PROДвижение, 13 ноя 2023, 13:58

Вместе или порознь: что сгладит неравномерность диджитал-среды в АПК Дона

Ростовская область – один из крупнейших экспортеров и поставщиков сельхозпродукции в РФ. При этом АПК региона испытывает сложности с внедрением цифровизации. Эксперты и игроки рынка рассказали, что исправит ситуацию
Читать в полной версии
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Ростовской области, составляя 12,2% в структуре ее валового регионального продукта. Согласно Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, одним из ключевых трендов отрасли является развитие «умного» сельского хозяйства. Как указано в документе, цифровые решения в АПК позволят передовым участникам рынка получать на 20-50% больше валовой прибыли, чем «традиционные» хозяйства.

К «умному» сельскому хозяйству относят беспилотную сельскохозяйственную технику, в частности, беспилотные комбайны, работающие с использованием нейронных сетей, а также дистанционное зондирование земли с помощью космоснимков, беспилотные летательные аппараты, датчики и сенсоры, навигационные спутниковые системы (ГЛОНАСС/GPS), IoT-платформы и др.

Цифровые сервисы и технологии все чаще применяются аграриями Ростовской области. В частности, наиболее популярными являются системы мониторинга техники и точное земледелие, отметил начальник отдела научно-технического кадрового обеспечения АПК минсельхоза региона Олег Холодов. С каждым годом спрос на цифровые инструменты среди аграриев увеличивается.

По словам чиновника, около 17% сельхозмашин используют ГЛОНАСС. Помимо этого, порядка 1 млн га обрабатываются с помощью цифровых технологий, а элементы точного земледелия применяют более 1,3 тыс. хозяйств. Оцифровка полей осуществляется в 270 хозяйствах, аграриями используется локальный сбор в системе координат, широкое распространение получают такие инструменты, как дифференцированное опрыскивание, внесение удобрений, орошение, составление карт урожайности.

«Я бы сказал, что цифровизация будет актуальна не только в условиях турбулентности, потому что это один из инструментов повышения эффективности сельхозпроизводства. В Ростовской области активно развивается точное земледелие. Мы отмечаем, что в последние годы часто сельхозтоваропроизводители приобретают машины, которые используют цифровые технологии. Они оснащаются ГЛОНАСС», — пояснил Холодов.

Подтвердил растущий интерес к инструментам цифровизации со стороны аграриев не только Ростовской области, но и всей страны, генеральный директор поле.рф Евгений Белов. Несмотря на то, что в аграрной отрасли еще сохраняется консерватизм, в ближайшие 3-4 года ее ожидает активное внедрение и развитие цифровизации. Причиной этого станет высокая эффективность диджитал-инструментов, которые решат проблемы роста себестоимости, ухода зарубежных компаний и дисбаланса цен.

«Если говорить про цифровизацию, то тут нужно говорить про всю Россию без каких-либо разделений на Юг или центр страны. Безусловно, Юг является одним из передовых регионов, Ростовская область не исключение. В Ростовской области за последний год мы увеличили свою базу сельхозтоваропроизводителей более чем на 60%. По нашей оценке, в ближайшие 3-4 года ожидается скачкообразное развитие цифровизации агропромышленного комплекса по одной простой причине — диджитал дает дополнительный стимул в эффективности бизнеса. Ситуация, в которой находится отрасль, а это увеличение себестоимости, ограничения, связанные с уходом ряда компаний с рынка РФ, цены, не отвечающие ожиданиям аграриев, все это так или иначе приведет к тому, что нужно будет искать эффективные решения», — подчеркнул Белов.

Преграды для «цифры»

Препятствуют развитию цифровизации агропромышленного комплекса Ростовской области неравномерность процессов внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственных предприятиях, низкая доступность современных решений для широкого числа малых и средних предприятий, а также дефицит работников и большой кадровый разрыв между городом и селом. Решить же все трудности поможет комплексная работа государства, науки и аграриев, считают эксперты и игроки рынка.

Как отметил руководитель проекта по оценке сельхозугодий «Оценка.Бабенко», член методического совета Русского общества оценщиков Роман Бабенко, наиболее активно цифровизацию на данный момент используют крупные агрохолдинги, при этом средние и малые предприятия также внедряют диджитал-инструменты, но менее массово, подстраивая их под разные цели.

«Уровень цифровизации в Ростовской области очень разный. Крупные агрохолдинги, у которых в обработке находится более 10 тыс. га земли, активно внедряют цифровизацию, конкурируют между собой. Есть другой сегмент компаний — от 100 до 1 тыс. га, у них средний уровень цифровизации. В небольших же хозяйствах, которые работают на разнообразие продукции, в целом уровень цифровизации невелик, но они берут другим. Диверсификация производства дает возможность более точно подстраиваться под культуры, почвы и поля, благодаря чему каждое отдельное направление стоит на достаточном уровне в диджитале», — пояснил Бабенко.

Подтвердила эту точку зрения генеральный директор ООО «АГРАРУМ-ТЕХНИКА» Татьяна Медведева. «Цифровизация, искусственный интеллект, GPTChat — все это распространено в работе крупных агрохолдингов. Что касается малого и среднего бизнеса, то им до всех этих инструментов идти очень долго и с большими препятствиями», — пояснила она.

Кадровый вопрос цифровизации

Игроки рынка сошлись во мнении, что кадровый голод, который фиксируется во всех отраслях АПК Ростовской области, осложняет цифровизацию сельского хозяйства региона. Также руководитель отдела исследований и разработок АО Агрохолдинг «СТЕПЬ» Вячеслав Димитренко назвал причину такой ситуации — это дисбаланс развития социально-культурной инфраструктуры города и села.

«Цифровизацию в Ростовской области тормозит дефицит кадров, который вызван очень простой вещью — дисбалансом развития социально-культурной инфраструктуры города и села. Сегодня основная задача высшего образования — это подготовка специалистов, которые умеют методологически ставить задачи и находить пути их решения. Когда такой специалист находится на производстве, он сам знает, что ему нужно сделать, его не надо никуда толкать. Это задача кадрового обеспечения производства», — пояснил Димитриенко.

По его словам, второй проблемой является работа с обширными массивами данных. «У нас накоплены огромные массивы данных по каждому полю, по каждому участку, по всем территориям. Мы сегодня идем по пути упрощения этой информации — из огромного массива данных мы выделяем ровно те данные, которые влияют на наш потенциал урожайности, на наши затраты и на наше дальнейшее экологическое воздействие на почву», — добавил руководитель отдела исследований и разработок АО Агрохолдинг «СТЕПЬ».

Подтвердил сложную кадровую ситуацию начальник центральной диспетчерской службы агробизнеса ГК «ТД «Сигма» Артем Иванов. Ситуация осложняется тем, что на многих хозяйствах работники пока что не готовы переходить к новым методам работы. На введение цифровых инструментов в сельское хозяйство уходит немалый срок, замечает Иванов. Многие задачи зависят от агрономов, работающих в поле. Уровень подготовки специалистов и их количество на данный момент недостаточны, заверяет эксперт.

«Мы начинаем вносить «цифру» на тех хозяйствах, где ее никогда не было. Все агрономы работают по старым схемам: с блокнотом. Перевести на работу с телефоном или планшетом — сложный процесс. Требует год-полтора, чтобы агроном стал заинтересован в работе с этим инструментом», — отмечает Иванов.

В свою очередь, территориальный руководитель в ЮФО Университета Иннополис Игорь Мошкин подчеркивает, что дефицит кадров — это краеугольный камень не только в количественных параметрах, но и в вопросе качества образования.

«Нужны кадры, которые могут решать задачи, стоящие перед отраслями. Сейчас цифровизация — это конкурентоспособность. Поэтому важно обучать специалистов, готовых к цифровой трансформации, которые могут решать востребованные задачи», — заключил Мошкин.

Более того, в кадровой ситуации можно выявить сразу несколько проблем, заявила генеральный директор «АГРАРУМ-ТЕХНИКА». «Первая проблема — это нехватка кадров, вторая — глубокая необразованность как профильных специалистов, так и тех, кто должен отвечать за использование цифровых сервисов. Далее — возраст кадров, так как на сегодняшний день зачастую специалисты старше средних лет, что усложняет внедрение цифровых сервисов. Чтобы решить эту проблему, государству, науке и фермерам необходимо работать сообща, тогда ситуация улучшится», — добавила Медведева.

На что направить фокус внимания

По мнению ученых, для развития АПК региона аграриям необходимо сосредоточиться на сохранении плодородии почв, в чем также помогут инструменты цифровизации. Как отметила зав. лабораторией интеллектуальные агроэкосистемы Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ Светлана Сушкова, в Ростовской области разрабатывается метагеномная карта почвы.

«Наша научная группа уже много лет занимается как цифровизацией сельского хозяйства, так и мониторингом техногенного воздействия на почвы сельхозугодий, техногенных нарушений почвы и других объектов окружающей среды. Также мы активно занимаемся разработкой метагеномной карты почвы Ростовской области, создаем основы ее понимания и чтения, оцифровываем полученные данные. Благодаря использованию цифровых технологий и полученному результату мы будем предлагать сельхозпроизводителям уже готовые полученные данные, которые отработаны с точки зрения понимания, каким образом микроорганизмы могут вести себя в почвах наших территории», — объяснила Сушкова.

По словам заведующей кафедрой почвоведения и оценки земельных ресурсов Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ Татьяны Минкиной, при помощи цифровых инструментов метагеномная карта почвы Ростовской области постоянно пополняется актуальными данными. На их основе появляется возможность создавать биопрепараты, которые будут наиболее эффективно работать именно на территории региона.

«Мы смогли сделать карту метагеномной почвы Ростовской области интерактивной, она постоянно пополняется. На основе этого мы можем создавать биопрепараты, которые будут работать именно у нас в регионе, в условиях особенностей климата, что сейчас крайне важно. Причем это будет работать консорциумом. Не так, как предлагают товаропроизводители — отдельными микроорганизмами, а именно консорциумом этих элементов, что даст возможность устойчивого сохранения эффективности биопрепаратов», — пояснила Минкина.