Краснодарский край, 17 окт 2016, 15:25

Катись, колесо: как действуют и сколько зарабатывают веловоры Краснодара

Чем больше у жителей города становится велосипедов, тем активнее «работают» веловоры. За последние три года число таких краж выросло почти на 20%, раскрываемость таких преступлений не превышает 22%
Читать в полной версии
Фото: bryansknovosti.ru

Портрет веловора в интерьере

За последние несколько лет в Краснодаре выросло количество краж велосипедов. Как рассказали агентству РБК Юг в ГУ МВД по Краснодарскому краю, наибольшее количество похищений традиционно приходится на теплый период года. По данным за 9 месяцев 2016г., жители столицы Кубани заявили о 639 кражах велосипедов. За весь 2014г. произошло 540 велокраж, за 2015г. – 754. Таким образом за 3 года число похищенных велосипедов выросло на 20%, и, судя по динамике, рост будет продолжаться. В полиции это связывают с ростом популярности среди горожан этого вида личного транспорта.

Несмотря на растущую активность воров, в правоохранительных органах считают, что организованных групп, промышляющих кражей и перепродажей велосипедов, в столице Кубани не существует. «Почти во всех случаях кражи совершаются одним человеком. Преступник, завладев велосипедом, старается на нем же уехать с места преступления и затеряться среди прохожих и автомобилей», – рассказал РБК Юг источник в полиции.

По мнению оперативников, выделить и создать какой-либо особенный портрет велосипедного вора нельзя. Занимаются этим и ранее судимые, и не имеющие судимости люди. В основном – мужчины от 18 до 40 лет. «Некоторые преступления имеют так называемый спонтанный характер, когда изначально умысла нет, но человек идет на кражу, увидев велосипед, брошенный без присмотра. Хотя большинство краж все же заранее обдуманы», – прокомментировали в полиции.

«Быстрые деньги»

До 70% краж происходят в общественных местах: на улицах и на территориях, прилегающих к торговым центрам, гипермаркетам, магазинам, где граждане оставляют велосипеды без присмотра и не используют велозамки.

Остальные похищения совершаются из подъездов, куда преступники проникают либо с жителями дома, либо через окно. Злоумышленники забирают велосипеды, которые в большинстве случаев просто стоят на лестничной площадке. «Зачастую преступников не останавливают и велозамки, так как с собой они носят специальные кусачки или гидравлические ножницы», – поясняют полицейские.

Выделить какой-либо конкретный округ Краснодара, наиболее подверженный велокражам, нельзя. Подобные инциденты происходят на территории всех округов – в среднем, от 3 до 5 в день. Преступники обычно не выбирают велосипеды по маркам и моделям, а похищают те, которые легко доступны.

Сбывают украденное веловоры часто прямо на улицах случайным прохожим, при этом занижая стоимость велосипеда в разы. Кроме того, похитители могут сдавать велосипеды на металлолом или выставлять на продажу на интернет-сайтах. В среднем, за один велосипед вор может выручить от 3 до 5 тыс. руб. В полиции отмечают, что иногда злоумышленники похищали велосипед стоимостью более 50 тыс. руб., а продавали всего за несколько тысяч.

«Бывало, что преступник реализовывал велосипед в 100 метрах от места хищения. Некоторые из задержанных шли на очередное дело, даже возвращались на одно и то же место. Единичны случаи, когда злоумышленник оставляет похищенный велосипед для личного использования. Конечно же, это будет не серийный вор», – рассказали в полиции.

Найти сложно, но можно

Главная проблема велокраж в том, что раскрыть такие преступления действительно сложно. Велосипеды зачастую не имеют серийных номеров, владельцы не знают номер рамы и часто даже не хранят фотографии своего имущества. А при совершении преступлений в большинстве случаев нет свидетелей и очевидцев.

Владельцы дорогих «двухколесных друзей», как правило, обладают всеми документами. Но в этом случае поймать похитителей тоже непросто. «Дорогостоящие марки​ в основном отправляют на продажу в другие регионы или пускают на запчасти – стоимость хороших тормозов в среднем составляет около 100 долларов, колеса могут стоить 500-1000 долларов», – говорит один из активистов краснодарского велодвижения.

В 2014г. из 540 краж было раскрыто 96, в 2015 – 202 из 754, за 9 месяцев 2016 года – раскрыто 146 случаев из 639. В среднем раскрывается около 22% преступлений.

Статистики общей суммы ущерба по всем кражам велосипедов не ведется. Обычно владельцы оценивают ущерб в размере от 10 до 15 тыс. руб., но бывают и случаи похищения моделей стоимостью 50-100 тыс. руб. Получается, что в год в Краснодаре злоумышленники крадут велосипеды на общую сумму около 10 млн руб.

Искать веловоров нелегко, но ни в коем случае не бесполезно, подчеркивают в правоохранительных органах. Некоторые похитители попадаются с поличным. Полицейские стараются обращать внимание на подозрительных людей на велосипедах.

«Регулярно в вечернее и ночное время задерживаются люди, которые, как впоследствии выясняется, украли велосипед. Некоторые из них бросают его и безуспешно пытаются убежать. Некоторые сдаются, как говорится, без боя», – говорят в краснодарской полиции.

Стараются помогать друг другу и участники велодвижения, хорошо знающие, чего стоит расставание с любимым средством передвижения. Созданные ими базы данных позволяют разместить информацию о своем угнанном «железном коне» или проверить онлайн, не значится ли в угоне велосипед, который вы собираетесь купить на вторичном рынке.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование