Краснодарский край, 16 ноя 2017, 13:20

Канатное метро в Краснодаре: спасет ли «надземка» от пробок

РБК Юг рассказывает подробности о проекте «канатного метро», которое может стать альтернативным общественным транспортом Краснодара. Эксперты отмечают, что эта концепция имеет ряд существенных преимуществ
Читать в полной версии
(Фото: The Gondola Project)

Администрация Краснодара изучает возможности создания в городе полноценной системы «канатного метро». В настоящее время проект находится на предварительной стадии.

Канатное метро – технология транспортировки пассажиров в безмоторных транспортных средствах, движущихся по стальному тросу. Включает канатную дорогу на опорах, пункты посадки и высадки пассажиров, а также приводную и натяжную станции. Является экологически чистым и бесшумным видом транспорта. Канатные линии не имеют пересечений с автомобильными дорогами и трамвайными рельсами в одном уровне, что обеспечивает независимость от пробок. Трасса «канатного метро» не зависит от ландшафта, поэтому маршрут может быть произвольно выбран для создания новых линий общественного транспорта.

Инициативу по строительству «канатного метро» представили руководитель комитета «Экономика города» Совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам при главе Краснодара Евгений Горобец и член Совета, бизнес-консультант Александр Полиди.

По словам Горобца, в настоящиее время разрабатывается предварительное технико-экономическое обоснование проекта сети канатных дорог в Краснодаре. В частности, будет проведен анализ текущей транспортной ситуации в краевом центре и сделан прогноз на ближайшее будущее. После просчета эффективности и стоимости реализации специалисты разработают предварительную концепцию системы «канатного метро», определят «пилотные» маршруты и возможные остановочные пункты в привязке к остановкам других видов общественного транспорта.

«В разных городах мира есть примеры строительства веток канатных дорог уже не в качестве туристических проектов, а именно как общественного транспорта, экологически чистого и надежного. По данным Международной организации канатного транспорта, его внедрение приводит к снижению общего количества аварий на автодорогах», – отметил глава комитета.

Как отмечает профессор Александр Полиди, существующая транспортная модель Краснодара насчитывает уже полвека.  «Как бы мы ни модернизировали городской транспорт, в том виде, в котором он сейчас есть, проблемы краевого центра он решить не может. Строительство подземного метро – капиталоемкий проект, таких средств у города нет и в обозримом будущем не будет. Создание наземных вариантов связано с большим землеотведением и переселением жителей. Реализация таких проектов маловероятна по причине высокой стоимости», – пояснил он РБК Юг 

По его словам, проект канатной дороги из всех возможных рассматриваемых вариантов является наиболее реалистичным. С одной стороны, он относительно дешев и не требует масштабного землеотведения. С другой – система надежна и имеет проводную емкость, соизмеримую с традиционным рельсовым транспортом.

Канатное метро в Боливии (Фото: Daniel Acarapi Churata / Flickr)

Утопия или реальность

- «Нижегородская канатная дорога» соединяет Нижний Новгород и город-спутник Бор. Протяженность 3,6 км. Пропускная способность – около 500 пассажиров в час, за первый год работы перевезено почти 2 млн человек. Стоимость проезда – 100 рублей.

- Канатная дорога Teleferik в Анкаре (Турция) соединяет районы Енимахалле и Сентепе с городским метро. Протяженность 3,2 км (4 станции).

- Фуникулерная дорога Metrocable в Медельине (Колумбия) включает пять линий и 16 станций, интегрирована с системой городского метрополитена.

- Фуникулерная дорога Mi Teleférico, соединяет город Лас-Пас и пригород Эль-Альто (Боливия). Протяженность 10 км. Пропускная способность – более 3000 человек в час. Стоимость проезда – около 0,4 USD.

Как стало известно РБК Юг, проект первой очереди «канатного метро» предполагает кольцевое размещение линий, соединяющих Западный обход Краснодара, пос. отделения №3 ОПХ КНИИСХ, торгово-развлекательный комплекс «Красная площадь», ул. Российскую, стадион ФК «Краснодар», улицу Красную и Ботанический сад. Еще одна линия соединит «Красную площадь» и ул. Красную (ориентировочно — в районе пересечения с ул. Северной).

В России разработкой систем «канатного метро» занимается инженерно-консультационный центр «Мысль» из Новочеркасска. В частности, специалистами были подготовлены предварительные проекты для Ростова, Екатеринбурга, Красноярска, Грозного, Брянска и ряда других городов.

Директор по сертификационной деятельности ИКЦ «Мысль» Алексей Панфилов подчеркивает, что «канатное метро» не стоит воспринимать как альтернативу традиционным видам общественного транспорта. «Канатная дорога – это просто еще одно решение. От пробок она полностью не избавит. Да, этот транспорт может разгрузить город, но все зависит от конкретной работы проектировщиков логистики», – прокомментировал он.

Как рассказал РБК Юг заведующий кафедрой «Эксплуатация транспортных систем и логистика» Донского государственного технического университета Анатолия Короткого, он выступает консультантом проекта создания «канатного метро» в Краснодаре. «Пока со мной ведут переговоры. Реальная работа будет возможна после того, как будут решены основные проблемы: инфраструктурная и финансовая», – отметил он.

По словам Анатолия Короткого из ДГТУ, проект краснодарской «канатки» потребует масштабного финансирования. В среднем, стоимость создания 1 км трассы может составлять от 6 млн евро, предположил он.

По данным РБК Юг, в случае положительного решения городских властей реализация проекта будет строиться с использованием механизма государственно-частного партнерства (концессионного соглашения). Как отметили в пресс-службе мэрии, возможность использования альтернативных видов общественного транспорта в Краснодаре при реализации комплексного концессионного соглашения по развитию и модернизации пассажирских перевозок в краевом центре обсуждалась также во время рабочей встречи Евгения Первышова с представителем компании-оператора концессионных соглашений — ООО «УК Компьюлинк Инфраструктура».

Проект канатного метро в Ростове-на-Дону.

Подумать и посчитать

«Канатное метро» в цифрах

Средняя скорость движения – 30-40 км/ч. Пассажиропоток – от 4 до 7 тыс. пассажиров в час в каждом направлении. Требуемые наземные площади – в среднем 0,1 га на 1 км дороги. Сооружение трассы протяженностью до 20 км возможно за 3-4 года. Стоимость строительства в 2-5 раз дешевле создания автомобильной или железной дороги. Относительные энергозатраты на перемещение в 5-10 раз ниже, чем у современного трамвая.

По мнению мэра города Евгения Первышова, все аспекты такого проекта в Краснодаре «необходимо тщательно продумать и просчитать». «Только после этого будет понятно, насколько реально строительство «канатного метро» в нашем городе. Тем более, речь идет о создании не какого-либо отдельного маршрута, а нескольких полноценных «веток» и направлений. Очень важна при этом интеграция с существующими видами общественного транспорта. Для Краснодара «канатное метро» интересно именно как возможный системный проект», – считает он.

По его словам, в случае реализации этого проекта одним из главных вопросов станет выделение земли для создания инфраструктуры нового вида общественного транспорта. «С учетом того, что свободной муниципальной земли в Краснодаре практически нет, важнейшим условием станет заинтересованность владельцев земельных участков в подобном проекте и их готовность принять участие в создании «канатки». Работа с собственниками участков необходима для определения возможных «коридоров» под строительство канатной дороги», – подчеркнул градоначальник. «Свободной земли в Краснодаре нет. Поэтому властям города придется включать административный ресурс, изымать земли у собственников для реализации проекта», – соглашается Анатолий Короткий из ДГТУ.

Координатор краснодарского движения «Городские решения» Григорий Корнев считает, что давать идее оценки преждевременно – до тех пор, пока не будет готов проект и известны детали.

«Идея устраивать перевозки на канатной дороге по городу мне пока что кажется сомнительной, но нужно дождаться конкретики. Если говорить об опыте других городов, то в Нижнем Новгороде канатная дорога используется не как туристический объект, а в качестве транспорта. Но она возит людей через реку, поблизости нет мостов, альтернатива для жителей – крюк в 30 километров. Если проект будет нацелен на перевозки через реку Кубань, то это может работать на практике. В целом же, сравнивать «канатку» с метро мне кажется некорректным, так как они не даст такую пропускную способность, как любой из видов железнодорожного транспорта», – считает активист.

По словам Алексея Панфилова из ИКЦ «Мысль», реализации проекта может помешать и отсутствие «административной смелости» у региональных властей. «Есть общественный транспорт, к которому мы привыкли: автобусы, троллейбусы, даже метро. А канатная дорога – это тот вид общественного транспорта, который почему-то все еще вызывает у нас удивление. Хотя сейчас есть все возможности строить канатные сети в городах по типу тех, которые построены на горнолыжных курортах: с комфортными кабинами, широким обзором. Кроме того, этот вид транспорта может использоваться и как туристический», – отмечает эксперт.

Ранее проекты создания фуникулерного транспорта неоднократно обсуждались в Ростове. В частности, ряд инвесторов планировал построить канатную переправу через реку Дон. Однако реализовать проект не могут уже более 10 лет. Основной проблемой называют отсутствие финансирования.

Pro
Склады в складчину: могут ли инвестиции в логистику стать высокодоходными
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Мы неосознанно разрушаем отношения. Можно ли это изменить — Fast Company
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США