в частности гибридные, так как они за годы работы хорошо показали себя и стали флагманами и хитами продаж среди аудитории нашего ресторана «Винотеррия». И уже через 2-3 года сможем увеличить долю белых вин на 3 тыс. бутылок. В дальнейшем будем продолжать досаживать еще белые сорта», — рассказала Анна Нестерова.

В Дагестане также планируется наращивать выпуск белых. В планах «Дербент Вино» есть увеличение посадок белых сортов. На данный момент из запланированных посадок около 33% — это белые сорта.

Блогер Юлия Макарова подчеркнула, что уровень развития производства белых вин в разных винодельческих регионах разнится. Например, в Крыму это делать сложнее. В жарком климате ягода накапливает много сахара, сахар перерабатывается дрожжами в алкоголь. В результате получаются более крепкие вина.

«На мой взгляд, чтобы делать удачные белые, нужно уходить туда, где прохладнее. И здесь рынок могут заинтересовать именно новые еще неосвоенные участки земель. Например, такие территории есть в Крымском районе Краснодарского края. Местный климат будет способствовать выращиванию этих сортов», — резюмировала Юлия Макарова.

Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«Зарплата улетела в трубу». Как инфляция привела к конфликтам в компаниях
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Свободной торговле полупроводниками пришел конец». Что угрожает TSMC
Pro
«Я был боссом, как теперь подчиняться» — 5 страхов возвращения в наем
Pro
В изучении английского нет прогресса: узнайте, как выйти из тупика
Pro
Неверные франчайзи уходят к другим: 6 способов сохранить и их, и бизнес
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах