PROТуризм, 20 авг, 12:00

Кризис у берега: стоянка яхт дорожает из-за нехватки мест на маринах Юга

Цены на стоянку яхт на Юге в среднем выросли на 7,5 - 15%. Ключевой причиной повышения стоимости размещения судов на Черном и Азовском морях является нехватка мест, рассказали РБК Краснодар владельцы яхт-клубов и марин
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

На яхтенных маринах в Сочи рост стоимости в 2024 году составил от 7,5 до 15% по оценкам владельцев яхт. Ключевой причиной роста цена является увеличение количества маломерных судов при нехватке мест для яхт. Владельцы судов, яхт-клубов и марин считают, что ситуацию может исправить развитие соответствующей инфраструктуры.

Рост цен зимой

В Ассоциации развития яхтенного туризма и марин в беседе с РБК Краснодар рассказали, что динамика цен в Краснодарском крае отличается в зависимости от локации. Так, в морском порту Сочи цены на стоянку яхт поднялись примерно на 10% по сравнению с прошлым годом — стоимость стоянки составляет 218,5 тыс. руб. в месяц.

В Sochi Grand Marina (морской порт в Сочи) подчеркнули, что самая низкая цена на стоянку яхты зимой 2024 года составляла 60 тыс. руб. в месяц, для более крупных судов средняя стоимость составляет порядка 130 тыс. руб. На ценообразование сильно влияет сегмент, сезон и разные швартовочные места. При этом, генеральный директор Sochi Grand Marina Дмитрий Прозоров отметил, что с 2023 года цена изменилась незначительно, на 7%. До конца 2024 года индексации цен не планируется, заметил Прозоров.

«В 2024 увеличился индекс потребительских цен по данным Росстата, что также было и в 2023 году. Крайние года в условиях беспрецедентного санкционного давления нам удалось сохранить рост цен на уровне инфляции», — поделился Дмитрий Прозоров.

На сегодняшний день в «Имеретинском» порту стоянка яхты обходится в 80 тыс. руб., что является средней ценой. Стоимость зависит от размера яхт. Каждый год здесь рост цен варьируется в районе 12-15%, отметили в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.

Управляющая ростовским яхт-клубом Regatta Анна Оруджева рассказала, что цена для среднего катера 9 метров составляет чуть больше 30 тыс. руб. в месяц. Яхт-клуб Regatta с 2023 года не поднимал цены на свои услуги, так как еще не закончил благоустройство территории.

При этом стоимость стоянки в рамках города особо не отличается. Этот показатель в большей степени зависит от локации, транспортной доступности, инфраструктуры и услуг, которые предоставляет яхт-клуб.

Яхтинг ощущает дефицит мест и инфраструктуры

На ценообразование в большей степени влияет нехватка мест для яхт. Представители индустрии подчеркивают, что дождаться очередь на стоянки достаточно проблематично.

«Яхт в городе очень много [в Сочи — Прим. Ред.]. В Имеретинке порядка 120-150 лодок ждут в своей очереди. Поэтому марин не хватает очень сильно», — поделились в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.

Также управляющая яхт-клубом Regatta отметила, что повышение цен на стоянку яхт в большей степени зависит не от ограниченности мест на стоянке, а от порядка ценообразования на воду. Право водопользования сроком на 5 лет разыгрывается на аукционе. Выигрывает тот, кто больше заплатит на торгах. При этом не учитываются прошлые заслуги, развитие данной акватории, вложенные в проект средства или создание инфраструктуры.

«Даже если кто-то другой имеет договор на пользование лестничным сходом или ранее эксплуатировал там свои причалы — значения не имеет. В таких условиях инвестиции в развитие сильно ограничены, так как максимальный горизонт планирования — 5 лет. Дальше не известно, какими будут ставки за воду и кому она достанется на торгах», — объяснила Анна Оруджева.

На сегодняшний день существует проблема ограниченности оборота дебаркадеров (больших бетонных понтонов), способных нести нагрузку зданий и сооружений, что сказывается на развитии яхт-клубов. Эти конструкции позволяют разместить всю инфраструктуру яхт-клуба на воде, а также быстро увеличивать причальные мощности. Сегодня они представлены на Волге, но из-за трудностей транспортировки современных аналогов на юге в свободной продаже нет, подчеркнула Оруджева.

Дебаркадер — плавучая пристань (несамоходное судно) с надстройкой для размещения и обслуживания пассажиров или грузов. Служит для швартовки к ним других судов. Понтон — несамоходное плавучее изделие, предназначенное для формирования причальной линии на базах-стоянках. Может использоваться как плавучее основание для разнообразных плавучих конструкций в морской или речной отрасли.

Необходимо развивать инфраструктуру марин и яхт-клубов

Игроки рынка отмечают, что необходимо развитие причальной и стояночной инфраструктуры, речных туристических маршрутов, гостиниц и ресторанов, принимающих гостей на катерах. В последние годы активно развивается сегмент частного маломерного флота, а также увеличивается количество современных лодок, не требующих регистрации и прав для управления. Соответственно, им будут требоваться места для стоянки и швартовки, поделилась Оруджева.

Ассоциация развития яхтенного туризма и марин считает, что это связано не только с нехваткой мест для лодок, но и правилами рыночной конкуренции.

«Если бы были марины, была бы конкуренция. Услуги влияли бы на стоимость. Например, как в ресторане или в гостинице. Уже можно было бы говорить, что свободная конкуренция оказывает влияние на количество оказанных услуг. Например, где-то лодку будут мыть, заправлять, чинить, есть место для проведения мероприятий. Марину можно классифицировать, условно, как отели. Где-то больше сервиса, где-то меньше», — подчеркнула вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольга Шебзухова.

В Имеретинском районе, по мнению Ольги Шебзуховой, сервис сравним с услугами отеля категории «без звезд».

«В яхтенном порту «Имеретинский» хорошая база для ремонта лодок, а вот заправочной станции нет. Нет ресторанов. Почему-то все рестораны убрали. Всю инфраструктуру убрали с берега. <...> Нет нормальных туалетов, нет нормальных душевых. Бывает заходишь, как во дворец [речь про турецкие марины — Прим. Ред.]. Есть магазины, есть душевые, есть, где помыться, есть, где сходить в баню. Этого ничего в Сочи нет. Ни в одной нормальной марине», — подтвердили в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.

По мнению Ассоциации развития яхтенного туризма и марин, положительное влияние на индустрию оказала бы муниципальная марина с субсидированием мест стоянки государством, где цена могла бы регулироваться местными властями.

Pro
Эмоциональный интеллект уходит на второй план. Что пришло ему на смену
Pro
20% может оказаться выгоднее 5%: как компании на УСН выбрать ставку НДС
Pro
Конец вечеринки: как обанкротился культовый бренд посуды Tupperware
Pro
Виноваты родственники: кому грозят нездоровые отношения с алкоголем
Pro
ИИ в роли CEO: опыт российской компании и итоги эксперимента
Pro
Самопомощь при тревоге и панических атаках: 6 полезных практик
Pro
Почему одни страны становятся богаче, а другие беднеют
Pro
Новый РБК 100: как ведет себя российский рынок при двузначных ставках