Пожары на Кубани: кто поджигает и кому тушить
Совместная противопожарная экспедиция «Гринпис России» и «Экологической вахты по Северному Кавказу» должна была проходить с 5 по 16 сентября в Ахтаро-Гривенской системе лиманов, где расположены водно-болотные угодья, находящиеся под защитой Рамсарской конвенции. После ночного нападения неизвестных на лагерь экологов все работы были досрочно прекращены.
Об итогах и планах на будущее представители Greenpeace и «Эковахты» рассказали 13 сентября на пресс-конференции в Краснодаре. В этот же день стало известно, что Минюст внес «Экологическую вахту по Северному Кавказу» в реестр иностранных агентов.
Какие цели были у экспедиции
Как пояснила ассистент руководителя отдела по работе с волонтерами «Гринпис России» Софья Косачева, добровольческие противопожарные экспедиции работают в течение года в различных регионах России. «В этом году мы впервые приехали с подобной экспедицией в Краснодарский край, чтобы помочь нашим коллегам получить больше практики, как максимально безопасно и качественно работать на пожарах, и помочь сохранить те ценные территории, где обитают краснокнижные птицы», – пояснила она.
На Кубань волонтеры прибыли в сентябре, т.к. именно в это время года здесь отмечается повышенная пожароопасность. Конкретное место проведения экспедиции было выбрано «Эковахтой», рассказали представители Greenpeace.
Заместитель координатора «Эковахты» Дмитрий Шевченко добавил, что местные экологи уже несколько лет отслеживают проблему пожаров в районе водно-болотных угодий «Дельта Кубани», которые находятся под защитой Рамсарской конвенции.
По данным официального сайта «Эковахты», мониторингом ситуации в дельте Кубани кубанские экологи занялись в рамках международного проекта природоохранного проекта «Сохранение прибрежных водно-болотных угодий в России и США». С американской стороны работу курировала руководитель организации Crude Accountability Кейт Уоттерс, в 2012г. она посетила Краснодарский край и вместе с активистами выезжала в район ВБУ «Дельта Кубани».
Как отметил Шевченко, из-за отсутствия необходимых навыков и оборудования в предыдущие годы они не тушили огонь, а лишь «пытались заставить пожарных принимать какие-то меры».
«Чтобы эффективно решать проблемы, мы выступили с инициативой пригласить наших коллег из противопожарной программы «Гринписа» в этом году в экспедицию в Краснодарский край. Основная цель – обучить наших активистов навыкам тушения ландшафтных пожаров и получить часть оборудования, чтобы мы сами смогли их тушить», – пояснил он.
По словам Шевченко, после нападения «пришлось скорректировать работу экспедиции», однако ее основные цели были достигнуты.
Из-за чего происходят пожары
По данным экологов, большинство ландшафтных пожаров вызваны непреднамеренными (костры рыбаков и т.д.) или целенаправленными поджогами. Особенно часто возгорания случаются в канун открытия сезона охоты на водоплавающую птицу.
Шевченко рассказал, что тростник могут выжигать охотники с целью «получить доступ к плесам», и селяне, чтобы «расчистить территорию от растительности». Также пожары используются для конкурентной борьбы между охотничьими хозяйствами или организуются местными жителями, недовольными тем, что им запрещают бесплатно охотиться на угодьях, переданных в аренду коммерческим компаниям.
Основной целью совместной с Greenpeace противопожарной экспедиции «Эковахта» называла контроль за ситуацией в Бейсугских плавнях, на территории которых в это время регулярно происходят палы. По мнению Шевченко, масштабные пожары, которые случаются ежегодно в низовьях р.Бейсуг в конце августа – начале сентября, могут быть связаны с тем, что ФГУП «Бейсугское нересто-вырастное хозяйство» целенаправленно поджигает тростник, чтобы сэкономить на его покосе.
При этом, по информации региональных СМИ, местное население зачастую подозревает в пожарах самих экологов. «Они говорят, что у них супер-оборудование, которое способно оперативно реагировать. Но пожар все равно не удается потушить. Не знаю, с чем это связано: со сложностью пожара или есть в этом какой-то подвох. Это не только мое мнение. Люди приходят ко мне и говорят: вот появились эти машины – появились и пожары», – заявлял в эфире ГТРК «Кубань» глава хутора Новопокровский Георгий Годына.
А в 2015г. «Эковахта» рассказывала, что работники сельхозпредприятия подозревали в поджогах Бейсугских плавней неких «американских наемников».
И руководство Бейсугского нересто-вырастного хозяйства, и представители экологических организаций обвинения в причастности к поджогам отрицают.
Кто должен тушить
Руководитель программы «Гринпис России» по защите особо охраняемых природных территорий Михаил Крейндлин напомнил, что в ноябре 2015г. постановлением российского правительства был введен запрет на выжигание сухой растительности. «По этому поводу есть полное взаимопонимание с ГУ МЧС, они активно проводят кампанию по запрету травяных палов. Однако без активной позиции гражданского общества ничего не решается. Если люди поймут, что жечь не только плохо и вредно, но и не законно, то тогда это проблема будет снята», – отметил он.
В «Гринпис России» считают, что негативная ситуация с пожарами характерна для многих регионов России, однако эффективно она решается только там, где активные группы добровольцев помогают государственным органам с ними бороться.
По мнению Крейндлина, МЧС и другие государственные структуры, которые уполномочены ликвидировать возгорания, не имеют необходимой техники и оборудования для тушения ландшафтных пожаров – особенно в степи и зарослях тростника. «Это не их вина, это их беда. Поэтому усилия добровольцев для борьбы с этими пожарами очень важны», – считает он.
Свои заинтересованность в борьбе с ландшафтными пожарами уже высказали и кубанские казаки.
Как рассказал РБК Юг руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин, 12 сентября перспективы сотрудничества с волонтерами обсудили представители штаба Кубанского казачьего войска. По словам Куксина, собеседники подчеркнули, что казачество не имеет отношения к нападению на экологов. «Сказали, что попробуют узнать, а если казаки к этому все же причастны, то они сами с этим разберутся», – добавил он.
Также казаки заявили, что готовы взаимодействовать по тушению пожаров и ловить поджигателей, но сейчас не могут активно заниматься этим из-за продолжающихся военно-полевых сборов. Экологи говорят, что готовы предоставить все необходимые методические материалы и провести курс обучения.