Краснодарский край, 20 окт 2020, 15:27

Жизнь взаймы: зачем Краснодару выпуск облигаций

Облигации позволят Краснодару диверсифицировать долговой портфель, а также получить средства для инфраструктурных проектов. На эти цели привлечь коммерческие кредиты очень сложно, а собственных денег городу не хватает
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Мэр Краснодара Евгений Первышов предложил выпускать муниципальные облигации для финансирования крупных инфраструктурных проектов. В частности, на содержание зеленых зон и строительство дорог, проекты которых уже готовы.

«Из-за пандемии бюджеты всех уровней оказались в непростых условиях. Вместе с тем, город должен развиваться, нам нужно выполнять поставленные жителями задачи. Есть хорошая мировая практика. Необходимо посмотреть, собрать лучших экспертов Краснодара — финансистов, экономистов — и поработать над выпуском муниципальных инфраструктурных облигационных займов», — сказал Евгений Первышов на аппаратном совещании в мэрии города.

Увеличение числа зеленых территорий в городе одновременно растит нагрузку на бюджет муниципалитета, так как требуется больше средств на их содержание. Помимо этого, городская казна не может обеспечивать строительство новых дорог — денег хватает только на софинансирование федеральных программ.

По словам вице-мэра Краснодара Дмитрия Логвиненко, вопрос выпуска облигаций уже проработан, большинство формальностей улажено и муниципалитет в целом готов к размещению займов.

У Краснодара уже был опыт выпуска муниципальных облигаций. Займ разместили в 2013 году. Было погашено порядка 3 млрд рублей, рассказал РБК Краснодар директор департамента финансов администрации города Александр Чулков. Он положительно оценивает перспективы этого долгового инструмента — у города стабильный кредитный рейтинг и, по прогнозам чиновника, инвесторов заинтересуют ценные бумаги. В случае, если решение будет принято, первый выпуск облигаций может быть размещен в конце ноября-начале декабря 2020 года.

Администрация Краснодара 5 ноября 2015 года полностью погасила облигации второго муниципального займа 2011 года (регистрационный номер RU34002KRA1). Его размещение состоялось 10 ноября. Общий объем выпуска составил 1,1 млрд рублей, сроком на 4 года и ставкой купонного дохода — 9% годовых на весь период обращения.

Альтернатива для инфраструктуры

«Механизм привлечения финансов через рынок долга в России довольно развит, регионы часто к нему прибегают. Казалось бы, сейчас, при низкой ключевой ставке в стране, было бы логично пользоваться банковскими кредитами, но субъекты федерации больше интересуются рынком долга хотя бы потому, что денег тут больше, а потенциал шире. Для Краснодара не составит труда привлечь деньги в бюджет через размещение муниципальных облигаций, тем более что финансы требуются для реализации проектов инфраструктурной сферы», — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

В то время как на федеральном и региональном уровнях практика выпуска облигаций широко распространена, муниципальные займы размещаются редко. В России этот рынок не развит, отмечает член Общественной палаты Кубани Александр Полиди. Есть единичные примеры и большая часть попыток была неудачной.

Причинами этого являются особенности устройства бюджетной системы РФ, а также высокая степень дотационности городов. Ограничивает использование этого инструмента и отсутствие отработанного механизма выпуска ценных бумаг на уровне города. Оказывало негативное влияние состояние фондового рынка на протяжении последнего десятилетие.

С другой стороны, этот инструмент может получить широкое распространение в ближайшем будущем — возможности увеличения бюджета за счет налоговых поступлений сильно ограничены как низкими темпами экономического роста в России, так и влиянием пандемии.

«Поэтому нужно искать альтернативы, или как мы говорим, диверсифицировать долговую базу бюджета. Я считаю, что в случае Краснодара шансы на успех муниципальных облигаций повышают статус города-миллионника, а также такие серьезные показатели, как прирост населения, состояние экономики, доля малого и среднего бизнеса», — рассказал эксперт.

Важным фактором он считает принятие двух документов стратегического планирования — стратегию развития города до 2030 года и генеральный план Краснодара.

«Облигации — это долговая ценная бумага. Для любого инвестора очень важно хорошо понимать, откуда берутся возможности для погашения основной суммы долга и выплаты купонов. Два стратегических документа определяют архитектуру развития города на ближайшее десятиление и дают ясные перспективы развития», — отметил он.

Облигации не являются заменой коммерческих и бюджетных кредитов, подчеркивает Полиди. Задача в диверсификации долгового портфеля. Помимо этого, эти инструменты решают различные задачи. В частности, банки крайне редко готовы давать долгосрочные кредиты под крупные инфраструктурные проекты. 

«Банки в условиях меняющейся ключевой ставки не особо горят желанием давать деньги на долгий срок. Мы пытались летом выйти на рынок, перекредитовать имеющееся у нас кредиты и на три года взять деньги под более льготную ставку, чтобы меньше была нагрузка на меньший бюджет. Но банки не вышли на торги, им интересны займы на год. Но год — это не тот горизонт, который позволит реализовать какой-то инфраструктурный проект. Поэтому облигации, которые рассчитаны на 3-5 лет, более выгодны. Пять лет — это оптимальный срок: выпустили, выплачиваем раз в полгода купонный доход и через пять лет гасим», — прокомментировал Александр Чулков.

Как сообщал РБК Краснодар, доходы бюджета Краснодара в январе-сентябре 2020 года составили 11,52 млрд рублей. Это на 323 млн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Расходы местного бюджета с учетом краевых средств с начала 2020 года составили 24,6 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом они выросли на 12,8% или 3,1 млрд рублей. По итогам 2020 года потери бюджета из-за пандемии составят 1,3 млрд рублей. Ранее власти города прогнозировали, что бюджет муниципалитета недополучит около 2,4 млрд рублей.

По данным на 1 октября 2020 года, консолидированный бюджет Краснодара в 2020 году запланирован в размере 35,3 млрд рублей. Налоговые и неналоговые доходы должны составить 16,6 млрд рублей. Расходы должны составить 37,2 млрд рублей. Дефицит — 1,7 млрд рублей. Общий объем муниципального долга по коммерческим кредитам составил 3,1 млрд рублей.

Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников