Журнал РБК+Юг, 19 ноя, 10:52

Экотренд: Как на Юге и Кавказе развивается органическое производство

Читать в полной версии
Фото: РБК Юг

Интерес потребителей к органической и экологически чистой продукции планомерно растет не только в России, но и во всем мире. Тренд на здоровый образ жизни и осознанное потребление — глобальный, он заставляет производителей переходить к биологическому сельскому хозяйству, внедрять ESG-принципы. О том, кКак развивается органическое земледелие на юге и что мешает аграриям отказаться от «химии» — в материале журнала РБК+Юг «АПК меняет имидж: новые люди земли»

Перспективы органики

Рынок органических продуктов — один из самых динамично развивающихся в мире. За 1999-2022 гг. он вырос более чем в 10 раз — с 13,1 до 134,8 млрд евро. По прогнозам FIBL, одного из ведущих мировых институтов в области органического сельского хозяйства, ежегодно сегмент будет прирастать на 7-8%. К 2030 году в денежном выражении он достигнет 230 млрд евро, а по объему займет 5% от мирового производства сельхозпродукции (обзор Фонда поддержки производителей органической продукции — прим. ред.).

В России, по данным Росаккредитации, объем рынка органической продукции в 2024 году оценивается в 27,6 млрд рублей. Для сравнения, общий объем сельхозпроизводства в стране за шесть месяцев года превысил 2,5 трлн рублей.

Для более активного развития сегмента в прошлом году была утверждена Стратегия развития производства органической продукции, согласно которой к 2030 году российский рынок органики должен вырасти до 114,5 млрд рублей.

Тренд на ЗОЖ

Несмотря на начальный этап развития отрасли, она имеет огромный потенциал.

Одним из ключевых шагов стратегии является продвижение органической продукции на внутреннем рынке. При этом доступность органических продуктов должна быть обеспечена для большего числа людей, чтобы стимулировать их потребление.

Уже сейчас эксперты отмечают повышение ответственности потребителей к своему образу жизни и рациону. Центр изучения потребительского поведения Роскачества фиксирует рост числа граждан, для которых при выборе товара важна его экологичность. С 2020 года их доля выросла более чем на 15%, рассказал директор Департамента развития органической и «зеленой» продукции Роскачества Владимир Увайдов.

«Крупные торговые сети заинтересованы в наращивании поставок от малых производителей, поскольку их продукция пользуется спросом у населения, в первую очередь благодаря узнаваемости торговых марок и высокому доверию покупателей к качеству местных товаров. Рост интереса к локальным брендам является глобальной тенденцией, которая в России получила дополнительное ускорение из-за геополитических факторов и санкционных ограничений. С учетом того, что более 70% производителей органической продукции — это малый бизнес, это также дает им возможность попасть в торговые сети», — добавил Владимир Увайдов.

Для производства органической продукции аграриям нужны разные механизмы поддержки, которые помогут сократить затраты на производство и популяризировать выпускаемые товары. Одним из таких инструментов может стать кредитование на отечественные средства защиты растений и агрохимикаты с возможностью субсидирования части затрат, соглашение о котором было подписано Юго-Западным Сбербанком и Фондом «Субсидирование инновационных агротехнологий» (фонд «СИННАТ»).

«Мы понимаем важность задач, которые определены принятой правительством РФ в 2023 году Стратегией развития органического производства до 2030 года. В соответствии с документом, площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, в стране должна увеличиться до 4,3 тыс. га. И также должны существенно вырасти объемы органической сельскохозяйственной продукции, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества, а применяются биопрепараты, органические и микробиологические удобрения», — рассказал генеральный директор Фонда «Ссубсидирование инновационных агротехнологий» (фонд «СИННАТ») Евгений Черкасов.

Рабочим механизмом в этом вопросе на примере организации детского питания могут стать рекомендации Роспотребнадзора по организации общественного питания в школьных учреждениях. «Сейчас в методических рекомендациях Роспотребнадзора по организации общественного питания раздела об органике нет. А если бы был, то любой орган регионального управления выбирал бы подрядчика в процессе торгов и фиксировал, чтобы при производстве использовалась локальная органическая продукция. То есть, чтобы при централизованных закупках с федеральной субсидией на школьное питание заключались контракты с местными производителями органической продукции», — считает директор Фонда поддержки производителей органической продукции (Фонд «Органика») Вячеслав Федюнин.

Биология земледелия

Несмотря на потенциал и поддержку властей, органическое производство сталкивается с рядом проблем. Главная из них заключается в том, что современные сельскохозяйственные методы, нацеленные на получение высоких урожаев, не предусматривают никаких мер по сохранению окружающей среды. Аграрии могут использовать любые химикаты из списка разрешенных на территории РФ. Однако такая практика приводит к эрозии почвы, загрязнению воды и воздуха, опустыниванию. Поэтому переход на органику — это длительный и трудоемкий процесс, который зависит не только от политики государства, но и от ответственности каждого, кто работает на земле.

Как отметил председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, сегодня без снижения рентабельности можно частично или полностью перевести на биологическую защиту и питание до 80% отечественного АПК в растениеводстве. В животноводстве и пчеловодстве это 20-30%. И первым шагом к органическому производству должна быть биологизация земледелия.

«Производитель должен учиться работать без химии сначала частично, потом полностью. Это требует квалификации, опыта, перестройки некоторых процессов, когда основная работа идет не во время возникновения проблемы, а на профилактику, заранее. И только потом, после отработки технологии на своих полях, будет разумным перейти на органическое производство с сохранением и увеличением рентабельности. Кроме того, это отдельный очень перспективный сектор производства с хорошим экспортным потенциалом. Мы видим, что в мире уже происходит новая аграрная революция, человечество уже не может себе позволить дальше работать интенсивными химизированными технологиями, они изжили себя. Мир переходит на биологические, природоподобные агротехнологии», — подчеркнул Сергей Коршунов.

Загрязнение почв является одной из наиболее глобальных проблем, стоящих не только перед бизнесом и сельским хозяйством, но и перед научным сообществом. На сегодняшний день ученые уделяют особенное внимание вопросам, касающимся улучшения здоровья подобных земель, отметила профессор, д. б. н., заведующая кафедры почвоведения и земельных ресурсов Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ЮФУ Татьяна Минкина.

«В этой области мы сделали большие шаги: уже освоили, разрабатываем и апробируем новые материалы, сорбенты и биоудобрения для улучшения почв. Основой для них являются растительные отходы растениеводства, которые путем сочетания с осадками, например, сточными водами, позволяют создать сорбенты с высокой добавленной стоимостью. Именно их мы апробируем уже в полевых условиях на загрязненных почвах», — пояснила профессор.

В современном сельском хозяйстве возрастает значимость применения альтернативных методов борьбы с вредителями и болезнями растений. Биопрепараты способны обеспечить более безопасную и эффективную защиту посевов при одновременном снижении химической нагрузки на окружающую среду, отмечают эксперты.

«За последние годы интерес к применению биологических средств защиты растений в сельском хозяйстве вырос. Это связано как с возрастающим вниманием к экологическим проблемам, так и с появлением новых разработок в области биотехнологий. В России есть все предпосылки для увеличения доли биопрепаратов среди используемых СЗР: необходимость снижения пестицидной нагрузки на окружающую среду, государственная поддержка программ по развитию органического земледелия, а также стремление к повышению урожайности и качества сельскохозяйственной продукции», — считает директор по стратегическому развитию ГК «Бионоватик» Дарья Назаренко.

Председатель ученого совета ассоциации «Народный фермер Кубани», президент Союза фитопатологов, к. б. н. Анатолий Таракановский добавил, что биологические препараты уже сейчас являются перспективными инструментами, способными вернуть состояние почвы к норме.

«Без сомнения, это наиболее активно развивающееся в настоящий момент направление в области растениеводства и защиты растений в мире. Толчком к развитию рынка органической продукции в ближайшие десять лет не на уровне спроса, а на уровне предложения должны стать активность фермерского сообщества и внятная принципиальная позиция Минсельхоза по отношению к химическим СЗР. Не хотелось бы нагнетать, но и попадать в химическую зависимость, как и в зависимость от ГМО, было бы крайне неверным направлением развития всей защиты растений. Именно поэтому нам сейчас нужны на земле инструменты мониторинга и прогноза вредных объектов, включая переоценку реальной их вредоносности: отложить или отменить химобработку там, где она не нужна, стало даже как-то непрофессионально. Хотя всё обстоит как раз наоборот», — подчеркнул Анатолий Таракановский.

Массовая культура

Для расширения рынка необходима федеральная популяризация, считают эксперты. Сейчас себестоимость органического производства и конечные цены продуктов оказываются выше неорганических товаров, рассказали производители юга и Северного Кавказа. Ценовой фактор не позволяет выйти такой продукции в массовый сегмент, поэтому для ее популяризации необходима глубокая вовлеченность в этот процесс государства.

«В среднем себестоимость органического производства на 40% выше, чем неорганического. Пока что люди в магазинах выбирают продукты, опираясь на их стоимость. Для того чтобы органика вышла в массовый сегмент, необходимо вести масштабную информационную политику, чтобы люди с детства привыкали заниматься спортом, правильно питаться, следить за здоровьем», — отметил коммерческий директор «Органик Эраунд» Антон Усов.

Аналогичную точку зрения высказал управляющий компании «Биохутор Петровский» Алексей Щепетьев. «В правительстве и научном сообществе сейчас говорят о том, что нужно на федеральном уровне заниматься пропагандой, рекламой и развитием культуры потребления органической продукции. Это касается всех видов продуктов: хлеба, бакалеи, чая и так далее. Бизнес не сможет взять на себя эту функцию, это должно делать государство. Если, например, по федеральному телевидению хотя бы раз в день будут запускать соответствующие ролики, тогда, думаю, ситуация изменится», — отметил он.

Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух