Краснодарский край, 20 июл 2021, 18:05

Скорее в плюс: эксперты оценили проект «Семь улиц» в Краснодаре

Власти Кубани заявили о приостановке реализации проекта «Семь улиц» в Краснодаре. Эксперты считают, при правильном подходе он способен дать толчок развитию исторического центра и стрит-ритейла
Читать в полной версии

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев приостановил реализацию проекта по преобразованию улиц исторического центра Краснодара в пешеходные зоны до проведения общественных обсуждений. Об этом он сообщил в своем Telegram-канале 19 июля, сообщал РБК Краснодар.

«Мы уже многое сделали для сохранения исторического центра города: приняли генплан, защитили от хаотичной застройки 113 кварталов исторического поселения. Любые изменения необходимо выносить на публичное обсуждение, чтобы четко понимать, как горожане их воспримут. В первую очередь важно создать многоярусные парковки по периметру исторического центра. Необходимы и исторические объекты, чтобы, прогуливаясь по пешеходным улицам, людям было на что посмотреть. Делаем полномасштабный проект, представляем на обсуждение жителей Краснодара, и после этого обсуждения с жителями мы смотрим их оценку, их отношение к проекту, а потом принимаем решение о его реализации, либо на самом деле отказываемся от проекта», — сказал Кондратьев.

Проект «Семь улиц» входит в концепцию новой городской мобильности, реализуемую в Краснодаре, и предполагает создание пешеходного квартала в центре города в районе основной прогулочной зоны — улицы Красной.

Впервые о создании в центральной части города пешеходного квартала власти города говорили осенью 2020 года. Это решение было основано на том, что жителям, по словам представителей администрации, не хватает по сути прогулочной зоны. В начале апреля 2021 года стало известно, что реализация проекта будет начата с ул.Чапаева на участке от ул.Красноармейской до ул.Рашпилевской.

«Идея сузить проезжую часть на улицах ради деревьев, тротуаров и велодорожек отражена в генплане и других стратегических документах — принципиальное решение уже принято. Более того, по ним даже были общественные обсуждения и большая работа с горожанами. При этом проектов реконструкции еще нет — это в планах на следующие годы. То есть отменить проект или реализацию физически невозможно — отменять пока нечего», — прокомментировал новость о приостановке реализации проекта «Семь улиц» урбанист Аркадий Гершман в своем Telegram-канале.

Противоречия и преимущества

Строительные работы по реконструкции первой улицы в рамках пилотного проекта завершились на улице Чапаева в июне 2021 года. Жители и гости города смогли увидеть, как выглядит проект в реальности, как организована одна полоса для автомобилистов, 2 велосипедные дорожки. Подобным образом планировалось изменить еще шесть центральных городских улиц: Пашковскую, Карасунскую, Рашпилевскую, Красноармейскую, Красную и Коммунаров.

Концепция первоначально вызвала неоднозначную реакцию общественности. Часть жителей высказывала опасения, что сужение улиц за счет расширения пеших зон приведет к ухудшению ситуации с пробками.

Но эксперты сходятся во мнении, что проект «Семь улиц» имеет ряд безусловных преимуществ, среди которых, в том числе, оптимизация транспортных потоков. В частности, по словам разработчиков проекта, увеличение пешего трафика предполагается за счет расширения тротуаров на центральных улицах города, что станет возможным после ликвидации незаконных парковок — там, где водители бросают свои машины на проезжей части, перекрывая проезд. В результате таких самовольных парковок из двух полос все равно используется только одна, например, так происходит на улице Красноармейской.

Проект положительно оценивал блогер и урбанист Илья Варламов. Он привел Краснодар в пример в качестве современного города, где делают ставку на пешеходную и велосипедную инфраструктуру, убирая машины из исторического центра.

«Несмотря на самострой и беспредел, которые не красят этот город, в Краснодаре есть потрясающий парк и стадион. А еще здесь понимают, как должен развиваться современный город! Думаете, и здесь решили построить парочку новых эстакад и расширить узкие дороги? А вот и нет! Краснодар будет делать ровным счетом наоборот», — комментировал он.

По оценкам властей города, скорость движение транспорта сократиться на 12%, зато вырастет качество городской среды и скорость движения пешеходов и автомобилистов.

Архитектура, история и бизнес

«Нужно дать импульс к развитию исторического центра. Есть всего два места, куда приезжают гости. Это парк «Краснодар» и улица Красная. Когда гости города сворачивают с улицы Красной, они видят не самую приятную картину. Кроме того, общаясь с предпринимателями, мы понимаем, что в Краснодаре существует множество экономических проблем. Многие предприниматели отмечают, что в Краснодаре сложно и дорого заниматься своим делом. Разница между развитым сервисом и неразвитой городской средой бросается в глаза и мешает вести бизнес», — комментировала главный архитектор Краснодара Наталья Машталир.

Проект «Семь улиц» может дать толчок развитию исторического центра, считает активист общественного движения «Помоги городу» Владислав Амерханов. В частности, важным преимуществом является обновление коммуникаций, которые предусмотрены концепцией.

«Сотрудничество с бизнесом, с теми предприятиями, которые находятся в границах этого проекта, дает возможность реконструкции, реставрации, сохранения объектов культурного наследия и градоформирующих объектов. Так как в муниципалитете нет денег и средств воздействия на арендаторов и собственников, чтобы они занимались реставрацией и сохранением таких объектов, проект — это возможность привести в порядок значимые места и здания в историческом центре. Это я считаю одним из главных плюсов», — отмечает активист общественного движения «Помоги городу» Владислав Амерханов.

В свою очередь, реставрация исторического наследия и создание единого архитектурного облика может стимулировать создание новых историко-туристических маршрутов.

«Сама идея создания пешеходной зоны в историческом центре очень хороша. По этому пути пошло много исторических городов Европы и Азии. Посмотрите на провинциальные крупные города, которые в списке ЮНЕСКО: это Сиена в Италии, Бордо и Лион во Франции, Порту в Португалии — там обязательно есть пешеходные зоны, где старинные улицы. На них ограничено движение автомобилей, за исключением спецтранспорта — полиция, скорая помощь, пожарные и т.д», — прокомментировал историк Виталий Бондарь.

Но, по его мнению, важный момент — это правильная проработка проектов с учетом особенностей исторического поселения. Подобные трансформации, отмечает историк, сильно меняют визуальное восприятие улиц.

Еще среди плюсов проекта эксперты и игроки рынка называли рост прибыли малого бизнеса, создание новых рабочих мест в секторе МСП и увеличение туристического потока. Благодаря концентрации заведений на одной улице, бизнес получает трафик, который конвертируется в деньги. Соответственно, чем больше людей будет проходить через заведения, тем лучше будет для этого бизнеса, считает владелец баров Sgt. Pepper's Bar, «Видеосалон закрыт» и «Бюро дезинформации» Артур Сергеев.

«Сейчас работать на Красноармейской интересно. Когда я только открывал свои бары на улице была совсем другая атмосфера и аудитория. Сегодня мы готовы ставить парклеты, мы хотим делать озеленение и освещение на этой улице. Мы готовы создавать новую городскую культуру», — считает он.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением