Краснодарский край, 18 июл 2017, 15:04

Dura lex: чего ждать кубанским активистам от европейского правосудия

ЕСПЧ принял к рассмотрению иски кубанских активистов, участвовавших в акциях протеста в 2012-2014гг. По мнению адвокатов, компенсация может составить не более 5000 евро
Читать в полной версии
Фото: voanews.com

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобы участников различных акций протеста в России, поданные за последние несколько лет. В первой группе истцов оказались три жителя Краснодарского края — активисты Давид Хаким, Ольга Носковец и Алексей Мандригеля. Все трое пытаются обжаловать незаконные задержания, избиения, вынесение обвинительных приговоров и присуждение денежных штрафов.

В частности, член незарегистрированной «Партии прогресса» Алексея Навального Давид Хаким в феврале 2014г. был задержан и оштрафован за проведение в Сочи одиночного пикета в поддержку эколога из Туапсе Евгения Витишко, отправленного в колонию за надпись на заборе «дачи Ткачева». Хакима признали виновным в совершении административного правонарушения и приговорили к 30 часам обязательных работ. Позднее обязательные работы заменили штрафом в 20 тыс. рублей.

В день окончания Олимпийских игр в Сочи, 23 февраля 2014г. Давида Хакима вновь задержали вместе с активисткой Ольгой Носковец «за намерение провести акцию протеста» и предъявили обвинение в неповиновении сотрудникам полиции. В итоге Хаким был приговорен к 4 суткам административного ареста, а Носковец — с учетом наличия хронического заболевания — к штрафу в 1000 рублей.  В декабре 2015г. Хаким получил политическое убежище в Испании.

Еще одним участником процесса в Европейском суде по правам человека стал краснодарский активист Алексей Мандригеля. В октябре 2012г. он прошел по Краснодару со свечой и похоронным венком, организовав «похороны института выборов в Краснодарском крае». Мандригелю задержали спустя три недели в офисе партии «Яблоко», доставили в суд и приговорили к 15 суткам ареста и штрафу в 22 тыс. рублей.

Туда-сюда-обратно

Как сообщил РБК Юг адвокат Хаким и Носковец Александр Попков, жалобы в ЕСПЧ он и его подзащитные подавали еще в 2014-2015гг. Требования, по его словам были стандартными: признать нарушения ст. 5, 6, 10 и 11 Европейской конвенции — это статьи о незаконном задержании, несправедливом суде и нарушении свободы слова и свободы собраний. Аналогичные требования предъявляли защитники Алексея Мандригели.

После того, как дела в Европейском суде были объединены, претензии истцов переадресуют российской стороне, которой предстоит ответить на ряд общих и несколько специфических вопросов, рассказывает Попков. «Общие вопросы будут в духе: зачем было задерживать людей, которые проводят мирную акцию? Специфический вопрос с нашей стороны касался отсутствия апелляционного суда. Вернее, он был, но нас на него не позвали и даже не уведомили о его проведении, поэтому ЕСПЧ будет спрашивать у России, почему это произошло», — сообщил адвокат.

В дальнейшем властям Российской Федерации предоставляется три месяца на подготовку ответов на запросы ЕСПЧ. За это время ответчик в лица министерства юстиции РФ собирает свои аргументы, готовит документацию и направляет их обратно в ЕСПЧ. Затем Европейский суд передает их истцам.

Алексей Мандригеля, который подавал иск еще в 2013г., поясняет, что участия истцов в процессе, как правило, не требуется. «Если ЕСПЧ потребуется опросить мою сторону, то туда поедет мой адвокат. Но обычно этот суд  сам выносит какое-то решение. Никаких вмешательств там не нужно», — прокомментировал он.

По индивидуальному «прайсу»

Российская Федерация может предложить какое-то мировое соглашение, если не захочет, чтобы ЕСПЧ вынес решение против нее, рассказал Александр Попков. Однако вынесение решения суда произойдет, скорее всего, не скоро, отметил он.

Адвокат Алексея Мандригели Марина Дубровина также говорит, что многие процессы тянутся в ЕСПЧ достаточно долго, однако по некоторым делам решения выносят достаточно быстро. По словам защитника, чаще всего решения принимаются в пользу истцов.

«Есть весьма богатая судебная практика. Мы анализировали в т.ч. дела Каспарова, Навального, Яшина — они все решаются положительно, потому что у нас крайне печально обстоят дела с законодательством о свободе собраний и участии в демонстрациях. С одной стороны, в России невозможно согласовать мирный протест. С другой стороны, как только люди выходят с плакатами, это уже чревато последствиями», — рассказала Дубровина.

По ее словам, в большинстве случаев Российская Федерация исполняет свои обязательства по решениям ЕСПЧ ( за исключением дела «Юкоса»). Средний размер компенсаций при этом составляет от 500 до 5000 евро — суммы компенсаций всегда назначаются индивидуально и во многом зависят от обстоятельств дела.

Pro
Как калифорнийский стартап пытается создать iPhone в мире роботов
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Какие отзывы потребителей можно игнорировать, а с какими нужно работать
Pro
Гринвошинг. Как и почему компании обманывают клиентов на теме экологии
Pro
Зачет требований по контрактам ВЭД. Что нужно знать о новых правилах
Pro
Покупка, аренда и флиппинг. Как заработать на жилье в Санкт-Петербурге
Pro
«Придется заплатить»: в каких ситуациях суд накажет работодателя
Pro
Как российские экспортеры используют цифровые валюты для платежей