Недвижимость Юга, 22 янв 2015, 13:20

Торговая недвижимость юга РФ оптимизируется из-за кризиса

Участники рынка торговой недвижимости Краснодарского края и Ростовской области пока не наблюдают массового оттока арендаторов. Однако они все в той или иной мере говорят об оптимизации бизнес-процессов в связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся в стране, и на фоне этого резко обострившейся конкуренцией. При этом, по мнению участников рынка, опрошенных ИА "РБК-Юг", под угрозой сейчас находятся бизнесы, связанные с досугом, ресторанный бизнес и ритейл. По экспертным прогнозам, тенденция сохранится до тех пор, пока не прекратятся валютные скачки.
Читать в полной версии
Фото: galleryk.ru

Как рассказала агентству старший аналитик Альпари Анна Бодрова, пока выраженного оттока арендаторов в ростовских и краснодарских торговых центрах нет. "Но зато прекрасно видна оптимизация торговых пространств - там, где на большой площади был представлен один бренд группы компаний, теперь работают два-три. Экономится арендная плата и зарплата продавцам-консультантам, как следствие", — отметила она.

С экспертом согласен управляющий ТРК "Сити Центр" (Краснодар) Андрей Егоров. "Пока тенденции оттока арендаторов нет. Сейчас время, когда торговым центрам очень удобно проводить ротацию арендаторов. У нас она пока находится в среднегодовых пределах", — объяснил он агентству. По словам генерального директора ОАО «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» (управляет ТЦ "Мармелад" в Ростове-на-Дону) Игоря Коновалова, по некоторым брендам падение продаж наблюдается, но есть и обратная ситуация: отдельные операторы работают также, как они и работали до кризиса.

При этом ставки на аренду торговой недвижимости существенно не изменились. "Ставки изменились, но принципиальное отличие от ситуации, скажем, от начала прошлого года, не в их размере, а в том, что девелоперы, и мы в том числе, начали разделять предпринимательские риски ритейла, в частности, перейдя на договоры аренды с учетом процентов от товарооборота оператора", — рассказал первый вице-президент по коммерции «ТПС Недвижимость» (управляет ТРЦ "Галерея Краснодар" и "Море Молл") Алексей Чиналиев.

Егоров добавляет, что в "Сити Центре" примерно 40% арендаторов работает по такой схеме. "У других арендаторов (рублевых) аренда поднимется в соответствии с условиями их договоров. Но это будет не единоразово: у кого-то 3%, у кого-то 10%. Это не привязано по времени к каким-то конкретным событиям", — говорит он. По валютным договорам в каждом конкретном случае ведутся переговоры с арендатором с целью нахождения компромисса, добавил Егоров.

Коновалов на вопрос о ставках ответил, что у каждого оператора своя история: у кого-то больший объем импорта, кто-то, наоборот, зависит от российских поставщиков. "Здесь важно, как компания работает с издержками", — заключил он.

Участники рынка уверены, что в текущей ситуации ТЦ ничего не остается, кроме как оптимизировать свои издержки. "Есть достаточно много почти автоматических механизмов, которые позволяют нам компенсировать затраты, связанные с кризисом", — сказал Егоров, не уточняя, какие это механизмы. Коновалов рассказал, что кризис вынудил компанию сократить свою инвестиционную программу на 2015г. на 50%. "Мы также уменьшили прогноз по валовому доходу на 30% в текущем году", — добавил он.

Бодрова отмечает, что оптимизация торговых точек отмечается и в стрит-ритейле (вне ТЦ). "Ритейлеру сейчас явно дешевле сосредоточить предложение внутри одного торгового зала, чем продавать и в торговом центре, и в отдельно стоящих магазинах. Этот подход актуален сейчас для продавцов одежды и обуви", — отметила она.

Все это уже привело к резкому обострению конкуренции на рынке. "И она будет усиливаться. Покупателей станет меньше, они будут реже и меньше тратить. На этом фоне развернется нешуточная борьба за потребителя", — считает Чиналиев. Егоров со ссылкой на данные аналитиков утверждает, что стоит ожидать снижения покупательской способности на 30-50% для импортных товаров. Во время кризиса, по его мнению, больше всего пострадают сегменты бизнеса, ориентированные на средний класс. Здесь может произойти смещение спроса в сторону эконом-класса.

Похожего мнения придерживается и Бодрова. "В ближайшее время со сложностями столкнутся бизнесы, связанные с досугом, ресторанный бизнес отметит просадку по прибыли в области 5-10%, ритейл говорит о снижении доходов последние 4-6 месяцев", — приводит цифры она. Эксперт прогнозирует, что эта тенденция останется в силе ровно до того момента, пока не прекратятся валютные скачки и бизнес не перестанет перекладывать на потребителя всевозможные риски, реальные и теоретические.

Однако Коновалов уверен, что текущий кризис не такой тяжелый, как был в 2008г. "Сегодня можно сказать: предупрежден, значит, вооружен. Многие при планировании на 2015 г. стали принимать меры заблаговременно. Тем более, что российский бизнес уже эти сценарии проходил", — говорит он, добавляя, что во время кризиса ряд компаний может выиграть. К ним он относит тех, кто сумеет локализовать производство в России. "Мы это видим уже по сегментам fashion и обувь. Тем не менее, крупные бренды имеют запас маржинальности, и нельзя сказать, что ритейл будет приносить убытки", — заключил участник рынка.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности