PROСтройка, 17 окт, 16:30

Градостроительная сингулярность: какой будет будущая застройка Краснодара

Единый документ планирования призван решить накопившиеся проблемы городской среды Краснодара — от инфраструктуры до хаотичной застройки. Но его появление не значит сиюминутное решение всех вопросов, считают эксперты
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба администрации Краснодара

В Краснодаре 19 октября 2024 года начнутся общественные обсуждения по проекту Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования Краснодара. Он представляет собой генеральный план, который помимо сведений о территориальном планировании содержит карты, градостроительные регламенты и порядок их применения.

«В отношении разработки проекта Единого документа территориального планирования Краснодар — в числе лидеров, в первой тройке территорий нашей страны, которые готовят такой документ, соединивший Генплан и Правила землепользования и застройки. <…> Уверен, что все вместе мы будем делать наш город лучше, краше, уютнее, гостеприимнее, современнее и богаче», — сказал Наумов в ходе пресс-конференции 15 октября 2024 года.

Генплан совмещенный с правилами землепользования и застройки — это главный градостроительный документ, определяющий развитие территории, считает член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России и экс-главный архитектор Кубани Юрий Рысин.

«Он затрагивает все сферы жизни города — транспорт, промышленность, озеленение, социальные объекты, жилье — буквально все. Документ полный.<...> Это важно, потому что в практике последних десятилетий имели место несостыковки генплана и ПЗЗ. Это очень важно, это влияет на инвестиционную привлекательность территории. Создание единого документа — это решение этой проблемы на многие годы вперед», — считает Рысин.

Единый документ планирования указывает перспективы, направления, возможности развития территории городского пространства, считает руководитель архитектурного бюро Porchelli Group Елена Порчелли. Кроме того, он должен упростить для пользователя восприятие материалов развития города.

Это документ, который станет одновременно и конституцией, и кодексом развития города, считает доктор экономических наук Александр Полиди. По его словам, это не только видение образа будущего, но и правила поведения по достижению этого образа.

«Это стратегическое новшество, которое по-другому позиционирует градостроительный комплекс. Это другой уровень стратегического планирования и другой уровень реалистичности планов», — сказал Александр Полиди.

При этом экономист уточняет, что ожидать быстрого решения проблем города не стоит, поскольку они копились десятилетиями.

«Проблемы города, его несбалансированного роста копились не годами, а десятилетиями. Ожидать, что в короткий период они будут разрешены полностью — невозможно. В любом случае, есть ментальный и стратегический сдвиг, а также технологический — понимание того, что должно быть сделано», — сказал Полиди.

Формирование единого транспортного каркаса

Анализ, который проводили в НИИ Перспективного градостроительства (разработчик действующего генплана Краснодара), показал проблему транспортной инфраструктуры, рассказала главный архитектор НИИ ПГ Ирина Гришечкина. Она отметила, что долгое время в городе велась прокладка небольших местных улиц для обеспечения жилой застройки, «а вот магистральная сеть мало строилась».

«Не было построено ни одной развязки, ни одного путепровода. Все эти проблемы города так и остались», — сказала она.

С 2012 по 2020 год Краснодар принял на себя «мощный инвестиционно-строительный удар». Тогда он вырос на 1 млн человек. Об этом рассказал директор НИИ ПГ Павел Спирин.

«Необходимо построить 28 мостов и развязок, которые запланированы в документе. Создать новую систему общественных пространств, зеленых насаждений. У нас не развита на треть улично-дорожная сеть, так как освоение города шло по сути без документации о планировке территории, то есть не отбивались нужной ширины улицы, не выделялись красными линиями те необходимые линии градостроительного регулирования, не предусматривалось нужное количество зеленых насаждений, внутридворовых территорий и т. д.», — сказал Спирин.

Создание единого транспортного каркаса является первой задачей, стоящей перед Единым документом планирования, считает Юрий Рысин. Он решает эту проблему, однако главным условием для этого архитектор назвал своевременную и полную реализацию положений генплана.

Единый документ территориального планирования предусматривает возможность строительства линии подземного трамвая от железнодорожного вокзала «Краснодар-1» до аэропорта «Пашковский», рассказала Гришечкина.

«Планируется одна ветка подземного трамвая — от железнодорожного вокзала «Краснодар-1», под улицей Красная, дальше идет на ул. 40 лет победы, и в новый район Новознаменский и в аэропорт», — рассказала она.

Однако Гришечкина отметила, что в первую очередь власти будут сосредоточены на развитии других видов транспорта — обычного трамвая и городской электрички.

«В городе инфраструктура системы общественного транспорта, в основном, связана с развитием городской электрички и обычного трамвая. Подземный трамвай в генеральном плане предусмотрен, но не является панацеей от всех бед. Прежде всего, предусматривается развитие обычного трамвая, пересадочных узлов, которые связаны с автостанциями, международными и пригородными которые есть в Краснодаре. И вот эта система обеспечит нам общественный транспорт», — объяснила Гришечкина. По мнению экономиста Александра Полиди, планирование подземного трамвая — это создание формирование тренда и нового явления в жизни города.

«Если этот проект будет реализован, а он будет реализован, иначе, зачем бы его планировали, то это создание предпосылок и игра «вдолгую», — считает Полиди. Такие проекты станут каркасом, на который смогут нарастать новые улицы и от которого сможет формироваться новая структура города, заключил экономист.

Ранее сообщалось, что создание первого этапа подземного трамвая в Краснодаре займет 6 лет. Его общая протяженность займет 25,6 км. Строительство планировалось реализовать с помощью механизма государственно-частного партнерства по концессии. Уже в сентябре 2024 года власти Краснодара вели поиск источников финансирования, в частности рассматривался вариант привлечения федеральных средств к реализации проекта. Также прорабатывалось технико-экономическое обоснование и определение концепции и трассировки.

Генплан города также предусматривает создание трамвайной ветки в Восточно-Кругликовский микрорайон. К рассмотрению его концепции планируют приступить после завершения проектирования трамвая в район Гидростроителей.

«Третье направление — трамвай в Восточно-Кругликовской микрорайон — остается в генплане. Дальнейшая ситуация и то, как будет развиваться концепция этого направления, будет понятно после завершения проектирования ветки трамвая в район Гидростроителей», — сказал Архипов.

В марте 2024 года Евгений Наумов заявлял, что строительство трамвайной линии в восточную часть Краснодара в рамках концессионного соглашения с «Синарой — ГТР Краснодар» было отложено «на будущее».

Развитие общественного транспорта приоритетно, жителям новых микрорайонов будет комфортнее сесть на трамвай на остановке у дома и добраться до центра, нежели ездить на личном автотранспорте, считает Надежда Панаетова.

Застройщики «ССК» и «Инсити» проектируют новую трамвайную линию от ул. Московской по ул. Петра Метальникова до коттеджного поселка «Крепость». Трамвайная линия будет спускаться ближе к поселку Плодородному, к разворотному кольцу, тем самым охватывая как уже существующую застройку, так и перспективную. Соответствующие обязательства у застройщиков прописаны в договорах.

«Параллельно будет вестись строительство четырехполосной автодороги. Чтобы понятно было, мы стремимся сделать подобие ул. Ставропольской, чтобы трамвайные пути были посередине и по две автомобильные полосы по бокам», — объяснила Панаетова.

Это все в совокупности связывается с проектом кольцевых линий РЖД. По-прежнему он разделен на несколько этапов. Первый — это проект краевых коллег — малое кольцо. Это разъезд на Витаминкомбинат, микрорайон Молодежный, Краснодар-2, Краснодар-1, другой ход будет через Индустриальный, Новознаменский, Комсомольский и дальше соединяется со станцией Краснодар-1.

Кроме того, власти Краснодара планируют построить две новые дорожные развязки по ул. Тихорецкая — ул. Восточно-Кругликовская и по ул. Тихорецкая — Володарского — Шевченко, рассказал замглавы администрации Краснодара по вопросам строительства, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов. Саму ул. Тихорецкую планируется реконструировать.

Развитие промышленного кластера и акцент на сельское хозяйство

В новом Едином документе будет сохранен курс на развитие высокотехнологичной промышленности, которая будет включать в себя производство лекарств, переработку, машиностроение и металлообработку, рассказала Ирина Гришечкина. Для этого были сохранены существующие промзоны в Копанском, Октябрьском и Дорожном поселках, а также созданы две новых.

Одной из них станет большая восточная промзона на площади в 100 га, уточнила замглавы Краснодара Надежда Панаетова. Также в станице Елизаветинской предусмотрели порядка 120 га земли, которые ранее планировали отвести под застройку многоквартирными домами.

«Генпланом предусмотрена большая Восточная промзона порядка 100 га. Это вторая очередь. Наши коллеги из министерства промышленности Краснодарского края занимаются вопросом ее наполнения, разработан проект планировки этой территории. Это первый прецедент, когда проект планировки существует именно на промышленную территорию. Мы сразу отобразили в нем и дороги, и кластеры, чтобы в будущем избежать хаотичного строительства. <…> Также в станице Елизаветинской порядка 120 га земли, которые действующим Генпланом планировались под строительство МКД, мы предусмотрели для развития промышленного экологического кластера», — сказала Панаетова.

В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными предприятиями, имеющими опыт комплексного развития крупных парков. В будущем будет разработан единый проект планировки, который будет предусматривать зеленые пространства и территории для отдыха.

Кроме того, как рассказала Ирина Гришечкина, принципиальным изменением, которое внесено в Единый документ планирования, стало выведение 7,4 тыс. га земли в сельскохозяйственное назначение.

«Принципиально меняется то, что порядка 7,4 тыс. га уходят из границ земель населенных пунктов в земли сельхозназначения, так как Краснодарский край придает большое значение развитию сельского хозяйства», — сказала она.

В стране действует президентское поручение об обеспечении продовольственной безопасности России, напомнил член градостроительного совета при губернаторе Краснодарского края, член комиссии по землепользованию и застройке, член общественного градостроительного совета при главе Краснодара Владислав Амерханов.

«Кроме как на Кубани таких плодородных земель в стране не найти. Сейчас использовать земли сельхозназначения нецелесообразно, президент не зря на это обращает внимание. <…> Выходит, что на вчерашних пашнях мы получаем вместо крестьянско-фермерских хозяйств коттеджные поселки без необходимой инфраструктуры», — сказал Амерханов.

Промышленные производства сочли неподходящими для центра города

Мэр Краснодара Евгений Наумов подтвердил застройку территории ОАО «МЖК «Краснодарский». Он назвал территорию производства «мертвой промышленной зоной» и указал на то, что масложиркомбинат больше не будет работать.

«Основная тенденция развития больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, миллионников «со стажем» — это вынос крупных производств [из центра города — прим. ред.]. Мы видим, что у нас масложиркомбинат уже не будет работать. Это мертвая промышленная зона. Поэтому рассматривается возможность застройки данного земельного участка», — сказал Евгений Наумов.

Вынос промзоны из центра города на его окраины будет положительным решением, как для предприятий, так и для жителей города, считает он. Глава города подчеркнул, что в городе реализуется проект Восточной промышленной зоны, которая значительно больше по площади, чем территория «МЖК» (22 га), поэтому пространство для развития производств есть — подготовленное и обеспеченное необходимой инфраструктурой.

Руководитель департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Василий Домрин также отметил, что наличие производственной зоны в центральной части города нарушает баланс городских территорий, и новый Генплан города должен это исправить.

Вместе с тем было отмечено, что реализация проекта будет возможна только в случае урегулирования транспортной ситуации в районе объекта. При этом он подчеркнул, что объекты культурного наследия на территории комбината будут сохранены.

«Это безусловно. Все объекты культурного наследия на территории комплекса будут восстановлены и сохранены. Это принципиальная позиция», — заявил Наумов, отметив, что реализация проектов по застройке может быть реализована в рамках комплексного развития территории.

Заместитель руководителя Института развития градостроительства и городской среды Краснодарского края Наталья Машталир считает, что в любом постиндустриальном городе, к числу которых относится Краснодар, наличие промзон в центре недопустимо.

«Существует мнение, что промышленные зоны создают много рабочих мест. Но в пересчете на площадь используемого земельного участка это оказывается совсем не так. В связи с автоматизацией производств таким предприятиям нужно не так много рабочих рук. Поэтому оставлять промзоны в центре городов ради рабочих мест — неверно», — прокомментировала Наталья Машталир.

В то же время промзоны оказывают негативное влияние на «ткань города», поскольку не пропускают через себя транспортную сеть и не создают инфраструктуру для горожан. Однако и к жилому проекту на территории «МЖК» должны предъявляться серьезные требования, считает эксперт.

«На этой территории сегодня мало озеленения, складывается сложная транспортная ситуация. Жилой проект возможен, если он решит эти проблемы и повысит качество проживания в районе», — подчеркнула Наталья Машталир.

Точкой притяжения в район могут стать объекты культурного наследия, расположенные на территории предприятия. По словам эксперта, поблизости от них можно создавать торговые или офисные площади, чтобы эти объекты по-настоящему стали общественным достоянием.

«Фактически это центр города, и важно, чтобы в новом жилом районе было создано большое число мест приложения труда. Он должен жить не только по вечерам, когда люди возвращаются с работы домой, а быть включенным в жизнь большого Краснодара», — считает заместитель руководителя Института развития градостроительства и городской среды Краснодарского края.

Многоэтажки, полицентричный Краснодар и архитектурные ограничения

В настоящее время концентрация точек притяжения, в том числе трудовых ресурсов, находится в центре Краснодара. В НИИ Перспективного градостроительства рассчитывают на формирования полицентричной системы, рассказал директор института Павел Спирин.

«Мы хотим, чтобы в Краснодаре формировалась полицентричная система. Сейчас у нас основная концентрация точек притяжения, в том числе трудовых ресурсов, размещена в центре Краснодара. А идеальный вариант — когда появится много мест концентрации на периферии. Мы сохраняем все производственные площадки, за исключением территории МЖК, и даже увеличиваем на 800 га площадь таких территорий», — рассказал Спирин.

Согласно его видению, выйдя из дома, человек должен отвести детей в детсад или школу, а после за 15 минут добраться до работы. Для этого необходимо соблюсти баланс мест приложения труда, количества жилья и социальной инфраструктуры, в том числе транспортной.

«По таким принципам мы и выделили 12 подрайонов в Краснодаре. Это и общественно-деловые зоны, и территории промышленного производства, и зоны сельхозпереработки», — сказал Спирин.

В настоящее время многоэтажная застройка в Краснодаре предусмотрена в районе поселков Краснодарского, Индустриального и в северо-восточной части города — микрорайоны Знаменский и Новознаменский, рассказала Панаетова.

«Если мы говорим о территории поселка Краснодарского — напротив ЖК «Дыхание» — там уже заключили несколько договоров о комплексном развитии территории, и в рамках документов предусмотрено строительство трамвайной линии», — сказала она.

В Единый документ территориального планирования вносятся архитектурно-градостроительные требования, добавила Гришечкина.

«Есть историческое поселение. Вокруг исторического поселения добавляется вторая буферная зона которая имеет тоже более строгий регламент, например, можно строить здания высотой не более 6 этажей. Выдвигаются требования и к фасадам зданий и к материалам. Есть и остальная зона, которая станет третьей зоной регулирования», — пояснила она.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать