Аукцион MOST: как в Краснодаре формируется рынок современного искусства
Аукцион современного искусства MOST проходит в Краснодаре с 2014г., его организаторами являются Олег Гончаров и Роман Левицкий. В конце октября в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко состоялись четвертые торги, на которых было представлено 60 лотов. С молотка ушли 28 работ на общую сумму в 5,7 млн рублей
Откуда начинался MOST
Олег Гончаров вспоминает, что от момента возникновения идеи до реализации первого аукциона contemporary art прошло всего несколько месяцев. Реализация проекта шла в несколько этапов: определение помещения, списка художников, переговоры с галереями, обладающими правами на произведения, отбор работ и верстка каталога.
Местом проведения торгов было выбрано главное здание художественного музея им. Коваленко, который традиционно проявляет интерес и к современному искусству (в экспозиции хранится в т.ч. уникальная коллекция русского авангарда).
«Мы долго пытались понять, где мы могли бы провести мероприятие. После длинной череды просмотров и выбора, мы пришли к пониманию того, что для первого аукциона нельзя предусмотреть лучшего помещения, чем здание государственного художественного музея им. Коваленко», — говорит Гончаров.
В 2016г. аукцион проводился в стенах нового помещения музея, до этого выставка и приобретение картин проходила в историческом здании.
«Это место кажется более камерным и направленным на те задачи, которые мы ставим перед собой: познакомить людей с современным искусством не только в рамках посещения закрытого мероприятия. В нынешнем году выставка для всех желающих длится более 10 дней, в отличие от первого аукциона, где выставка прошла всего за несколько дней», — поясняют организаторы.
Точную сумму затрат на проведение всего комплекса мероприятий Гончаров не называет: «Это десятки тысяч долларов. Более миллиона рублей. Мы никогда не окупаем этих денег».
По словам Гончарова, многие «базисные вещи», которые были сделаны в первый раз, определили дальнейшее развитие проекта.
«Мы задали достаточно высокий стандарт и стараемся ему соответствовать — как с точки зрения преподнесения нашего мероприятия, так и с точки зрения его проведения и качества посетителей закрытой части», — отмечает он».
К составлению каталога первого аукциона подключился известный краснодарский художник Владимир Мигачева, который занялся отбором работ. «Мы полагались на его выбор, он много нам советовал и помогал с точки зрения знакомства с авторами. В дальнейшем он подключался к той или иной работе над каталогом последующих аукционов. Он давал свои работы, поэтому я думаю, что времени ушло немного, буквально за пару месяцев мы сформировали определенный шорт-лист, хотя работ мы всегда просматриваем множество», — прокомментировал Гончаров.
Одним из ключевых моментов стало формирование аудитории. «В Краснодаре нет коллекционеров современного искусства, поэтому работать здесь непросто. Аудиторию покупателей нужно формировать», — говорит художник Эльдар Ганеев (группировка ЗИП), ранее принимавший участие в торгах со своими работами.
Чтобы донести до зрителей необходимую информацию, организаторы аукциона провели несколько экскурсий, которые вел приглашенный искусствовед и автор поясняющих комментариев к произведениям в каталоге. Кроме этого, аукцион наладил сотрудничество с Краснодарским институтом современного искусства (КИСИ) и культурным центром «Типография». В частности, в городе открывались выставки современных художников и читались лекции, приуроченные к проведению аукциона, но доступные всем желающим.
«Если аукцион справляется с тем, чтобы объяснить людям, что такое современное искусство, то это лучшее, что он может сделать для местной арт-среды», — считает Ганеев.
Кого берут на MOST
Ежегодно количество лотов варьируется в зависимости от различных факторов. В 2015г. к торгам были допущены 97 произведений, в этом году — 60.
«Это развитие в лучшую сторону. До этого большинство работ выглядело как самодеятельность, а в нынешнем году каталог собран лучше», — уверен Эльдар Ганеев.
Направить заявку для участия в аукционе и выставке со своими работами может абсолютно любой художник. При этом претенденты на участие в торгах не знают, кто занимается отбором работ для окончательного каталога. «Основной груз ответственности по отбору работ лежит на плечах Натальи Таркановской, это директор нашего аукционного дома. В большей степени они с Романом Левицким принимают в этом участие. Я доверяю вкусу Натальи и Романа, но могу выразить свое несогласие с наличием или отсутствием той или иной работы в каталоге или порекомендовать обратить внимание на какое-нибудь произведение», — поделился Гончаров.
Сами художники говорят, что представляют свои работы не только ради «быстрых денег». «Помимо разового заработка, участие в аукционе дает возможность познакомить со своим творчеством более широкий круг людей, поучаствовать в выставке и каталоге бок о бок с другими интересными художниками. В первую очередь, это искусство, а потом уже коммерция. Аукцион MOST явно породил бурное движение со стороны художников Краснодара, многие заинтересованы в участии, так как это хороший шанс выйти на новый уровень в своей творческой деятельности», — объясняет Людмила Баронина, чья работа Evergreen Life ушла с молотка за 140 тыс. руб.
Кто приходит на MOST за покупками
На вопрос о том, кто является покупателями произведений современного искусства, даются разные ответы. Олег Гончаров многократно акцентировал внимание на том, что это «люди, которые могут позволить себе потратить большую сумму денег». Художник Эльдар Ганеев описал их как «просто богатых людей из окружения Сергея Галицкого, которые не занимаются коллекционированием, но приобретают одну-две работы».
По оценкам участников аукциона, есть и покупатели, которые приобретают работы для оформления интерьеров: владельцы салонов, ресторанов и т.д.
В итоге картины, купленные на аукционе MOST, можно встретить и в барах, и в кабинетах высокопоставленных кубанских чиновников.
Гончаров отмечает, что все усилия, прилагаемые к организации и проведению аукциона, не только помогают формировать круг людей, заинтересованных в дальнейшем коллекционировании произведений, но и продвигают творчество художников за пределы региона и страны.
«Несколько работ с прошедших аукционов нашли своих владельцев за рубежом. Произведения Владимира Мигачева отправились в Великобританию, были продажи в Америку. Работы приобретали люди из Москвы и Петербурга, туда уезжает много работ краснодарских художников. В аукционах принимают участие не только жители Краснодара. Есть множество людей, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на аукционе. Они оставляют заявки или принимают участие в торгах по телефону. Одно из моих направлений работы — знакомство столичных и питерских коллекционеров с работами краснодарских художников», — рассказал он.
В свою очередь, редактор портала Aroundart.org Елена Ищенко считает, что проект логичней ориентировать преимущественно на краснодарскую аудиторию. «Мне кажется, в первую очередь необходимо работать с местным сообществом, потому что именно благодаря сообществам и развивается современное искусство. Важно быть уместным и нужным в первую очередь в локальном контексте», — говорит она.
Зачем Краснодару MOST
«Аукционы — такая же часть арт-рынка, как галереи, музеи, мастерские и даже сами произведения искусства. Представить сейчас существование искусства вне рынка довольно сложно — он формирует те сети, благодаря которым искусство постоянно воспроизводится: художники создают работы, а галереи и аукционы не просто их продают, но формируют интерес и спрос по отношению к ним. Любой аукцион — ставит ли он перед собой такую задачу или нет — способствует популяризации искусства, поскольку создает вокруг него новые сети различных связей. И это не только отношения продавца-покупателя, но просто круг людей, которые узнали об аукционе», — подчеркивает Ищенко из Aroundart.org.
Кроме того, в условиях городов, где не создана инфраструктура демонстрации современного искусства, выставки в рамках аукционов становятся важным культурным явлением. «Важно показывать разное искусство — не только живопись, которая, возможно, понравится более широкому кругу людей, но и объекты, инсталляции, видео. Не имеет значения, будет ли продана эта работа (ее вовсе можно не продавать), но она создает контекст для более широкого и демократичного восприятия современного искусства. Так, опыт многих ярмарок и аукционов показывает, что в их рамках создают некоммерческие секции, где показывают молодых художников или искусство, которое невозможно продать. Это делает опыт зрителя более многогранным и более активным», — объясняет Ищенко.
Кроме того, аукцион способствует определенной популяризации города. По словам редактора Aroundart.org, краснодарский MOST — пожалуй, единственный региональный аукцион, который известен в столичных кругах. «В России не так много аукционов подобного плана, чтобы можно было сравнивать, и на региональном уровне я пока не знаю аналогичных проектов», – соглашается Людмила Баронина.
Куда ведет MOST
Елена Ищенко считает, что у аукциона MOST может быть большое будущее. «Надеюсь, что благодаря ему в Краснодаре появятся коллекционеры, которые будут заинтересованы в искусстве не просто как в товаре. Которые будут воспринимать современное искусство как неотъемлемую часть развития культуры, города и общества. Мне кажется, что к аукциону в контексте институционального голода предъявляются достаточно высокие требования. Хочется, чтобы они оправдывались», — поделилась она.
По мнению Олега Гончарова, основная проблема развития аукциона — это разрыв между тем, что представляет собой искусство и тем, как понимает его потребитель.
«Мы придем к кураторским аукционам, когда будут приглашаться люди, имеющие большой вес в сфере искусства. Они будут помогать в формировании концепции каталога и подбирать работы. Это явление носит высокий риск. Мнение искусствоведа и человека, хорошо разбирающегося в искусстве, не всегда совпадает со мнением человека, пришедшего на аукцион голосовать рублем за тот или иной лот», – размышляет он. На вопрос о том, каким будет аукцион MOST в следующем году, Гончаров ответил коротко: «Пятым».