PROТуризм, 21 июн, 18:06

Спрос на преференции: какая поддержка нужна инвесторам туротрасли Кубани

Сохраняющийся тренд на внутренний туризм и инвестклимат поддерживают интерес инвесторов к турсфере Кубани. Но, несмотря на пул доступных в регионе преференций, бизнесу недостает информподдержки со стороны властей
Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

По словам вице-губернатора Краснодарского края Александра Руппеля, к концу 2024 года регион рассчитывает увеличить объем инвестиций в туристической отрасли с 500 млрд до 700 млрд руб. Интерес инвесторов к санкуру Кубани растет. Для региона реализация проектов в сфере туризма обеспечивает мультипликативный эффект для экономики.

Инвестиционный потенциал Краснодарского края и ситуацию на рынке туристических услуг в регионе обсудили участники панельной дискуссии «Взаимообмен в туризме: как найти баланс между интересами региона и частных инвесторов» в рамках конференции «Частные инвестиции во внутренний туризм Краснодарского края: проблемы, вызовы, перспективы», организованного Агентством информационных технологий «Цитата» при поддержке Медиа Группы РБК Юг и Северный Кавказ. Партнером мероприятия также выступила АО «Турбаза «Волна».

По мнению ряда участников дискуссии, сегодня одним из самых востребованных направлений в регионе остается сегмент пятизвездочных отелей. В регионе реализуется ряд крупных проектов по созданию таких объектов. Например, АО «СЗ Якорная Щель» реализует в Сочи гостиничный комплекс Alean Montvert Resort категории 4* стоимостью 28,6 млрд руб. Также в Сочи ООО «Антей Групп» строит четырехзвездочный отель за 15,6 млрд руб.

В сегменте также запускаются новые проекты. Так, ООО «СЗ «ГОА», специализированный застройщик АО «Турбаза «Волна», в III квартале 2024 года планирует начать строительство гостиничного комплекса премиум-класса «Гранд Отель Агой Resort & SPA 5*» в поселке Агой Туапсинского района. Инвестиции составят более 8 млрд руб. Однако, не все проекты в сегменте 4* и 5* окупаются. Инвесторам порой не удается реализовать полноценно проработанную концепцию. В области информационной и экспертной поддержки бизнеса в санаторно-курортной отрасли края участники мероприятия видят потенциал для работы региональных властей.

Рынок растет в высоком сегменте

Сегодня на Черноморском побережье наиболее динамично растет спрос именно в высоком ценовом сегменте, что повышает интерес инвесторов к данному направлению, сообщила в ходе дискуссии руководитель департамента управления гостиничной деятельности ГК «Мантера» Елена Заплетина. По данным Заплетиной, в последние три года в сегменте отелей пяти звезд средний тариф вырос на 68%, а доходность на 94%. При этом, эксперт отметила, что для реализации успешных проектов инвестор должен ответственно подходить к концепции проектов в сфере курортной недвижимости.

«Инвестиционные проекты по системе «Все включено» будут расти в спросе. К 2030 году до 30% гостей будут путешествовать с животными. Это значит, что мы должны предусмотреть лапомойки, лужайки для выгула собак, комплименты, которые мы предоставляем гостям по запросу не только для людей, но и для животных, с которыми путешествуют наши гости. Порядка трети всех гостей будут путешествовать в одиночку. Значит, мы с одной стороны должны предусмотреть особую шумоизоляцию, и вместе с тем какие-то социальные зоны в общественных местах, где люди могут знакомиться и общаться», — отметила Елена Заплетина.

Управляющий партнер УК «Прованс» Сергей Тыщенко подчеркнул, что еще пять лет назад, когда компания начинала свою работу, инвесторам для прибыльного бизнеса были необходимы только выгодные ставки по кредитам. Это привело к появлению большого количества объектов, не учитывающих концептуальную составляющую и планирование.

«Сегодня инвестору нужно смотреть на управляющую компанию, на концепцию, которая планируется к реализации. <...> Сразу нужно учитывать наличие развитой инфраструктуры, оценивать привлекательность локации — что это за земельный участок, какую категорию отеля можно здесь реализовать, какая целевая аудитория сюда поедет. И это очень важно. Необходимо обращаться к профессиональной управляющей компании, которая имеет опыт работы на местном рынке и вместе с ней создавать концепцию еще до запуска комплекса», — подчеркнул Тыщенко.

Председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов также отметил рост спроса на пятизвездочные отели, подчеркнув, что для окупаемости таких объектов необходимо учитывать «нишевость». Чтобы отели эффективно функционировали, необходимо не только увеличить их количество, но и решать вопросы с персоналом, управлением и транспортной доступностью.

«Нам, конечно, сильно не хватает большого количества данных по экономике от органов, от федеральной налоговой службы, от Краснодарстата. <…> Те сервисы, которые есть, помогают отельерам, но, увы, не предоставляют всю информацию, которая нужна людям, принимающим решения об инвестициях в эту сферу», — резюмировал Дмитрий Богданов.

Уникальные меры господдержки на Кубани

Как сообщил начальник центра поддержки предпринимательства (центр «Мой бизнес») Краснодарского края Александр Храмцов, возможность маркетинговой консультации по вопросам проработки проектов и разработке уникального торгового предложения (УТП) входит в перечень услуг центра, наряду с другими консультационными и финансовыми мерами поддержки.

«Инвестор может проконсультироваться с маркетологом на счет того, как привлечь гостей в отель. Также можно проанализировать предложения конкурентов, посмотреть, к чему они стремятся, какие у них УПТ. Можно также проконсультироваться с бухгалтером или юристом. Зачастую предприниматель обладает разными компетенциями и скиллами в сфере бизнеса, но в то же время может плохо ориентироваться, например, в бухгалтерии. Чтобы закрыть этот запрос, инвестор может обратиться к нам за консультацией»,— пояснил Александр Храмцов.

Он также отметил, что помимо консалтинга, центр помогает предпринимателям в упаковке услуг, разработке бизнес-плана, регистрации товарного знака, предоставляет финансовые инструменты поддержки. Большая часть услуг центра бесплатна для предпринимателей Краснодарского края.

В целом бизнесу региона доступны как федеральные, так и региональные меры поддержки, подчеркнул в своем выступлении директор по сопровождению инвестиционных проектов АНО «Агентство по привлечению инвестиций Краснодарского края» Владислав Вакуленко.

«В число наиболее популярных мер поддержки финансового характера в регионе входят налоговые преференции, например, обеспечение льгот по налогам на имущество организаций. Также мы предоставляем возмещение затрат инвесторам по оплате кредитов, взятых на инвестиционные цели — понижаем ставку до 6 или 4% годовых. Краснодарский край — единственный регион РФ, который такую меру предоставляет. Кроме того, мы помогаем инвесторам в получении земельных участков без торгов для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма», — рассказал Владислав Вакуленко.

Согласно материалам, представленным Владиславом Вакуленко, сегодня около 28% сопровождаемых агентством проектов относятся к сфере туризма. В рамках этих проектов предполагается освоение 250 млрд руб. и создание 11 тыс. новых рабочих мест.

Южный климат и кубанский имидж

По словам директора Краснодарского филиала Финансового университета при правительстве РФ, эксперта Общественной палаты Краснодарского края Эдуарда Соболева, растущему интересу инвесторов к туристической сфере Кубани способствует благоприятный инвестклимат. Эксперт напомнил, что Краснодарский край занял шестое место в рейтинге национального инвестиционного климата, подготовленного Агентством стратегических инициатив (АСИ), войдя в число лидеров рейтинга. При этом растет и потенциал соседних регионов, что может приводить к дефициту кадров на Кубани и замедлять темпы развития туристической отрасли.

«Нам приходится конкурировать с соседями — Крымом, регионами СКФО, а в ближайшем будущем — с горным кластером Лагонаки. Они также будут оттягивать квалифицированные кадры, которые являются важным фактором для инвестиций», — подчеркнул Соболев.

Также эксперт отметил необходимость развития дорожно-транспортной сети, которая облегчила бы путешествия для гостей из центральной России на Кубань. В то же время, Соболев отметил, что задачи в этой части будут решены в соответствии с поручениями президента.

«Также обозначу важность продвижения туристического бренда региона. Его важно продвигать как для потенциальных отдыхающих, так и для привлечения инвесторов»,— отметил Эдуард Соболев.

Руководитель направления медиа Проектного офиса «Туризм» АНО «Национальные приоритеты» Анна Петрошай рассказала о национальном туристическом портале путешествуем.рф и представила его инструменты для продвижения российских турпродуктов.

«Сегодня регионы уже могут делиться с нами новостями и контентом, чтобы громче заявить о себе и привлечь больше новых туристов. В ближайшем будущем на портале Путешествуем.РФ будет реализован личный кабинет регионов, в который представители региональных министерств смогут загружать контент — фото и видеоматериалы, информацию о событийных мероприятиях, разнообразных фестивалях — музыкальных, литературных, эногастрономических, культурных, спортивных — и других интересных событиях, маршрутах и объектах», — резюмировала эксперт.

Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Разоблачаем 6 мифов о Telegram: как найти свою аудиторию на платформе
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике