Импортозамещение, 22 мар 2022, 18:00

Законный выход: что делать бизнесу Кубани в условиях неопределенности

Санкции, уход иностранных контрагентов и проблемы в логистике осложняют работу бизнеса на Кубани. Эксперты прогнозируют рост числа судебных споров из-за неисполнения обязательств, но отмечают и положительные моменты
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

С началом проведения специальной операции на Украине в Краснодарском крае приостановили работу «Макдоналдс», Starbucks, IKEA, закрылись магазины зарубежных брендов одежды. Наблюдаются перебои с поставками в разных отраслях.

Текущая экономическая ситуация отличается от событий 2014 года по ряду причин, рассказал в передаче «День» на РБК ТВ Кубань руководитель маркетингового агентства BeProduct Азамат Исянчурин.

Новая реальность и право || ДЕНЬ  

По его словам, кризис 2014 года был исключительно валютным и менее замешанным на политике. Сегодня помимо валютных колебаний на бизнес оказывает влияние геополитическая обстановка. Компании готовы в текущий момент поставить на паузу любые хозяйственные операции, цепочки поставок, чтобы сохранить свой внутренний ресурс.

«Еще один момент — в 2014 году не было такого громадного оттока брендов. Например, в продуктовом сегменте уходят два бренда Coca-Cola и PepsiCo, которые занимали 75% всей полки напитков. Это влияет на их поставщиков, рабочий состав. Вот этого пласта вообще не было. Но надо сказать, 2014 год и последующие 2015-2016 годы нас сильно укрепили, когда мы стали дублировать многие бренды, цепочки поставок. Заметно выросла азиатская составляющая», — отметил Азамат Исянчурин.

По словам главы BeProduct, в ближайшее время со стороны населения произойдет ограничение расходов, откладывание крупных покупок и товаров длительного потребления, отказ от люксовых товаров. Среди отраслей экономики Краснодарского края ожидается сокращение развлекательной сферы. Менее всего пострадают пищевая промышленность, производство медицинских и детских товаров.

«Быстрее, чем за 1,5-2 года, такая ситуация не разрешается. Последствия текущей экономической ситуации будут нас преследовать до 2024 года минимум, не только из-за валютных причин. Покупательская способность населения будет постепенно возвращаться. Из трендовых моментов, которые касаются Краснодарского края — это рост популярности наших курортов, внутренний туризм. Будет развиваться импортозамещение в пищевой отрасли, легкой промышленности», — сообщил Азамат Исянчурин.

Правовые выходы

Адвокат, создатель юридической компании «Золотое правило» Инна Арендаренко прогнозирует значительный рост обращений в сравнении с 2014 годом. Уже сейчас бизнес запрашивает, является ли данная экономическая и политическая ситуация форс-мажором.

«Изменение валютного курса не является форс-мажором. Форс-мажором являются санкции, стихийные бедствия и другие обстоятельства, предусмотренные законом. Все остальное только в том случае, если отражено в договоре. При этом мы столкнулись с тем, что даже если в договоре отражено, что валютные риски, изменения на 5-10% являются форс-мажором для сторон, суд может не согласиться с этим», — поясняет Инна Арендаренко.

Она предупреждает, для признания ситуации форс-мажором требуется подтверждение и наличие причинно-следственной связи между возникшими действиями. Помимо положения о форс-мажоре предприниматели могут воспользоваться статьей 451 Гражданского кодекса РФ, позволяющей изменять или расторгать договор в судебном порядке в связи с изменением существенных условий, при которых стороны исходили при заключении документа. Однако признает ли суд указанные факты существенными, пока остается под вопросом, комментирует Инна Арендаренко.

Другой распространенной причиной обращений к юристам стал вопрос исполнения обязательств контрагентами. По словам Инны Арендаренко, ситуация, при которой одна из сторон не может исполнить свои обязательства или их исполнение крайне затруднительно, в большей степени касается договоров поставок или договоров подряда.

«Интересная ситуация складывается по подряду. Можно сказать, что реанимирована одна норма в Гражданском кодексе, предусматривающая право подрядчика изменить твердую цену контракта. В случае отказа он может требовать расторжение в суде. Но далее мы наблюдаем юридический коллапс. Закон прямо не говорит, что делать на момент судебных разбирательств, учитывая, что контракт имеет срок, за его неисполнение предусмотрена ответственность. Но из общей логики вытекает совет предпринимателям — уведомлять о приостановлении работ по контрактам до разрешения вопроса по существу», — рекомендовала Инна Арендаренко.

Последствия для бизнеса

На данный момент серьезных ограничений по экспортным поставкам не наблюдается, утверждает Азамат Исянчурин. Большинство компаний скорее затронет проблема с импортом.

«Большую составляющую в экономике Краснодарского края имеет перерабатывающая отрасль, пищевая промышленность, где каждая первая линия имеет импортные компоненты. Оборудование, линии, упаковка, которые были в импорте, подорожают однозначно. Финально это отразится на внутреннем рынке. Надеюсь, каких-то ограничений на экспорт, как например, на медицинские категории, не случится. Экспорт на восточные, азиатские страны будет выручать», — считает Азамат Исянчурин.

Инна Арендаренко поясняет, для предупреждения конфликтов с контрагентами следует особое внимание уделять пункту расторжения контракта. И хотя сейчас на российском рынке наблюдается тренд, когда стороны идут навстречу друг другу и решают конфликты без судебных процедур, вал разбирательств в стране неизбежен.

Новая реальность и право часть 2 || День

«В обозримом будущем однозначно увеличится количество претензий, а потом и споров, которые касаются исполнения договорных обязательств и требований убытков. Однозначно появятся компании, которые будут находиться в предбанкротном состоянии. Думаю, здесь мы увидим мораторий на банкротство по инициативе кредитора, то есть компании смогут банкротиться только по собственной инициативе. Однозначно будут споры с работниками, которые не смогут трудоустроиться и будут вынуждены добиваться выплат в судах или органах», — прогнозирует Инна Арендаренко.

Есть и положительные стороны. С уходом иностранных компаний с российского рынка освобождаются ниши для отечественного бизнеса.

«Несколько международных консалтинговых юридических компаний заявили о том, что не будут обслуживать российских клиентов. Соответственно, освобождается рынок, который могут занять сильные юридические команды. Со своей стороны рассчитываю на то, что наши клиенты активно пойдут в импортозамещение. Мы оцениваем как инвестиционные проекты новые ниши, которые осваивают предприниматели», — добавила Инна Арендаренко.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ