УФАС vs мэрия Краснодара: быть ли рекламе на общественном транспорте
Краснодарский УФАС России направил предупреждение департаменту транспорта мэрии Краснодара. Ведомство требует исключить рекомендации перевозчикам об отказе от рекламы на бортах городского общественного транспорта. Об этом рассказала врио замруководителя управления Карина Бжассо.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, в августе 2019 года мэрия Краснодара презентовала регламент оформления общественного транспорта. Документ состоит из 11 разделов, в которых определяется расположение информационных трафаретов о маршрутах движения, нахождение обязательных обозначений: выходов, мест для инвалидов, обязательных информационных материалов.
Отдельный блок касается наружной рекламы на бортах общественного транспорта. По мнению представителей администрации, компаниям-перевозчикам следует постепенно от нее отказываться.
Свое решение подразделение УФАС приняло, рассмотрев обращение уполномоченного по защите прав предпринимателей на Кубани Игоря Якимчика. Он просил обратить внимание на жалобы СРО «Союз транспортников Кубани» и ООО «Максмедиа», в которых шла речь о протоколе по итогам совещания в мэрии в июле 2019 года. В итоговом документе представители властей города рекомендовали перевозчикам в срок до 1 сентября планомерно отказываться от использования рекламы на бортах подвижного состава.
«Рекомендации органа власти не могут игнорироваться хозяйствующими субъектами — перевозчиками, которым они обращены, поскольку они адресованы всем перевозчикам и содержат конкретный срок их исполнения — 1.09.2019», — отмечается в предупреждении службы (есть в распоряжении редакции).
В итоге антимонопольное ведомство усмотрело в действиях мэрии признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» и потребовало до 1 октября отменить пункт 1.5 протокола, известить об этом все причастные компании.
«Наше мнение, что регламент и протокол ограничивают конкуренцию на рынке рекламных услуг. Подобные документы носят скорее распорядительный, чем рекомендательный характер — такова наша точка зрения. Есть также правоприменительная практика по России. Она противоречива, но посмотрим, как будут развиваться события», — считает Карина Бжассо.
Если мэрия не выполнит требования ведомства, региональный УФАС намерен возбудить дело в отношении департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара.
По словам бизнес-омбудсмена Кубани Игоря Якимчика, обращения поступили от пяти компаний.
«Рекомендации департамента о приведении в соответствующий облик общественного транспорта к единому стилю, по нашему мнению, являются недопустимыми. Введение запрета или ограничения отдельных видов деятельности прямо запрещено законом о защите конкуренции. Рекомендации могут обсуждаться, но все это должно вестись в более корректной форме», — прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей.
По словам владелицы рекламного агентства «Славия» Аделины Славинской, рекламные компании выступают против пункта регламента, запрещающего размещение рекламы на бортах общественного транспорта, т.к. считают это ущемлением своих прав.
«Мы согласны привести рекламу к единому стилю и не против той визуализации, которую предлагает мэрия города и разработке единого стиля на примере других городов. Но можно это сделать, не отказываясь от рекламы, без таких глобальных изменений», — отметила Славинская.
Рекомендация, а не запрет
Заместитель главы Краснодара Артем Доронин рассказал РБК Краснодар, что власти города не согласны с позицией регионального УФАС.
«Регламент — это не правовой акт, а методическая рекомендация. При этом — важная рекомендация для организации качественного внешнего вида, визуального удобства для пассажиров и поддержания эстетично состояния общественного транспорта Краснодара. Это позиция департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города. И мы готовы, при необходимости, отстаивать эту позицию в суде», — считает замглавы города.
Нормативы разрабатывались для удобства пассажиров и улучшения качества обслуживания, напомнил Доронин. По мнению городских властей, единый стиль позволит сократить количество «визуального мусора» в Краснодаре. С новым рекомендациями по оформлению согласились не только в МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление», но и ряд частных перевозчиков.
«Транспортники согласны избавляться от рекламы на бортах, как только истекут сроки рекламных контрактов. А информационные стикеры в салоне транспорта приведут в соответствие с регламентом по мере замены уже существующих наклеек и обновлению подвижного состава», — отметил вице-мэр.
В городском департаменте транспорта администрации РБК Краснодар рассказали, что не получали от Краснодарского УФАС предупреждений, связанных с рекламой на общественном транспорте — антимонопольная служба запрашивала лишь информацию по поводу регламента и протокола.
Как ранее заявляли представители городских властей, регламент носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению. Так, в муниципальном «Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении» рассказали о планах использовать его нормы и полностью отказаться от рекламы на бортах транспорта, а частные перевозчики придерживались разных точек зрения.
Представители рекламных агентств, специализирующиеся на размещении рекламы на бортах общественного транспорта на круглом столе РБК Краснодар выражали обеспокоенность тем, что регламент может быть навязан частным перевозчикам и тогда ряд малых предприятий лишится своего бизнеса.
В настоящее время общественный транспорт Краснодара представлен муниципальным предприятием «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» и рядом коммерческими перевозчиками. По данным мэрии города, 60% пассажиропотока приходится на КТТУ, 40% — на частные компании. В парке КТТУ насчитывается 620 единиц подвижного состава (268 — трамваев, 183 — троллейбуса и 169 — автобусов). Средний возраст трамваев — 30, троллейбусов — 16 лет, автобусов — более 4 с половиной лет. На маршрутах общественного транспорта частных перевозчиков в Краснодаре работает около 800 автобусов. В 2017-2019 годах компании приобрели 230 новых. В следующем году планируется закупить еще 81 новый автобус.