Краснодарский край, 15 июн 2022, 08:55

В поисках ответов: как изменился спрос на книжном рынке Кубани

На Кубани весной 2022 года снизились продажи книг о бизнесе, выросли — об истории, экономике и психологии. По словам участников рынка, люди переключились на серьезную литературу в попытке осмыслить происходящее
Читать в полной версии

Спрос на книги в Краснодарском крае за последние месяцы сместился с бизнес-литературы на другие категории. В независимых книжных магазинах жители региона стали чаще покупать историческую, экономическую, психологическую литературу, на маркетплейсах и электронных сервисах — нон-фикшн и художественные книги.

Отключиться от реальности

На маркетплейсе Ozon жители Кубани в первом квартале 2022 года сделали на 34% больше заказов с книгами, чем годом ранее. Оборот от продаж книг на площадке в регионе в первом квартале вырос на 33% год к году, рассказала директор по развитию бизнеса Ozon Анна Карпова.

«Топ самых покупаемых книг в первом квартале на Ozon в Краснодарском крае в большей степени формирует нон-фикшн литература. В целом, всплеск интереса к этому жанру мы отметили еще в 2020 году — книги по психологии и самопознанию стали одним из способов работы с переменами и самоподдержки у пользователей. Тем не менее, в топ вошла и художественная литература», — сообщила Анна Карпова.

В топ-5 самых продаваемых книг на Ozon в Краснодарском крае вошли «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Самюэля Клейсона, «Путешествие души» Майкла Ньютона, «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Людмилы Петрановской, «Пес по имени Мани» Бодо Шефера, а также «Подсознание может все» Джона Кехо. Из художественной литературы в десятку попали «Гарри Поттер и философский камень», «Мастер и Маргарита» и «Атлант расправил плечи».

Вместе с этим в первом квартале 2022 года в Краснодарском крае быстрее всего рос спрос на поэзию, фантастическую литературу, медицинскую литературу и книги на иностранных языках, добавила Анна Карпова.

По данным сервиса «ЛитРес», чаще всего жители Кубани заказывали популярную психологию, фантастику, детективы. Средний чек в Краснодарском крае на покупку электронных и аудиокниг составляет 220 рублей.

В целом по стране, в марте-апреле 2022 года спрос на художественную литературу в книжном сервисе вырос на 20%. Продажи книг о саморазвитии в марте-апреле в «ЛитРес» упали на 29% год к году, о бизнесе — 34%, об инвестициях — на 52%, сообщает «Коммерсантъ».

В холдинге «Т8 Издательские технологии» доля фикшен-литературы в продажах выросла с 30% до 40%, отметил исполнительный директор Виктор Левченко. Он полагает, что причиной изменения структуры продаж становятся «попытки если не уйти от реальности, то хотя бы немного ее раскрасить при помощи литературных миров».

Найти ответы

Владелица книжного магазина «Кот ученый» в Краснодаре Татьяна Мадонова рассказала, что за последние месяцы читатели почти перестали интересоваться бизнес-литературой. Книги о саморазвитии тоже несколько потеряли в спросе. Предпочтения отдаются произведениям об истории и политике, а также учебникам по экономике.

«Причем выбор падает не на популярную историю, вроде «Sapiens. Краткая история человечества», а на более серьезные, написанные историками книги. Мы наблюдаем, что те покупатели, кто раньше брал только художественную литературу, могут дополнительно взять другие книги, например, Нассима Талеба (эссеист, автор «Черного лебедя» — прим. ред.). То есть люди пытаются осмыслить происходящие события», — сообщила она РБК Краснодар.

Запрос на «серьезную литературу» прослеживается и среди молодой аудитории. По словам Татьяны Мадонова, подростки стали чаще покупать русскую и зарубежную классику, книги по психологии, рассчитанные на взрослых. В целом спрос на литературу по психологии, по словам владелицы «Кота ученого», остался на прежнем уровне, однако немного сместился в сторону таких тем, как тревожность, депрессия.

Похожие тенденции отмечает владелица независимого книжного магазина «Чарли» Анна Кадикова.

«Для нас очевиден рост спроса на исторический сектор, на философские работы, на политические исследования: как прошлого, так и настоящего, как в России, так и за рубежом. Это говорит о том, что наши читатели стараются найти ответы и самостоятельно разобраться в резко изменившейся действительности», — прокомментировала она РБК Краснодар.

Падения спроса на бизнес-литературу и литературу по саморазвитию в «Чарли» не отмечают, потому что в ассортименте магазина эти категории составляют всего несколько процентов. Что касается психологии, то особое внимание получили книги, посвященные когнитивно-поведенческой терапии.

«Психологические книги тоже остались в поле интересов: тревога о будущем, инвентаризация прошлого, обострение нервных расстройств на фоне большого стресса, способы говорить о войне и чувствах, которые она вызывает, с детьми», — добавила Анна Кадикова.

Художественная литература остается востребованной, отметили Татьяна Мадонова и Анна Кадикова. Всплеск продаж произошел в категории антиутопий. Как рассказала Мадонова, они всегда пользовались популярностью, но сейчас запрос на них стал еще больше — особенно на «1984» Оруэлла,

Уйти на Восток

Вне зависимости от текущей ситуации в мире среди покупателей «Кота ученого» возрос интерес к славянскому фэнтези, а также азиатской литературе и комиксам манга. Причем, если раньше этим жанром преимущественно интересовалась молодежь, то теперь мангу стали чаще покупать для себя люди старше 40 лет, поделилась Татьяна Мадонова.

Основатель и гендиректор группы «Альпина» Алексей Ильин считает, что из-за приостановки сотрудничества ряда зарубежных партнеров с российскими издательствами на книжном рынке ожидается переориентация на Восток.

«Сейчас есть мода на Восток. Книги из Японии и из Китая безотносительно текущей ситуации начали пользоваться спросом. В Китае появился ряд писателей мирового уровня. На мой субъективный взгляд, совершенно выдающийся писатель Лю Цысинь. Все, что касается истории и культуры Японии, также очень интересует российскую аудиторию. Думаю, мы будем продолжать работать в этом направлении, потому что люди им интересуются», — комментировал он «Коммерсанту».

Инвестировать в себя

Начальник производственного отдела издательства «Феникс» Владислав Черкашин отмечает, что производство бумажных книг сейчас испытывает серьезные проблемы из-за роста цен на бумагу и краску, дефицита бумаги и краски, а также нарушенной логистики.

По его мнению, в ближайшем будущем покупки книг с «корешком» станут, скорее, инвестицией в себя.

«Ограничения соцсетей, общая нестабильность онлайна, подписок и прочее добавляют очков классическим форматам. Это относится в первую очередь к книге как объекту покупки, потому что то, что стоит у тебя на полке, не «отзовут из РФ». В равной степени это относится и к книге как более-менее проверенному, не подверженному панике, искажениям, эмоциям источнику информации, актуальной не только в данную минуту. Именно поэтому у книжного направления сейчас особый потенциал: гуманитарная миссия книги проявит себя как никогда именно в такие времена», — рассказал РБК Ростов Владислав Черкашин.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Как униформа влияет на поведение людей и кому нельзя ее носить