Краснодарский край, 15 июн 2018, 09:56

Плюс миллиард: как Краснодар получает и тратит безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджет Краснодара в 2017-2018 годах достигли почти 5% от общего объема годовых поступлений. Эксперты отмечают, что средства, необходимые для развития муниципалитета расходуются прозрачно
Читать в полной версии
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

По оценкам администрации Краснодара, безвозмездные поступления в бюджет Краснодара в 2017-2018 годах составили порядка 968,4 млн рублей. Это почти 5% от общего объема годовых налоговых и неналоговых поступлений.

«За полтора года мы отмечаем особую активность краснодарцев во всем, что касается развития городской инфраструктуры и создания комфортной среды для проживания. В таких масштабах, как сейчас, город еще не получал безвозмездную помощь. Со стороны деловых кругов видим всё больше примеров партнерства в части строительства социальных объектов и благоустройства. Каждый такой шаг ценен и важен, говорит о желании заботиться о родном городе, участвовать в том, чтобы он становился лучше, комфортнее и успешнее», — прокомментировал глава краевого центра Евгений Первышов.

При этом градоначальник отметил, что мэрия будет поддерживать и поощрять стремление и частную инициативу горожан по развитию Краснодара и решению социально-значимых вопросов.

Как пояснили в администрации Краснодара, среди приоритетных направлений — выделение участков под строительство и возведение школ, детских садов и поликлиник, благоустройство, создание зеленых зон, участие в благотворительных акциях и т.д.

Большая часть суммы — более 600 млн рублей — приходится на переданные муниципалитету участки, общая площадь которых составила 96,9 тыс. кв.метров. На двух участках общей площадью 33,6 тыс. кв.м по улице Красных Партизан, переданных строительной компанией «Семья» уже ведется строительство детского сада и школы. Еще несколько участков площадью 10,5 тыс.кв.метров на общую сумму в 13,9 млн руб. готовятся к передаче.

«Практика передачи уже готовых площадок под новые социальные и инженерные объекты хорошо себя показала, и мы будем ее применять и дальше», — отметил Евгений Первышов.

На объекты капитального строительства площадью 3 тыс. кв. метров, безвозмездно переданные муниципалитету, приходится около 180,5 млн рублей. Так, в 2018 году завершен процесс передачи муниципалитету помещений общей площадью более 2700 кв. м по ул. Лавочкина, которые компания «Стройэлектросевкавмонтаж» предоставила под новую поликлинику и детский сад (ясли) на 80 мест. Перед открытием предстоит закупить и установить оборудование и укомплектовать персонал. В 2017-2018 гг. в муниципальную собственность также переданы квартиры общей площадью 243 кв. м.

Еще 172,8 млн руб. составляют добровольные пожертвования физических и юридических лиц. В частности, за счёт внебюджетных источников были собраны средства для помощи ветерану ФК «Кубань» Виталию Фурсе, квартира которого сгорела при пожаре. Также был завершен ремонт поврежденной пожаром кровли в доме по ул. Рашпилевской.

«По аналогичной схеме в Краснодаре также будет восстановлен многоквартирный дом по ул. Славянской, серьезно пострадавший от взрыва бытового газа 10 марта этого года. Полностью завершить ремонтные работы планируется к началу октября», — добавили в пресс-службе администрации города.

Кроме того, по частной инициативе в Краснодаре создаются элементы благоустройства, мемориальные знаки и образцы городской скульптуры.

«Всякого рода поступления от бизнеса в городскую казну были и раньше, это не новая практика. Но в прошлом они просто шли в общий котел, где иногда, такое ощущение, просто растворялись. Сейчас все стало более прозрачно: захотел по каким-то причинам — отдал землю именно под детский садик, захотел — статую поставил», — прокомментировал РБК Краснодар один из крупных предпринимателей.

Фото: Илья Наймушин / Reuters

Куда уходят деньги

По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, в результате взаимодействия с бизнесом власти города хорошо поработали с бюджетом, серьезно сократив дефицит.

«С одной стороны, присутствует опора на внебюджетные поступления. Их сложно спрогнозировать, но пока поток денег с этой стороны есть, это положительно отражается на общем состоянии казны города. С другой — власти уже несколько лет работают над рефинансированием долгов и погашением задолженностей по статьям бюджетных расходов, что удается сделать за счет разовых поступлений средств», — отмечает она.

В то же время, еще есть над чем работать, напоминает Бодрова. В частности, требуется вывести дефицит хотя бы «в ноль» или на минимальный профицит.

«У муниципалитетов очень ограничен перечень источников поступления средств, и без абсорбирования налогов на местном уровне улучшить показания по бюджету принципиальным образом проблематично», — считает эксперт.

​​Краснодар выступает донором краевой казны, формируя 38% консолидированного бюджета Кубани. При налоговых сборах в 88 млрд рублей собственный бюджет города в 2017 год составил 14,3 млрд рублей, из них порядка 10 млрд рублей составляют расходы на социальную сферу. Еще 8 млрд рублей выделяют краевые власти, в основном эти средства в качестве субсидий направляются на «социалку».

Одной из крупных проблем Краснодара, оказывающих давление на бюджет и требующих в т.ч. затрат бизнеса, остается сфера строительства.

По оценкам генерального директора консалтинговой компании Realty Macon Group Ильи Володько, для завершения всех проблемных объектов, у которых есть отставание по срокам, требуется не менее 15 млрд рублей.

«Это совокупный объем инвестирования, который позволил бы вернуть объекты в график. И эта сумма должна быть изыскана самими застройщиками, либо предоставлена инвесторами. В последнее время проекты перепродаются на том этапе, когда новый подрядчик может достроить их и заработать. Когда объект уже полностью в банкротом состоянии и возможности заработать практически нет, то найти инвестора сложно. Требуются какие-то договоренности между администрацией, собственниками и новым подрядчиком, а также дополнителные преференции», — отмечает Илья Володько.

Оценки директора ФРК «Этажи-Кубань» Вадима Камалова чуть выше — по его расчетам, для урегулирования ситуации на Кубани потребуется порядка 20 млрд бюджетных средств, чтобы урегулировать ситуацию.

«Но самое интересное: каждый добросовестный налогоплательщик поневоле стал заложником ситуации, к которой привели необдуманные действия других людей. Застройщик, не имея достаточных компетенций, выходил на объект и продавал квартиры по заниженным ценам. И дольщики (они же инвесторы) часто ввязывались в аферы, покупали жилье по 25-26 рублей за «квадрат». Но напоминаю и подчеркиваю: дольщик — это человек, который вкладывает деньги, желая заработать. Он должен понимать свои риски и принимать ответственность за свои действия — так во всем мире, во всех сферах экономики делают инвесторы», — отмечает он.

Зампредседателя общественного движения «Помоги городу» Владислав Амерханов считает, что проблема с обманутыми дольщиками и долгостроями не должна решаться государством.

«На сегодняшний день договор долевого участия — это договор инвестирования. Это может быть вложение в практически любую структуру, не обязательно строительство. При неисполнении договорных обязательств законом предусмотрено, что этим занимаются либо суды, либо правоохранительные органы, но никак не муниципалитеты», — прокомментировал он РБК Краснодар.

Механизм выделения инвесторам земель без торгов в качестве компенсаций приводит к недополучению властями прибыли от их продажи на рыночных условиях. Эти деньги могли бы быть использованы для развития инфраструктуры города, убежден Амерханов.

Как РБК Краснодар сообщал ранее, в апреле 2018 года доходные и расходные статьи бюджета города на 2018 год были увеличены на 1 млрд рублей. С учетом принятых на заседании Думы изменений общий объем доходов городского бюджета в 2018 году на тот момент составил почти 26,5 млрд рублей. В конце декабря 2016 года мэр Краснодара Евгений Первышов рассказал о том, что задолженность города по кредитам перед организациями в банковской сфере достигла максимальной с 2012 года суммы в 9 млрд рублей. Кроме того, к январю 2017 года кредиторская задолженность перед организациями, которые работали по муниципальным контрактам, составила 3,6 млрд рублей. За 2017 год властям удалось закрыть многие задолженности — в частности, город к концу года погасил задолженность по муниципальным контрактам и реструктурировал многие банковские кредиты. Но муниципалитет все еще испытывает серьезную нехватку средств для закрытия многих текущих потребностей, а сфера ЖКХ фактически финансировалась по остаточному принципу. По оценкам на 2018 год, городу дополнительно нужны еще 7,7 млрд рублей. Из них 1,1 млрд руб. требуется на социальную сферу — на выполнение предписаний пожарной службы в школах и ремонт крыш в 30 учебных заведениях.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением