Эра внутреннего туризма: эксперты — о развитии отрасли на Юге РФ в 2023г.
Динамика развития туристической отрасли на Юге РФ в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным регионального министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, обеспеченность средствами размещения в Краснодарском крае за последние пять лет выросла почти на 50%.
Все опрошенные эксперты прогнозируют рост турпотока на российском юге. Власти вложили немало средств в развитие и популяризацию южных курортов, и теперь макрорегион ожидает бум туристов, несмотря на тревожную повестку, считают они. Так, по словам председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, 2023-й станет для российского Юга годом перспективного развития.
«Основные тенденции прошлого года будут повторяться и в этом году. При этом 2022-й был годом восстановления. Мы практически вышли на уровень доковидных показателей. 2023-й станет годом развития. Те основы, тот потенциал, в том числе госпрограмм, субсидирования, кредитов, которые выделялись, в этом году должны сыграть свою роль», — сказал Барзыкин.
Надежды на полеты
Эксперты не оставляют надежд, связанных с возможным открытием не действующих на время СВО аэропортов. Вице-президент Альянса туристических агентств России (АТА) Алексан Мкртчян считает, что в случае, если произойдет открытие южных аэропортов, туристы массового поедут в направлении западной части Черноморского побережья, которая сегодня проседает в показателях из-за неудобств в логистике.
«Сейчас идет жуткий дисбаланс из-за единственного работающего аэропорта на побережье — в Сочи, и жители Сибири и Дальнего Востока не имеют никакой возможности попасть в Крым, Краснодар, Адыгею, Тамань, Анапу или Геленджик авиапутем. Сегодня эти направления недобирают туристов», — сказал Мкртчян.
Юрий Барзыкин считает, что, несмотря на 11 закрытых аэропортов, в основном на Юге России коллапса не случилось. Тем не менее он допускает, что возможностей по приему туристов авиапутем может стать больше в 2023 году. «Транспорт — это 60% в турпродукте. Мы с прошлого года говорили о том, чтобы открыть или Ростов, или Краснодар (для приема воздушных судов — прим. ред. РБК Краснодар). Надо понимать, что Сочи не закрывает полностью эту нишу, эту проблему. РЖД и автомобильный транспорт тоже ее не решает. Более 30% туристов прибывает на отдых авиатранспортом, и этот вопрос необходимо решать. Если на то будет воля Минобороны и Минтранса, то в 2023 году аэропорт Геленджика сможет принимать туристов», — сказал эксперт.
Прогнозы растут за туристами
По мнению Барзыкина, в случае, если Юг сможет принимать россиян через Геленджик, туристический поток в данный регион вырастет если не в разы, то минимум на 30%. Такого же мнения придерживается Алексан Мкртчян. По его мнению, только в Краснодарском крае туристический поток может вырасти минимум на 20% в 2023 году.
«Учитывая тренд, турпоток в Краснодарском крае может достигнуть 20–21 млн туристов в 2023 году. Рост составит 20% минимум. Крым в 2022 году не получил даже и 4 млн туристов. Здесь можно говорить о росте на 100%, до 8 млн человек», — прогнозирует Мкртчян.
Все эксперты сходятся во мнении, что российский Юг ожидает еще больший поток отдыхающих, чем в прошлом году. Эти прогнозы уже отчасти подтверждают цифры по раннему бронированию. Если в 2022-м сокращение горизонта планирования было связано с особенностями международной обстановки, то в этом году ситуация кардинально изменилась, подтверждают участники рынка.
«Конечно, потребитель осторожничал. Число бронирований сократилось именно поэтому, но уже к концу года, а тем более в январе-феврале, ситуация изменилась кардинально. По отдельным направлениям уже мест не осталось на лето, поскольку были выгодные предложения: по некоторым востребованным курортным направлениям Сочи можно было сэкономить порядка 10–20%, а по тем курортам, которые располагаются дальше, — около 30%, что существенно. Еще одно направление раннего бронирования — это Северный Кавказ, Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария. Сейчас такой неопределенности, тех рисков, как были раньше, нет», — утверждает Барзыкин.
По данным на февраль, в отеле «Вертикаль» (курорт «Архыз») 68% гостей при выселении бронируют проживание на следующий сезон. Управляющий отелем, председатель гостиничного хозяйства и ресторации Карачаево-Черкесии Константин Голубенко подчеркнул, что тенденция идет к повышению этой доли.
«Горизонт планирования в общей сложности у нас год. В данный момент открываются продажи лета-осени, а в мае будут открыты продажи нового зимнего сезона. У нас в отеле более 70% гостей приезжают во второй и третий раз. Спрос выше, чем в прошлом году, минимум на 10–15%. Мы используем инструмент раннего бронирования достаточно эффективно. Раннее бронирование — это один из основных инструментов, который позволяет нам получать «второго» гостя. Если говорить по всей площадке поселка Романтик, то другие отели тоже используют эту практику», — подтвердили в отеле.
По его словам, ожидаемый турпоток определенно будет выше, чем годом ранее, минимум на 10–15%.
По данным пресс-службы ГТЦ «Газпром», глубина бронирования по сравнению с 2022 годом практически не изменилась. Она варьируется от 3 до 6 месяцев.
«Летний сезон обещает быть хорошим с точки зрения загрузки номерного фонда отелей курорта. На данный момент до 40% номеров уже забронированы. Этот показатель незначительно отличается от летнего сезона 2022 года, так как в последние годы курорт ориентируется на всесезонность. И это дает свои плоды. Мы наблюдаем рост туристического потока не только зимой», — рассказали в пресс-службе горного курорта.
На Юг за здоровьем
«Во всем мире 50% людей, приезжающих к морю, не купается в самом море. Они купаются в бассейнах, которые находятся при отелях. Некоторые отели наполняют бассейны морской водой, различные предложения есть, но вот СПА-процедуры или банные комплексы, то, что мы очень любим, но то, что не получило большого развития у нас. Если мы возьмем Финляндию, например, то на 5 млн жителей там приходится 2,3 млн саун. Они с большим удовольствием и зимой и летом принимают сауны. Все эти все процедуры у них достаточно сильно развиты», — рассказывает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
По его мнению, санаторно-курортный отдых способен достаточно серьезными темпами привлечь своего потребителя и требует развития на Юге.
Об этом говорит и председатель профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин. Он акцентирует внимание на уникальности системы санаторно-курортного комплекса, имеющейся в республиках Северного Кавказа.
«Не надо забывать, что на Юге и на Северном Кавказе работает уникальная система санаторно-курортного комплекса, которая лучше любого стандарта «Все включено». Это диетическое питание, разработанные диеты. Санаториев тоже стало больше. Кстати, это тоже один из трендов. Люди стали больше ценить свое здоровье, постковидные программы стали более востребованными. В России турпоток по санаторно-курортным направлениям — это около 6 млн человек в год, более половины туристов забирает Юг. В этом году тренд продолжится, безусловно», — подчеркнул Барзыкин. Он также сказал, что сегодня отдых на Черноморском побережье постепенно заменяют СПА, оздоровительными и лечебными услугами. Это требует от бизнеса более емких финансово и ресурсных затрат, но расход оправдан, поскольку потребитель оценил важность этого направления для себя, пояснил он.
По словам Константина Голубенко, после локдауна резко вырос спрос на услуги всей курортной зоны.
«Два ущелья, которые совпадают, и тот черноморский воздух мешается с горным воздухом, который идет с холодными ветрами, вместе создают уникальнейшие условия для бальнеологии. Это для астматиков, аллергиков и т.д. И это можно использовать как инструмент. Люди сейчас к нам поехали издалека лишь только для того, чтобы пожить здесь с детьми, набраться фитонцидов, чтобы последующие 9–10 месяцев жить без болезней», — отметил Голубенко.
Эксперт отметил, что на данный момент курорт с его новыми открытыми возможностями требует развития и более внимательного отношения со стороны управляющей компании.
По мнению Бухарова, несмотря на стереотип, в котором отдых приравнивается только к поездке на теплое морское побережье, регионам следуют развивать отдых возле рек и озер.
«Сегодня многие страны, такие как Финляндия, Польша, Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, часть Северной Италии, Швейцария, отдыхают на озерах. У нас это еще считается моветоном», — пояснил эксперт.
Цены зарядили по полной
С другой стороны, читает Бухаров, отдых на речке сегодня более демократичен по сравнению с выездом на море и более удобен логистически. По словам эксперта, на четыре дня февральских праздников 90% подмосковных отелей, а также пансионатов, гостиниц и домов отдыха были выкуплены. Эта тенденция говорит о том, что сегодня россияне предпочитают отдых внутри своих городских агломераций.
«Интересная ситуация. Это связано с тем, что, если раньше до Юга можно было долететь за два часа, то сегодня это сложнее и цена «кусачая» по сути. Люди все равно будут выбирать там, где есть соотношение цены и качества. А в связи с тем информационным давлением, которое существует, интерес к Югу все равно будет падать, и, выбирая между тем, что потребитель уже видел, он будет склоняться в сторону дачного отдыха», — пояснил эксперт.
Тарифы на отдых сегодня вынуждают туристов задумываться о качестве предоставляемых услуг и искать альтернативные варианты, даже если они не будут связаны с отдыхом у моря.
«В текущей ситуации у русского Юга все еще складывается такое мнение, что, раз сегодня некуда ехать, давайте мы поднимем цены. Давайте поднимем, конечно. Смысла нет желать того, чтобы гостиница у тебя заполнилась на 100% по низкой цене, лучше, чтобы она заполнится на 50%, но по высокой цене. Здесь и прибыль, и добавленная стоимость будет больше, а расходов на персонал и на разные расходные средства меньше. Югу нужно понимать, может ли он сегодня дать сервис тем потребителям, которые могут сравнивать. Например, люди ездили в Куршавель, а теперь они приехали на наши склоны», — рассуждает Бухаров.
По мнению Бухарова, такая позиция станет ошибкой для российского Юга. В России достаточно других возможностей для отдыха, которыми воспользуются другие регионы.
Статистика, приведенная Юрием Барзыкиным, говорит о том, что около 75% россиян, несмотря на ненавязчивый сервис и низкое качество услуг, ежегодно возвращаются на Черноморское побережье. Это побуждает отельеров и владельцев гостевых домов повышать цены снова.
Эксперты сошлись во вменении, что факторов, способствующих снижению цен на отдых, у российского Юга в 2023 году не существует. Тренд на стабильное повышение цен, начавшийся в пандемию, продолжится в 2023 году, подтверждают игроки рынка.
В гостинице «Вертикаль» («Архыз») сообщили РБК Краснодар, что уже подняли цены по сравнению с прошлым годом на 15–20%, на некоторые позиции — до 30% (повышенные категории или самые популярные категории).
В летнем сезоне цены здесь вырастут еще на 15–20%. Но, по словам управляющего гостиницей «Вертикаль», председателя гостиничного хозяйства и ресторации Карачаево-Черкесии Константина Голубенко, рост цены на лето связан только с увеличением себестоимости, как продуктовой корзины, так и по материально-техническому обеспечению.
В пресс-службе ГТЦ «Газпром» сообщили, что, по данным на февраль, в отелях горно-туристического центра ПАО «Газпром» не планируется повышения цен на проживание в 2023 году.