Естественный процесс: эксперты объяснили сокращение ИП на Кубани
По исследованию международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, Краснодарский край в январе-июне 2021 года занял пятое место в России по сокращению числа ИП в абсолютном выражении. С начала года в регионе открылось 30,3 тыс., закрылось — 25 тыс. ИП.
Опрошенные РБК Краснодар эксперты сошлись во мнении, что такая динамика — последствия ряда факторов. Среди них пандемия, а также переход на режим самозанятых и трансформация естественного жизненного цикла предприятий.
Малый бизнес не имеет запасных ресурсов, поэтому в первую волну пандемии из-за ограничений 20% микропредприятий ушли с рынка, рассказала доцент кафедры мировой экономики и менеджмента «КубГУ» Марина Плешакова.
В их числе в основном оказались предприятия, занятые в общепите, сфере услуг, торговли и сельском хозяйстве. Еще одна причина сокращения — специфика самого сектора малого бизнеса. По словам Марины Плешаковой, микропредприятия не имеют «длинных» денег, банки не кредитуют такие организации на длительный срок. Поэтому ресурсы ИП значительно меньше, чем у крупных или даже средних предприятий.
«Плюс мы не должны забывать, что жизненный цикл микропредприятий максимум три года, очень редко шесть лет. Потом малый бизнес перерастает в средний и входит как структурное звено в крупный бизнес. Поэтому пугаться такой динамики не стоит, так как это естественный процесс. Но коронавирус был причиной ускорения перехода малого бизнеса из одного состояния в другое, скажем, из активного состояния в спящий», — отметила Марина Плешакова.
На сложившуюся динамику повлиял и переход предпринимателей к самозанятости. После введения нового института большая часть российских предпринимателей, которые не имеют наемных сотрудников, выбрали эту форму, пояснила старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
«Об ухудшении предпринимательской деятельности в регионе здесь не говорит ничего. Люди просто оптимизируют свои налоговые обязательства. Все-таки ИП без найма в чистом виде платит порядка 40 тыс. рублей налога в год. Самозанятое лицо платит 6% от заработка, это значительно меньше. Этот налоговый режим более легкий. Если учесть, что Краснодарский край — аграрный регион с большим количеством фермерских хозяйств, где не предполагается наемных сотрудников, то это оптимальная система», — прокомментировала Анна Бодрова.
Она уверена, переход ИП на самозанятость — хорошая тенденция. Она свидетельствует о повышении грамотности бизнеса, умении прислушаться к изменениям в законодательстве и использовать их в свою пользу.
Пятое место Краснодарского края в стране по сокращению ИП — ожидаемое влияние пандемии и структуры сервисной экономки, сложившейся в регионе, считает доктор экономических наук, заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. При этом пик закрытий микропредприятий уже пройден. Оснований для дальнейшего сокращения эксперт не видит.
«Однозначно будет оздоровление и восстановление. Мы видим, что наши ключевые секторы — АПК, курортно-рекреационный комплекс, сфера услуг и торговля, выходят из пандемии очень быстрыми темпами. Об этом говорит динамика наших курортов, объем спроса на продукцию АПК. Возможно, будет видоизменение форм ведения бизнеса. Например, ИП могут замещаться самозанятостью или переходить в «ООО». Но это не сокращение числа субъектов МСП», — отметил Александр Полиди.
Он добавил, что изменения будут ощутимы на рынке в любом случае. Уход из конкурентной среды даже небольшого количества участников всегда видоизменяет ситуацию не в пользу потребителя. Чем выше конкуренция, тем больше стимулов к снижению цен, росту эффективности и производительности, пояснил Александр Полиди.
«Поэтому, конечно, сокращение участников конкурентного поля нежелательное явление для экономики. Другой вопрос, насколько оно критично. Я думаю, что не слишком. Это не сильно видоизменит тот ландшафт структуры экономики и рынка, который сложился в крае», — отметил он.
В целом сокращение индивидуальных предприятий — часть естественного процесса экономики, отметила Марина Плешакова. За последние три года в Краснодарском крае ежегодно закрывалось 9- 20 тыс. предприятий, при этом открывалось — 12-21 тыс. предприятий.
«У нас предпринимательский климат достаточно благоприятный. Я не могу сказать, что наш бизнес полностью сворачивается. Это скорее такое затишье, когда предприниматели ждут, что же дальше будет», — сообщила доцент КубГУ.