Краснодарский край, 14 дек 2015, 17:44

Кубань планирует за 3 года сократить госдолг на 9 млрд рублей

Власти Краснодарского края вплотную занялись долговой политикой региона: за 2016-2018гг. планируется снизить объем госдолга субъекта на 9 млрд до 137,7 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Власти Кубани в конце ноября этого года утвердили распоряжение о долговой  политике региона на 2016-2018гг. Согласно ему, по итогам  2015г. объем государственного долга Кубани должен составить 146,7 млрд руб., в 2016г. — 143,7 млрд руб., в 2017г. — 140,7 млрд руб., а в 2018г. — 137,7 млрд руб. Таким образом  ожидается, что за 2016-2018гг. объем займов  казны региона снизится на 9 млрд руб.

Высокая долговая нагрузка - главная проблема бюджета региона. Об этом во время инаугурации нового главы края Вениамина Кондратьева заявлял полномочный представитель президента в ЮФО Владимир Устинов. Позже вице-губернатор края Игорь Галась признался в интервью ИА РБК-Юга, что край больше не может наращивать долговую нагрузку. При этом, по данным старшего аналитика компании "Альпари" Анны Бодровой, в рейтинге региональных должников Краснодарский край по итогам 9 мес. 2015г. занимал  второе место с долгом  в 139 млрд руб.  "Первая строчка этого сомнительного по достижениям рейтинга принадлежит Москве с долгами в 143 млрд руб. Суммы примерно равны, но очень различается степень долговой бюджетной нагрузки", — говорит собеседница агентства.

Для столицы это всего 9,1% в соотношении долга к доходам субъекта, для Краснодарского края - более 93%. "Речь идет о доходах региона к налоговым и неналоговым поступлениям. В этом свете показатели для Кубани смотрятся все более пугающими, тем более что они растут", — поясняет Бодрова.

Стоит отметить, что до 2009г. Кубань имела один из самых низких по РФ уровней государственного долга — 7 млрд руб. Однако мировой экономический кризис снизил объем поступлений доходов в краевую казну, что привело к поиску заемных средств. Кроме того, в 2010-2014гг. бюджету региона пришлось финансировать ряд расходов на проведение Олимпиады и Формулы 1 в Сочи, а также выдавать гарантии по связанным с ним объектам. Также  в этот период  регион вынужден был направлять средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (в том числе из бюджета пришлось компенсировать убытки пострадавшим при новоднении в Крымске в 2012г.). В результате в 2014г. объем госдолга Кубани вырос в 19,5 раз (к уровню 2009г.) и составил 136,3 млрд руб.

Определенная работа по снижению долговой нагрузки руководством края уже ведется. Например, краю удалось реструктуризировать бюджетный кредит от 2012г. на сумму 37,3 млрд руб.: с 1 января 2015г. ставка по нему снизилась с 0,5% до 0,1% годовых.

Также в текущем году дополнительно были реструктуризированы бюджетные кредиты на сумму 16,1 млрд руб. Ставка снизилась до  0,1% годовых, а возврат предусмотрен в период с 2025г. по 2034г.

При этом  в материалах Минфина отмечено, что в 2015г. потребность в привлечении заемных средств регионом снизилась, государственные гарантии на этот год не предусмотрены. Перечисленные выше факторы должны постепенно снижать долговую нагрузку на бюджет края. Если в 2014г. она достигала 92,7% (рассчитывается как отношение объема госдолга к доходам бюджета за вычетом безвоздмездных поступлений), то к 1 января 2019г. показатель должен составить не более 50%. 

Ожидается, что в 2016-18гг. госдолг снизиться из-за уменьшения объема обязательств по государственным гарантиям Краснодарского края. Кроме того, в 2017г. планируется снизить объем обязательств по заемным средствам.

"Планово понижать долговую загрузку - это хорошее намерение, но в отношении Краснодарского края нужно полностью менять модель управления долгами. Текущая -  неэффективна", — уверена Бодрова.

Она считает, что можно пробовать перенять опыт Татарстана, которому ранее принадлежала "бронза" в рейтингах должников, но регион погасил часть долга всего за три месяца, сократив на 3% долговую нагрузку по сравнению с показателями начала года.

Как ранее сообщалось, государственный долг Краснодарского края с начала текущего года вырос на 3,8% и на 1 декабря 2015г. достиг 141,5 млрд руб.

В частности, за указанный период в структуре госдолга увеличился объем обязательств по коммерческим кредитам — на 6,5 млрд руб. и составил 59,1 млрд руб. (на 1 декабря этого года). Также вырос объем задолженности и по бюджетным кредитам — на 3,4 млрд руб. до 66,8 млрд руб. В то же время снизился объем обязательств по ценным бумагам региона — на 4,8 млрд руб. до 3,6 млрд руб. Однако уже в начале декабря этого года регион выпустил новый облигационный заем на 4,8 млрд руб.

Добавим, что обслуживание госдолга обходится бюджету края в приличные суммы. В Минфине Краснодарского края ранее заявляли, что на обслуживание госдолга ежегодно тратится не более 4% расходов бюджета. При этом допустимое значение — 10%. Например, в 2014г. Краснодарский край потратил на обслуживание госдолга 6 млрд руб. Согласно последним изменениям в закон "О краевом бюджете на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017 годов", доходы края в этом году должны составить 193,286 млрд руб. С момента принятия первой версии бюджета (в декабре 2014г.) они выросли всего на 6,6%. В то же время расходы краевой казны в последней версии документа выросли против изначально запланированных на 11,7% (до 208,276 млрд руб.).

Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Будет и хорошо, и ужасающе»: что Маск, Далио и другие думают про 2025-й
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено