Не только вино: как винодельни Кубани диверсифицируют бизнес
Винодельни Краснодарского края в последние годы активно диверсифицируют бизнес за счет производства и реализации новых продуктов. Помимо винодельческой продукции, компании выходят на рынки косметики, пищевых продуктов, канцелярии и одежды. Кроме этого, ассортимент предприятий расширяется за счет внедрения безалкогольных напитков — лимонадов, соков, газировок и т. д.
По оценкам игроков рынка, использование вторичных продуктов винодельческого производства позволяет эффективно расходовать основной ресурс, минимизировать воздействие на окружающую среду и адаптироваться к изменяющимся запросам рынка.
Новые стратегии
В Краснодарском крае одной из первых компаний, начавших диверсифицировать бизнес, стала ГК «Абрау-Дюрсо». Первую партию масла из виноградных косточек сортов «Шардоне», «Рислинг» и «Купажи» предприятие выпустило в 2020 году. Еще через два года компания представила первую косметическую линию Abrau Cosmetics (уходовые средства для лица и тела), в состав которой вошли масло виноградной косточки и ресвератрол (природный антиоксидант) из винограда.
Кроме этого, сегодня на предприятии производят артезианскую воду со вкусом винограда, безалкогольное «игристое», газированные напитки на основе натурального виноградного сока, тоники и энергетические напитки.
В рамках диверсификации бизнеса винодельня «Шато де Талю» (Геленджик) производит широкий ассортимент невинодельческой продукции. На предприятии выпускают косметику на основе виноградной косточки (крема, шампуни, жидкое мыло, спрей-мист, масло для тела, бальзам для губ, масло для загара, молочко после загара), лимонад, два вида чая, пищевое масло из виноградной косточки, паштет, варенье из черных лисичек, канцелярию и мерч (худи, футболки, бейсболки, шопперы, свитшоты, панамы, варежки).
Доля невинодельческой продукции в общем объеме продукции винодельни составляет 12%. В текущем году на предприятии фиксируют повышенный спрос на косметику на основе виноградной косточки — рост в 2024 году по отношению к 2023 составил 519% при том, что доля продаж косметики от общего количества продаж оценивается в 2,5%. На втором месте — текстиль и мерч, продажи данной продукции выросли на 44%, а доля продаж от общего ассортимента составляет 7%.
Винодельня «Фанагория» (Темрюкский район) производит сортовые виноградные соки, безалкогольное игристое, сироп, масло виноградной косточки первого холодного отжима, а также бальзамические и виноградные уксусы. Объем выпуска составляет около 400 тыс. бутылок в год, а доля безалкогольных продуктов — около 1,5%.
По данным компании, производство безалкогольной продукции по сравнению с 2022 годом выросло в четыре раза. Это обусловлено запуском собственного цеха по производству масла виноградных косточек в 2023 года. Инвестиции в проект, который позволил полностью перерабатывать виноградную выжимку, составили более 150 млн руб. После запуска цеха объем производства масла виноградных косточек вырос в 16 раз.
По итогам 2023 года из урожая винограда на предприятии произвели 30 тыс. л масла из виноградной косточки. Из урожая 2024 года «Фанагория» планирует получить 100 тыс. л масла и также расширять производство остальной невинодельческой продукции.
Семейная винодельня «Lifar Wines» (Абрау-Дюрсо) производит и продает косметические уходовые средства под торговой маркой «Vinosofia». Около трех лет продукция компании растпространяется на маркетплейсах — за это время порядка 5 тыс. штук товаров было продано в ассортименте, рассказала основательница бренда и руководитель винодельни Галина Лифарь.
Косметические уходовые средства составляют 30% от общего объема товарной продукции. Доход от продажи данной категории товаров составляет примерно 30%. По словам Лифарь, объем производства косметической продукции стабильно растет из года в год — в сравнении с 2023 годом показатель увеличился примерно в 7 раз.
Перспективное направление
Генеральный директор ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Александр Константинов рассказал, что компания не планирует останавливаться на достигнутых результатах в рамках диверсификации бизнеса. Винодельня намерена дальше развивать это направление, так как продукция пользуется большим спросом у потребителей.
«Мы слушаем наших гостей и анализируем их потребности, стараемся максимально реагировать на все запросы. В прошлом году мы запустили косметику, чаи и масло. В этом году мы продолжили развивать это направление и выпустили воду и лимонады. Интерес гостей к нашей продукции растет», — сказал Константинов.
Виноград может стать основой для производства разнообразных продуктов и может быть полностью переработан. Такой подход отвечает ESG принципу «Фанагории», которая стремится минимизировать воздействие на окружающую среду, пояснили в компании. В результате запуска собственного цеха по производству масла виноградной косточки «Фанагория» наладила также выпуск биогумуса, который возвращается на виноградники почвой.
«Сенновский винзавод, предшественник «Фанагории» выпускал широкую линейку соков с 60-х годов XX века. «Фанагория» продолжает эту традицию, ориентируясь на современного потребителя, который всё чаще выбирает безалкогольные продукты», — говорится в ответе пресс-службы винодельни.
Использование вторичных продуктов винодельческого производства — не новая идея, отметила Галина Лифарь. В советские времена косточки винограда использовали для извлечения масла, которое затем централизованно перерабатывали на заводах. Шрот (концентрированный корм, побочный продукт маслоэкстракционного производства), в свою очередь, применялся в качестве корма для скота.
«Для себя мы выбрали производство косметических средств, так как в виноградной ягоде, косточке содержится много ценных веществ, которые можно с пользой употребить в производстве невинодельческой продукции. Это одно из многих направлений, которое можно применить для использования вторичных продуктов. Это ресурсосберегающая технология имеет большие перспективы для многих производств», — резюмировала Лифарь.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар