Краснодарский край, 16 янв 2020, 13:22

Есть ли жизнь за БКАДом: что будет с дорогами в Краснодарском крае

Эксперты дорожной отрасли на круглом столе в пресс-центре РБК Краснодар подвели итоги ремонта дорог на Кубани в 2019 году, а также рассказали об основных проблемах отрасли и ее перспективах
Читать в полной версии
Фото: admkrai.krasnodar.ru

Больше дорог — хороших и разных

В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается 10 тыс. км дорог регионального значения, 32 тыс. км — местного и около 1000 км — федерального, рассказал президент Союза дорожников Кубани Андрей Дорошенко. Большинство из них строились в 60-70-е гг. ХХ века и не были рассчитаны на существующую нагрузку от автомобилей. Кроме того, технологии строительства также были далеки от современных, поэтому регулярно возникает необходимость ремонта и восстановления дорог, а также их приведения к современным нормативам.

По планам властей Краснодарского края, ежегодно в регионе необходимо ремонтировать около 700 км дорог для поддержания их нормативного состояния. На Кубани ремонт ведется по нескольким программам, в т.ч., краевым и федеральным. Одной из крупнейших является госпрограмма, реализуемая в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Краснодар в ней участвует с 2017 года, а с 2019 года к нацпроекту также присоединились Новороссийск и Сочи — в текущем году здесь отремонтировали 13 и 64 км, соответственно.

«В 2019 году в Новороссийске была проведена реконструкция ул. Видова: она разделяла город на две части, и людям приходилось делать крюк и объезжать через федеральную трассу, которая ведет в район Анапы и Геленджика. В ходе реконструкции мы сделали шестиполосную дорогу, существенно разгрузив федеральную трассу», — сообщил заместитель руководителя ГКУ Краснодарского края «Краснодаравтодор» Андрей Косьянов.

В целом, в 2019 году по программе БКАД на Кубани отремонтировали 77,5 км автомобильных дорог первой и второй категории — там, где интенсивность движения превышает положенную. Получить финансирование могут города с населением свыше 500 тыс. человек. По словам Косьянова, единственным исключением стал Динской район, который получил деньги как часть Краснодарской агломерации.

Коммерческий директор ООО «СтройДорИнновации» Михаил Толуб сообщил, что в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», помимо общего повышения качества автомобильных дорог, предусматривается также внедрение новых технологий и новых материалов, которое повысит их надежность и износостойкость, в том числе полный комплект материалов, прошедших натурные испытания на автодорогах Северо-Запада и Юга России, предлагается нашей компанией на условиях эксклюзива дорожникам Кубани.

«В 2014 году внедрен новый ГОСТ-33133 по полимервяжущим битумным веществам в составе покрытия автомобильных дорог. Произошел переход от обычных асфальтобетонных смесей к щебеночномастичному асфальту с полимерными добавками. У них гораздо выше коэффициент сцепления модуль упругости, плотность и водонасыщение. Кроме того, внедряется программа дорожного строительства по системе Superpave, значительно повышающей качество дорожного покрытия. В рамках нацпроекта, к 2024 году доля дорог, при ремонте которых внедряются новые технологии и материалы, должна поэтапно достигнуть 80%», — рассказал он.

Ранее власти региона сообщали, что в 2019 году на Кубани должны отремонтировать около 1000 км дорог. Привести в порядок планировалось около 600 км дорог регионального значения и около 400 км — муниципального. На эти цели планировались выделить32 млрд рублей — такую сумму составляет объем дорожного фонда в 2019 году. В эту сумму входит устройство освещения, ремонт путепроводов, оплата электроэнергии по объектам освещения, содержание дорог и налоги земельные. Ремонт местных дорог должны были завершить к 15 ноября.

Как ремонтируют дороги в Краснодаре

В Краснодаре в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2017 года отремонтировали 223 км улично-дорожной сети, рассказал замглавы города Артем Доронин. В общей сложности были приведены в порядок 163 участка: на них полностью заменено дорожное покрытие, обустроены тротуары съезды, парковки. Также была нанесена разметка, пешеходные переходы, дополнительно установлены светофоры, обновлены дорожные знаки.

«Когда мы начинали работать по БКАД, то впервые провели паспортизацию улично-дорожной сети, чтобы понять, сколько у нас улиц и какова их протяженность и какие виды дорог у нас есть. Общая протяженность дорог в Краснодаре составляет 1745 км — это 2064 улиц. В асфальтобетоне у нас 957 км, в гравийном исполнении — 704 км, есть грунтовые — 64 км и даже в булыжные — 3 км», — рассказал Доронин.

По словам вице-мэра, в настоящее время уже заключены контракты по объектам 2020-2021гг.

«15 объектов сейчас находятся в работе, по двум работу уже завершили в полном объеме. По одному из переходящих объектов — Суворовскому путепроводу — ремонт планируем завершить до конца весны 2020 года. Всего в ближайшие два года у нас намечен ремонт 131 участка — это 152 км. В целом, к 2024 году в Краснодаре в нормативное состояние должно быть приведено 85% городских дорог», — отметил Артем Доронин.

В 2020 году в Краснодаре собираются отремонтировать 69 участков дорог общей протяженностью 73,8 км. Больше всего — 324,6 млн рублей направят на завершение реконструкции Суворовского путепровода, начатой в 2019 году. Среди других крупных объектов — ремонт проспекта Чекистов от ул. Минской до ул. 70 лет Октября, а также ремонт ул. им. 40-летия Победы от ул. Колхозной до ул. Российская и др.

В 2021 году будут отремонтированы 62 участка протяженностью 79,6 км. Больше всего планируется выделить на ремонт 5,3 км ул. Российская на участке от ул. Солнечной до ул. Пригородной — 215,6 млн рублей. Кроме того, 135,3 млн рублей потратят на ремонт ул. Селезнева от ул. Новороссийская до ул. Трамвайная. Еще 82,7 млн рублей предполагается выделить на ремонт ул. Петра Метальникова от ул. Российской до Ростовского шоссе.

Одной из проблем дорожной отрасли кубанской столицы замглавы города назвал дефицит дорожного фонда Краснодара.

«На сегодняшний день от нормативного содержания мы используем только 3% средств, то есть недофинансирование составляет 96%. Дорожный фонд Краснодара как административного центра региона, по итогам его паспортизации, должен составлять около 7 млрд рублей — чтобы мы приблизились к той нормативности, которая по идее должна быть. Эта проблема, над решением которой мы сейчас работаем», — добавил Доронин.

«Иди с этим в банк»

Активное сотрудничество с банками — это неотъемлемая часть деятельности дорожно-строительных компаний. Федеральные законы 223 и 44 обязывают в качестве обеспечения, предоставлять заказчику набор банковских гарантий, в том числе обеспечение заявки на участие в тендере, возврат аванса, исполнение контракта и гарантии исполнения гарантийных обязательств.

Как рассказал начальник отдела по обслуживанию и финансированию предприятий среднего бизнеса, старший вице-президент южного подразделения Райффайзенбанка Владимир Хохлов, в настоящее время финансовая организация работает с девятью представителями сектора в Краснодарском крае: это не только дорожно-строительные компании, но и нишевые предприятия — производители дорожных знаков, ограждений и пр.

По словам Хохлова, помимо обязательных финансовых инструментов, таких как банковские гарантии, компании отрасли, учитывая сезонные особенности, привлекают краткосрочное финансирование и инструменты размещения временно свободных денежных средств.

«С точностью предугадать потребности «дорожников» не просто, ситуация в отрасли меняется. При этом, сфера дорожного строительства достаточно регламентирована и, хотя бы в отношениях с банком, компаниям нужна гибкая среда без бюрократии. Поэтому мы общаемся с собственниками бизнеса, опираясь на их многолетний опыт и ожидания, устанавливаем кредитно-гарантийные лимиты авансом, рассчитывая в перспективе на бОльший объем контрактов», — добавил Владимир Хохлов.

Кроме того, востребованы и лизинговые инструменты, позволяющие оперативно решать вопросы с приобретением спецтехники.

«В структуру банка входит «Райффайзен-Лизинг». Клиенты получают корпоративные лизинговые решения, а не дорогостоящие розничные продукты. Благодаря совместной работе, нам вместе с клиентами удавалось в кратчайшие сроки, практически без остановки дорожно-ремонтных работ, менять выбывшую по техническим причинам технику», — прокомментировал Хохлов.

Взгляд в будущее

Эксперты в целом с оптимизмом смотрят на будущее дорожной отрасли на период после 2024 года, когда будут завершены основные федеральные проекты по реконструкции дорог.

«Мы и до нацпроекта содержали дороги. Эта работа продолжала и продолжает выполняться всеми нашими подрядными организациями, с которыми мы заключили контракт. Есть краевая программа, которая заключается на три года. Дороги ремонтировались и будут ремонтироваться — постановление правительства никто не отменял. Содержаться дороги будут в том же надлежащем виде, что и сейчас», — заявил коммерческий директор ООО «СтройДорИнновации» Михаил Толуб.

Президент Союза дорожников Кубани Андрей Дорошенко напомнил, что, помимо программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в Краснодарском крае действует региональная программа «Развитие улично-дорожной сети».

«У нас все население живет не только в Краснодаре, Новороссийске и Сочи, где действует БКАД — есть и другие муниципалитеты и поселки. Сейчас, с принятием трехлетних бюджетов, население будет понимать, в каком году и в каком населенном пункте будут отремонтированы местные дороги. Потому что больше всего у нас местных дорог более 30 тыс. км. И для самих дорожных организаций это хорошо, потому что всегда будут необходимые объемы для работы», — прокомментировал он.

«Для Краснодара задача минимум — этот потенциал не потерять. К окончанию нацпроекта мы должны наполнить муниципальный дорожный фонд в полном объеме, чтобы обеспечить нормативное содержание отремонтированных участков. Параллельно мы введем работу по проектированию и строительству дополнительных мостов и путепроводов и дополнительных въездов и выездов для Краснодара. Все зависит от объемов: если будут объемы, то организация будет развиваться. Если организация развивается, то и растут поступления в бюджет», — прокомментировал вице-мэр Краснодара Артем Доронин.

Основной проблемой, наиболее негативно влияющей на состояние городских и краевые дорог, эксперты видят в большегрузных автомобилях, передвигающихся с превышением норм по объемам перевозимых грузов. По словам замглавы «Краснодаравтодора» Андрея Косьянова, особенно сложной ситуация становится летом, когда количество перевозимых грузов возрастает, а на состоянии дорог также негативно сказываются погодные условия.

«Мы построили много пунктов автоматического весового контроля, но машины просто закрывают номера, заклеивают и завешивают полотенцам: проехали — сняли. Мы останавливали машины — из 10 только одна проходит по допустимой грузоподъемности. У нас даже есть статистика за последние два месяца, когда проходили машины, груженные в 118 тонн — это сумасшедшая нагрузка на автомобильные дороги, превышающая допустимую в 3-4 раза», — сетует он.

С ним согласен и замглавы Краснодара Артем Доронин, который отмечает, что наиболее сложной из-за этого остается обстановка на ул. Тургенева.

«За полгода вынесено 3,5 тыс. постановлений за нарушение правил дорожного движения на участке от ул. Калинина до ул. Гагарина за перегруз большегрузов. Эти вопросы также обсуждали на профильном комитете Заксобрания. Сейчас мы ведем работу по запрету въезда большегрузного транспорта в центр города. Надеемся, что наши предложения будут приняты», — резюмировал он.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»