Взгляд в будущее: может ли Краснодар стать офтальмологической столицей
Краснодар на медицинской карте России считается одним из центров развития офтальмологии. В 1987 года был открыт Краснодарский филиал Межотраслевого научно–технического комплекса (МНТК) «Микрохирургия глаза». А в 2003 году в столице Кубани начала работу офтальмологическая клиника «Три-З», на базе которой затем возникла федеральная сеть из 32 диагностических центров в 7 регионах России и четырех хирургических клиник в Краснодаре, Ессентуках, Перми и Москве.
По мнению экспертов, офтальмология может стать одним из основных моментов притяжения в рамках проекта по превращению Краснодара в один из центров медицинского туризма, реализацией которого сейчас активно занимаются краевые и городские власти.
Как сообщал РБК Краснодар, весной 2018 года мэр Краснодаре Евгений Первышов предложил выделить 50 га рядом с поселком Новознаменским для создания медицинского кластера федерального масштаба. Строительство нового современного онкологического центра на 1000 коек на этой территории планируется начать в 2021 году.
Как отмечают в профильных клиниках, на коррекцию зрения в кубанскую столицу уже приезжают пациенты не только из других регионов России, но и иностранцы — в основном, жители государств СНГ или бывшие соотечественники из США, Германии, Норвегии, Польши и т.д.
«Кубанская офтальмологическая школа очень интересна и востребована на общероссийских и международных конференциях. Общаясь с коллегами из Сибири, где тоже очень сильная школа, я обращаю внимание, что они с большим интересом смотрят на то, что у нас происходит. Я не думаю, что мы когда-либо обойдем Москву по степени влияния, потому что там концентрация научных учреждений и клиник гораздо выше. Тем не менее, Краснодар занимает уверенные позиции в офтальмологическом сообществе России», — говорит медицинский директор группы компаний «Три-З» Инна Злотникова.
По ее словам, Краснодару вполне под силу стать одним из крупнейших офтальмологических центров страны, т.к. в клиниках города используются самые передовые методики, которые не уступают общемировым.
В частности, в апреле 2019 года крупный индийский производитель Care Group открыл в Краснодаре на базе клиники «Три-З» первый в России референтный центр по факичным интраокулярным линзам (ФИОЛ).
Care Group — один из крупнейших в мире производителей и импортеров интраокулярных линз, также занимается производством офтальмологического хирургического оборудования и средств по уходу за глазами. Компания основана в 1987 году, штаб-квартира расположена в городе Вадодара, Индия. Производственные линии запущены как в Индии, так и в Великобритании.
«В 2016 году мы поставили первые две линзы от Care Group. Уже спустя год клиника стала общероссийским лидером по числу проведенных операций по имплантации факичных интраокулярных линз. Всего к 2019 году на базе клиники было имплантировано более 200 таких линз», — рассказал РБК Краснодар ведущий офтальмохирург клиники «Три-З» Александр Бойко. В декабре 2018 года он впервые в России провел операцию по имплантации пресбиопической ФИОЛ, которая позволяет решить проблему возрастной дальнозоркости без замены собственного хрусталика на искусственный.
С учетом накопленного опыта руководство клиники приняло решение получить статус референтного центра, чтобы не только проводить сложные уникальные операции, но и иметь возможность делиться полученным опытом.
Факичная интраокулярная линза (ФИОЛ) — гибкая линза специальной формы, имплантируемая через микропрокол в роговице. В широкую клиническую практику эти линзы стали входить с начала 2000-х.
Факичные интраокулярные линзы изготавливаются строго индивидуально с учетом анатомических особенностей глаза пациента. Операции проводятся в тех случаях, когда лазерная коррекция зрения противопоказана.
Что дает статус референтного центра
Имплантация факичных интраокулярных линз требуется в исключительных случаях — в России немногие офтальмологи имеют соответствующую квалификацию. Однако, по словам специалистов, спрос на подобные операции уже идет на сотни. Одна из главных задач, которые решает референтный центр, — популяризация подобного вида коррекции зрения, а также развитие научной и технологической базы.
«В мае 2019 года на Алтае проходил съезд офтальмологов, где мы представляли доклад о нашем опыте работы с факичными линзами. И эта методика действительно вызвала большой интерес, потому что многие хирурги встречаются с такими пациентами, но не имеют возможности им помочь», — говорит медицинский директор ГК «Три-З» Инна Злотникова.
В ближайшее время на базе краснодарской клиники «Три-З» начнет работу образовательный центр, где специалисты из других регионов смогут освоить методики расчета и технику имплантации факичных интраокулярных линз. При этом в референтном центре есть критерии отбора по хирургическим навыкам и по потому оборудованию, на котором в дальнейшем будет работать офтальмохирург.
«Мы уже сталкивались с тем, что некоторые хирурги не имеют в своем арсенале того необходимого минимума диагностического оборудования, которое позволит качественно провести сложные расчеты. Таких хирургов мы брать не сможем, даже если у них есть огромное желание и хороший мануальный навык по другим направлениям и технологиям. Неправильный расчет приведет к недостаточно высокому рефракционному результату и может эту методику дискредитировать», — объясняет Инна Злотникова.
Брать лучшее
По словам Ирины Злотниковой, в России вряд ли удастся организовать производство достойных внимания факичных интраокулярных линз — это не массовая технология, а российские компании не имеют соответствующего опыта. «Такие линзы должны выпускаться на правильном производстве с огромной инженерной экспертизой и технической базой. Конечно, это отдельный бизнес, а не диверсификация офтальмологического», — прокомментировала она.
По мнению Злотниковой, для российских практикующих офтальмологов предпочтительным является путь приобретения специализированного оборудования и давно представленных на рынке расходных материалов, нежели изобретение собственных.
«У нас нет государственных процессов, которые могли бы гарантировать такие важные вещи. Возможно, они есть в других направлениях, но их нет в офтальмологии. К сожалению, пока нет предпосылок, что Россия может стать родиной какой-то передовой технологии в этой сфере. Но, наверное всему свое время: всего за 25 лет в офтальмологии произошла настоящая технологическая революция», — добавила Злотникова.