PROСтройка, 15 июл 2022, 12:23

Курс на все свое: как застройщики Кубани замещают импорт

Санкции привели к импортозамещению в том числе и в сфере строительства Кубани. Доля отечественных материалов в сегменте высока, больше всего вопросов возникало по IT-решениям и оборудованию
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

С февраля по июнь 2022 года в России доля западных технологий и материалов снизилась в сфере строительства на 20-30%, сообщал РБК со ссылкой на исследование аналитиков IKON Development.

По оценкам экспертов, наиболее безболезненно процесс прошел для тех компаний, которые специализируются на сегментах стандарт и комфорт. Сильнее всего санкции повлияли на премиальную недвижимость — даже сейчас там зарубежная составляющая может достигать 40%, а до того приближалась к 70%.

Также доля импорта и легкость в поиске альтернатив зависит от вида продукции — в частности, в России развит сегмент производства строительных материалов, налажен выпуск тротуарной плитки, панелей, окон и так далее. В сфере оборудования ситуация обратная — там процент западных решений высок и достигал 60-80%. Сложности не только в покупке нового оборудования, но и в его ремонте — прекратился ввоз комплектующих. Выходом из положения может стать параллельный импорт.

«По данным Минпромторга России, на сегодняшний день доля импортных стройматериалов, применяемых в строительстве, составляет 4%. Мы полностью обеспечиваем стройки отечественным бетоном и железобетонными изделиями, стальными конструкциями и трубной продукцией из металла. Но имеется необходимость замещения продукции в части электротехники и слаботочных систем, бетонных добавок, лифтового и насосного оборудования», — прокомментировал президент Национального объединения строителей Антон Глушков

Те же тенденции подтверждаются и на региональном уровне. Пока что полноценно заменить импортные составляющие во всех сферах строительства не удалось, но процесс уже запущен. Долю импорта вице-президент по снабжению и торговым операциям AVA Group Сергей Быков оценил в 25%.

«На данный момент мы, как и весь рынок девелопмента, в значительной степени зависим от иностранных комплектующих и оборудования. При этом, за последние два месяца наметился значительный прогресс по импортозамещению, однако комплексного предложения, способного решить этот вопрос «под ключ», не существует. Особенно это касается объектов сегмента элит и бизнес-класса, а также объектов гостеприимства. Большая часть импортной продукции, которую тяжело заменить, была узконаправленная, имела свою специфику и относилась к рынку инжиниринга», — отмечает Быков.

По оценкам игроков рынка, очень сильно пострадала IT сфера, в том числе BIM технологии. В долгосрочной перспективе это скажется на скорости внедрения цифровых решений в проектировании и эксплуатации объектов недвижимости.

Также сложности возникли в замещении европейских отделочных материалов, отмечает первый заместитель генерального директора «ЮгСтройИмпериал» Станислав Николенко. Но выход из ситуации был найден.

«Немаловажным фактором улучшения ситуации стало понижение курса доллара и серьезное снижение цены на основные проектные материалы. Например, цена на арматуру стала даже ниже, чем год назад. Самые большие проблемы возникли с отделочными материалами — если раньше мы закупали средний сегмент в Европе, то теперь выход нашли в тех же материалах, но на класс выше — в российском сегменте. По качеству они не уступают и вписываются в экономику проекта», — отмечает он.

Еще одна проблемная единица, рассказали в «ЮгСтройИмпериале», — это лифтовое оборудование. Для поиска качественных вариантов велись переговоры с рядом стран. В итоге застройщик остановился на вариантах из Турции, Китая и России. Но и тут были определенные сложности.

«Чтобы удостовериться в качестве, специально ездили не только на заводы-производители, но и посетили проекты с установленными лифтами, чтобы оценить их в реальных условиях. Увидели хорошие результаты оборудования, которое уже эксплуатируется 3-5 лет. Заключили договоры и начинаем внедрять на своих объектах», — прокомментировал Николенко.

Что дальше

В эффективном импортозамещении и поиске альтернатив активно помогали власти страны. В частности, по поручению минстроя России был выпущен электронный каталог быстрого подбора аналогов строительной продукции иностранного производства, выпускаемых на территории России или дружественных государств, рассказал Глушков.

«В его основе — анализ проектно-сметной документации типовых проектов объектов образования, медицины, спорта, социального назначения, инженерной инфраструктуры и др. Результаты показали, что строительные материалы отечественного производства применяются практически в 100% случаев. Несколько сложнее ситуация с вентиляционным, теплоэнергетическим и насосным оборудованием», — отметил он.

По словам Станислава Николенко, в настоящее время в России производится практически полный перечень строительных материалов и оборудования. Ускорить процесс поможет постановление правительства об упрощении ввода стройматериалов на внутренний рынок. Это поможет заменять материалы из других стран на отечественные аналоги, считает топ-менеджер «ЮгСтройИмпериала».

Но проделана только часть пути. В дальнейшем застройщики столкнутся с рядом вызовов, которые потребуется преодолеть, считает Быков.

«Внешнеэкономическая деятельность, валютные операции, сертификация, получение ТО и ТС — это лишь малый перечень того, что предстоит пройти компаниям. Поэтому сейчас мы считаем наиболее эффективным способом создание объединений крупных застройщиков, поставщиков и производителей строительных материалов с целью выработки комплексной программы для расширения номенклатуры импортной продукции, минимизации рисков, создания новых логистических путей и сокращения издержек», — отмечает топ-менеджер AVA Group.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist