На Кубани — пить: какой алкоголь предпочитают жители и гости Юга
Потребление пива в Краснодарском крае, на которое приходится почти 72% от общего объема розничных продаж алкоголя, в январе-сентябре 2017 года сократилось на 7,9%. Если годом ранее за аналогичный период в регионе приобрели в общей сложности 17,5 млн дал напитка крепостью от 0,5% до 8,6%, то в этом году показатель сократился на 1,3 тыс. дал, сообщили РБК Юг в департаменте потребительской сферы Кубани.
Также жители и гости Краснодарского края стали употреблять меньше винных напитков, которые занимают долю рынка в 3%. Розничные продажи в этом сегменте упали на 1,8% до 702 тыс. дал. Среди аутсайдеров рынка также оказалось игристое вино, реализация которого «просела» на 6% до 475 дал.
Стали меньше пить пивных напитков (-12,3% до 1,14 млн дал), сидра и пуаре (-26% до 329 тыс. дал), ликерных вин (-19,2% до 1,9 тыс. дал), бренди и коньячных напитков (-66,5 до 118 дал).
При этом столовые вина, на которые приходится около 7% рынка, продемонстрировали рост розничных продаж на 7,2%. Всего за минувшие девять месяцев в регионе было реализовано 1,56 млн дал вина.
На 8,5% (до 1,3 млн дал) приросли и продажи водки, которая в общей структуре продаж алкогольных напитков в Краснодарском крае занимает долю в 5,8%.
Значительный рост в 2,2 раза продемонстрировали фруктовые вина — их продажи поднялись с 60 тыс. дал до 194 тыс. дал.
Кроме того, увеличилось потребление рома (+66,1% до 11 тыс. дал), виски (+57,4% до 88,1 тыс. дал), пива крепостью выше 8,6% (в 1,4 раза до 1,9 тыс. дал) и ликероводочных изделий (+11,8% до 103,1 тыс. дал).
Губит не пиво
По словам председателя Союза пивоваров Кубани Вячеслава Меркулова, в настоящий момент рынок пива в регионе находится не в лучшем состоянии. Продажи падают второй год подряд, а в 2017 году бизнес перешел в стадию стагнации.
«Причина в доходах населения, которые падают, а расходы на коммунальные услуги и другие траты растут. По нашим предприятиям мы видим падение продаж на 15-20%. Еще влияние оказывает увлечение правильным образом жизни, которые переключают внимание молодого поколения на более здоровые напитки», — отмечает Меркулов.
Рост продаж крепких напитков, в частности, водки, эксперт объясняет легализацией рынка и переходом производителей из теневого сектора, а также улучшением системы учеты благодаря ЕГАИС. «По нашим наблюдениям, падение происходить на всем рынке алкогольной продукции», — поделился Меркулов.
Дальнейшее развитие ситуации, по оценкам председателя Союза пивоваров Кубани, зависит от стимулирования со стороны государства — в настоящее время политика ориентирована на сжатие рынка.
Схожего мнения придерживается и заместитель директора ООО «Кеат+» Александр Максимов. «До нас все-таки дошел кризис, люди стали экономить на алкоголе. Если 2015 год прошел хорошо, то в конце 2016 года мы ощутили падение, которое продолжилось и на протяжении всего 2017 года. Спрос на пиво сократился, по нашим оценкам, примерно на 30%», — отметил он.
По мнению Максимова, на продажи пива также повлиял рост числа мини-пивзаводов, которые работают в теневом секторе и забирают часть рынка.
В торгово-логистической сети «Алтима» (занимается оптовыми поставками алкоголя, в т.ч. в сеть «Алкотека») рассказали, что не заметили сокращения продаж. По данным компании, спрос на алкогольные напитки в Краснодарском крае удерживался на стабильном уровне.
В сети супермаркетов «Табрис» отметили падение интереса к обычному пиву, наряду с увеличением объемов реализации крафтовых сортов.