Краснодарский край, 19 фев 2020, 18:25

Больше зелени: каким будет пространственное развитие Краснодара до 2030г.

Читать в полной версии

В РБК Краснодар в рамках обсуждения стратегии социально-экономического развития столицы Кубани до 2030 года прошел круглый стол, посвященный пространственному развитию города.

Стратегия развития Краснодара разрабатывается в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, которая была подготовлена Леонтьевским центом — AV Group.

Как сообщал РБК Краснодар, тендер на разработку программного документа выиграло ООО «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» (Ernst & Young).

Основной темой первого круглого стола стало развитие предпринимательства — от малого и среднего бизнеса до крупных проектов. Всего запланировано четыре подобных мероприятия, на следующих двух обсудят человеческий капитал и транспорт. По словам представителей Ernst & Young, в настоящее время проект находится в финальной стадии проработки. Планируется, что в марте 2020г. пройдут общественные слушания, а затем будет обсуждаться итоговый документ.

Дисбаланс территорий и плохая экология

По данным исследования, проводившегося перед разработкой Стратегии-2030, в Краснодаре к моменту начала работы над документом наблюдался дисбаланс функциональных зон наряду с высокой плотностьб застройки (в т.ч. в центре) и размытый исторический и культурный обликом города.

«Жилые зоны в Краснодаре занимают порядка 41%, общественно-деловые зоны — 30%, на зоны рекреационного назначения приходится всего 10%. Более страшны цифры по сокращению зелёных зон — 300 га с 2007 по 2015гг. Это был настоящий вызов, с которым мы подходили к работе над Стратегией», — рассказал старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко.

Экологическая обстановка в городе оценивается как неблагоприятная — в 2017 году Краснодар занял 30 место в экологическом рейтинге российских городов. Также несбалансированной выглядит и разделение территории по типам — только 10% в городе выделено на рекреационные зоны.

«Мы понимаем, что центр города требует реконструкции. Здесь доминирует общественно-деловая застройка и это вызывает целый ворох проблем, в первую очередь — транспортных. Одна из них — ежедневная маятниковая миграция из спальных районов в деловой центр и обратно», — отметил представитель компании-разработчика стратегии.

Для решения существующих проблем в Стратегии-2030 было сформулировано 5 флагманских проектов и 7 направлений развития. Среди крупных проектов авторы документа выделяют создание двух заводов по мусоропереработке, обустройство набережных как точек притяжения для рекреационного досуга, создание системы управления городским освещением, а также строительство линейного парка «Карасуны».

По словам заместителя главы Краснодара Андрея Дорошева, это очень капиталоемкие проекты, но они необходимы для города. Часть из них уже находится в стадии реализации — в частности, реконструируются и увеличиваются зеленые зоны. Уже в 2020 году в городеприступят к работам по укреплению берегов реки Кубань, что станет первым шагом по созданию новой набережной.

Децентрализация и новые территории

Один из флагманских проектов Стратегии-2030 — освоение 1500 га около Восточного обхода, переданных в собственность Краснодару. В перспективе на этой территории пос. Знаменский и микрорайона Новознаменский будет проживать около 180 тыс. человек, общая площадь жилой недвижимости может составить до 6 млн кв. метров. Затраты на реализацию проекта составят 370 млрд рублей.

В качестве подпроекта выделено строительство ПГУ ТЭЦ стоимостью 35,7 млрд рублей (сроки реализации — 202102023 гг.). В настоящее время ведутся переговоры с инвесторами на предмет вхождения в этот проект.

На новой территории также планируется в перспективе создать общегородскую площадку для проведения масштабных культурно-образовательных и развлекательных мероприятий. Инвестиции оцениваются в 540 млн рублей.

«В Краснодаре, к сожалению, существует дефицит площадей, где можно проводить крупные масштабные мероприятия. Это очень сильно влияет на развитие туризма. Как раз на этой территории мы закладываем выделение площадки, где будут проводиться мероприятия. Очень грамотно подобрана площадка, в первую очередь, с точки зрения потоков, которые движутся в сторону моря по трассе М4-Дон», — отметил Панасенко.

Развитие этой территории позволит перераспределить административный центр и перенести часть общественно-деловой жизни на окраину, отметил ведущий специалист МКУ «Управление земельных отношений» Владислав Амерханов.

«Проектом предусмотрено строительство большого количества административно-деловых зданий площадью 5 млн кв. м — это здания судов, банков и т.п. Проект не просто соответствует действующим нормативам, он их превосходит. Можно назвать его образцово-показательным. Это не застройка территории, а создание, по сути, нового гмини-города», — считает эксперт.

Крупные компании уходят от точечной застройки и стараются заниматься комплексным освоением территории, отмечает вице-президент по инвестициям ГК «АВА» Денис Бражниченко.

«Данный проект позволит капитализировать стоимость близлежащих земельных участков (пос. Лорис, Пригородный, Новознаменский), а также промышленного кластера Восточной промзоны. Также он позволит решить ситуацию с выходом на М4-Дон со стороны стадиона «Краснодар» и немножко разгрузит Северные мосты», — добавил Бражниченко.

За последние 10 лет город вырос почти вдвое, поэтому децентрализация — очень важная задача, отмечалось на круглом столе. В Краснодаре требуется формировать новые рабочие места и новые точки притяжения для того, чтобы снизить нагрузку на многие сферы деятельности города, в особенности, на транспортную инфраструктуру, прокомментировал помощник главы Краснодара Владимир Вербицкий.

«Децентрализация города, создание градостроительного каркаса и вписанных в него зеленых зон — тоже важная часть работы. Сейчас в Краснодаре не так много мест, куда люди перемещаются в выходные: улица Красная, несколько парков и торговые центры. Создавая новые точки притяжения, мы способствуем децентрализации. Развитие парка «Краснодар» показало, что это востребовано», — отметил он.

Инфраструктура: от «умного освещения» до вторичной переработки мусора

В стратегии пространственного развития Краснодара до 2030 года выделен ряд флагманских проектов по обновлению и улучшению инфраструктуры. Так, только на замену износившихся коммуникаций до 2026 года планируется потратить 18,9 млрд рублей. В числе обязательных — расширение ливневой канализации и строительство второй очереди городского коллектора.

Отдельно выделен флагманский проект по созданию в городе «умного освещения». По словам Евгения Панасенко, это не только позволит экономить электроэнергию и упростит управление, но и даст возможность реализовать ряд других функций. Вложения оцениваются в 1,2 млрд рублей. Реализовать проект планируется с помощью внебюджетных источников по механизму муниципально-частного партнерства до 2022 года. «В рамках проекта буду созданы многофункциональные опоры, предназначенные для реализации большого количества различных проектов. Лампочки, установленные на столбах освещения, имеют возможность так называемого «диммирования» — свет отключается полностью, но используемое напряжение остается в самой опоре. На нее можно устанавливать многое: от датчиков слежения за потоками транспорта и мониторингу экологической обстановки, до электрозаправок и точек Wi-Fi», — рассказывал он.

Еще один крупный проект — строительство в Краснодаре двух мусороперерабатывающих заводов. Их стоимость оценивается в 58,6 млрд рублей. Предприятия по переработке ТБО предлагается построить в восточной и западной частях Краснодара. Один из них будет создан на базе уже работающих мощностей АО «Мусороуборочная компания». Директор по развитию компании Максим Онищенко рассказал, что головной объект регионального оператора — лицензированный полигон отходов в хуторе Копанском. Там же располагаются мощности по сортировке. Первая очередь сортировочного завода запущена в 2013 году, объемы достигают 160 тыс. тонн в год.

«Сортируется примерно треть ТКО. При общем объеме вывозимых отходов в 500-600 тыс тонн в год этого недостаточно. Поэтому мы заходим как инвестор на строительство второй очереди в х. Копанском. Она предполагает наращивание мощности сортировки до 480 тыс. тонн», — отметил Максим Онищенко. Уже ведутся переговоры с администрацией города по поводу подписания инвестиционного соглашения. Вторую очередь планируется построить до 2023-2024 года.

В дальнейшем также компания собирается создавать предприятия по переработке вторичных фракций, которые получаются из ТКО. Для этого рядом с полигоном предусмотрен участок в 100 га. Там региональный оператор собирается построить промышленный кластер для переработки вторичного сырья.

Конкретных планов по строительству второго мусороперерабатывающего завода в Краснодаре пока нет.

Водно-зеленый каркас, парк Карасуны и набережная

Отдельным флагманским проектом выделен линейный парк «Карасуны», обсуждение которого активно ведется с 2014 года. Стоимость проекта оценивается в 14 млрд рублей. Планируется, что финансирование будет поступать из бюджета Краснодара при поддержке федеральных и краевых программ по благоустройству.

По словам советника главы Краснодара Александра Водяника, линейный парк представляет собой только один элемент масштабного решения, которое было принято впервые за последние десятилетие. Речь идет о создании водно-зеленого каркаса города, частью которого станет и цепь набережных реки Кубань.

«Карасуны сложно переоценить, потому что они находятся в таком месте на карте города, которое в некоторой степени является эпицентром, климатическим узлом, который сам создает потоки ветра, бризы, продуваемость, аэрацию города. Когда мы говорим об экологии Краснодара и о роли озеленения в нем, то здесь главное вовсе не количество. Вы можете иметь гектары, сотни гектаров зелени, и при этом — убогую экологию. Проблема в том, что в условиях ограничения земельного ресурса, правильное размещение зеленых насаждений, конструирование системы озеленения всех насаждений, не только общего пользования», — отметил Водяник.

Проект по созданию новых набережных в Краснодаре уже запущен. Всего запланированы пять этапов. В 2020 году пройдут торги на берегоукрепление по первому из них.

«Что касается одного из самых больших флагманских проектов — создания единой набережной — у нас уже идут обсуждения о внесении изменений в Генплан, проект планировки территории. В этом году мы начинаем строительство берегоукрепления, в соответствии с этим заходим на проектирование и дальнейшее строительство благоустроенной территории вдоль берега р. Кубань. На сегодняшний день этот участок составляет 35 га», — отметил вице-мэр Краснодара Андрей Дорошев.

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху