ОСАГО докатилось до натурального возмещения
Закон о введении натурального возмещения по ОСАГО может вступить в силу уже в мае 2017г., рассказал РБК Юг зампредседателя Центрального Банка РФ Владимир Чистюхин.
Натуральное возмещение по ОСАГО предполагает, что вместо денежного возмещения страховые компании после ДТП будут направлять автомобили своих клиентов на ремонт в партнерские сервисные центры. Материальные выплаты будут проводиться в особых случаях.
К настоящему моменту законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Его последняя редакция предполагает, что он начнет действовать одновременно во всех регионах страны, а не только в «токсичных» субъектах РФ. Ранее сообщалось, что в число пилотных территорий могут войти Краснодар, Ростов, Волгоград и Ставрополь.
Новые правила распространятся только на те договоры, которые будут заключены после вступления закона в силу, поясняет Чистюхин. Законопроект предполагает, что при расчете стоимости ремонта не станут учитывать износ авто, СТО будут использовать только новые детали, а компании будут обязаны обеспечить выбор станций техобслуживания не далее 50 км от места аварии или регистрации транспортного средства.
«У страховщиков есть большое количество вопросов к текущей версии законопроекта. Мы понимаем, что компании хотят сократить свои издержки. Но так как у ОСАГО есть социальная составляющая, то изменения необходимы», – отметил зампред Центробанка.
Вопросы есть
По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, страховое сообщество возлагало надежды на законопроект и рассчитывало, что переход на натуральное возмещение поможет в борьбе с автоюристами.
«Однако при обсуждении документа было предложено – и в результате внесено в него – огромное количество поправок, которые нивелируют положительный эффект от нововведений. В частности, вошло положение об использовании при ремонте только новых запасных частей, установлены несоразмерно жесткие требования по удаленности СТО, что дает возможность недобросовестным посредникам манипулировать с выбором ремонтных станций. Реализация этих норм существенно сократит количество автовладельцев, которые смогут использовать ремонт как форму возмещения по ОСАГО», – пояснил он.
При этом, по мнению Юргенса, из-за старения российского автопарка переход только на новые детали приведет к тому, что лишь треть автовладельцев сможет получить натуральное возмещение по ОСАГО. А отказ от учета износа повысит расходы компаний на ремонт в среднем на 20-25%.
«Страховщики должны иметь возможность по аналогии с международной практикой предлагать ремонт качественными, но не обязательно новыми деталями. Выбор же станции технического обслуживания должен осуществляться страховыми организациями», – считает президент Российского союза автостраховщиков.
Большую степень износа российского автопарка отмечает руководитель управления андеррайтинга обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
«По текущей версии проекта бумаги, видится, что государство хочет за счет частного бизнеса обновить парк транспортных средств, который в России очень стар: средний возраст машин составляет около 10 лет, износ узлов и агрегатов превышает 70%, в то время как страховщики уже работают за пределами рентабельности и в убыток по ОСАГО», – рассказал он РБК Юг.
Макаров считает необоснованным пунктом максимальную удаленность СТО. «Требовать от страховщика обеспечить наличие сервиса в пределах 50 км от точки убытка – также весьма странно, ведь это мягко говоря не проблема страховщиков – где и как расположены сервисы. Ведь владельцы сервисов тоже принимают для себя бизнес-решения, когда выбирают территорию и площадку для бизнеса. Еще не было ни одного владельца автосервиса или дилерского центра, что поинтересовался бы у страховщиков – куда нам удобней машины в ремонт отправлять», – отметил эксперт.
В масштабах России далеко не всегда возможно соблюдать норму в 50 км, соглашается директор Краснодарского филиала компании «Росгосстрах» Александр Казаков. Также на доставку некоторых новых деталей может потребоваться несколько месяцев, однако законопроект обязывает провести ремонт в течение 30 дней.
Помимо этого, в ближайшие годы поправки не смогут помочь в борьбе с мошенниками, подчеркивает Казаков.
«Предполагается, что закон будет распространяться только на новые договоры страхования, тогда как страховщики предлагали распространить его действие и на уже проданные полисы, особенно в «токсичных» регионах. То есть у «автоюристов» и аферистов разного уровня есть еще три года на осуществление мошеннических схем, поскольку страховая компания несет ответственность по договору ОСАГО в течение трех лет», – поясняет он.
Перспективы пока туманны
Пока трудно прогнозировать, какое влияние законопроект окажет на рынок Краснодарского края, отмечает Казаков. «Если закон примут в нынешней редакции, то говорить о каком-то позитивном влиянии можно будет не раньше, чем через три года, когда закончится ответственность страховой компании по старым договорам, а пока уровень мошенничества в сфере ОСАГО в Краснодарском крае остается очень высоким», – подчеркнул руководитель краснодарского филиала «Росгосстраха».
Одного закона о преимущественном натуральном возмещении будет не достаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию на рынке ОСАГО, считает Юргенс. По его мнению, после вступления его в силу страховщики получат временную передышку.
«Банк России уже выступил с инициативой по принятию отдельного закона о противодействии страховому мошенничеству, который позволял бы специалистам, владеющим особыми знаниями в сфере страхования (страховым детективам), разбираться со сложными ситуациями. Кроме того, мы выступаем за то, чтобы местные администрации и правоохранительные органы осознали, что только совместными усилиями можно переломить ситуацию», – говорит он.
В 2016г. в Краснодарском крае раскрыто 223 факта мошенничества в сфере ОСАГО, когда страховались заведомо сломанных машин, были подстроены ДТП или завышены независимыми экспертами суммы ущерба от аварии, приводит пример Казаков. По его словам, в результате действий мошенников на Кубани растет стоимость страхового случая – в настоящее время она является одной из самых высоких в стране. «Проблему убыточности в ОСАГО необходимо решать кардинальными изменениями законодательства и правоприменения. Мы надеемся, что поправки в закон об ОСАГО, усовершенствование работы экспертов-техников, чьи заключения ложатся в основу расчетов стоимости ремонта по полису ОСАГО для автомобиля, попавшего в ДТП, и ряд других позволит практически полностью убрать всех посредников при взаимоотношениях между страховщиком и автовладельцем», – отмечает Александр Казаков.
По данным РСА, в январе 2017г. в Краснодарском крае было продано 102 тыс. полисов автогражданки (в январе 2016 г. – 89 тыс.), в феврале страховщики заключили 99 тыс. договоров (в феврале 2016г – 96 тыс). В союзе рост связывают запуском обязательных для всех страховщиков ОСАГО продаж полисов в электронном виде, а также работой системы «единый агент РСА».
Как сообщал РБК Юг, по итогам 2016г. Краснодарский край занял 9 место в рейтинге «токсичных» регионов – проблемных с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО регионов.
На Кубани судебные выплаты занимают долю в 26,6% от общего количества споров по ОСАГО. Судебные расходы достигают 87% от общей суммы требований. Средняя выплата составляет 121,9 тыс. рублей.