Первая «пятилетка»: как менялась экономика Кубани при Кондратьеве
Как изменился бюджет Кубани за 5 лет
Краснодарский край на протяжении последних пяти лет находился в первой семерке среди российских регионов по объему налоговых и неналоговых доходов. В 2019 году Кубань поднялась на 4 место.
Кроме того, по итогам 2019 года край занял третье место среди регионов РФ по профициту консолидированного бюджета. Доходы региональной казны в минувшем году превысили расходы на 31,5 млрд рублей.
С 2015 по 2019 годы доходы консолидированного бюджета выросли более чем в 1,5 раза, налоговые и неналоговые доходы — в 1,6 раза (с 199,9 млрд до 320 млрд рублей). Вместе с доходами увеличивались и траты консолидированного бюджета Краснодарского края — за пять лет на 36% (с 254 млрд до 345,6 млрд рублей в 2019 году). За минувший период социальные расходы бюджета выросли на 28,6% (с 172,2 до 221,5 млрд рублей). Статья инвестиционных трат в консолидированном бюджете была увеличена на 14,1% (с 16,8 до 19,2 млрд рублей), а в консолидированных бюджетах муниципальных образований — на 42,3% (с 9,3 млрд до 13,2 млрд рублей).
Расходы на поддержку отраслей экономики с 2015 по 2019 годы увеличились более чем в 1,6 раза (с 49,9 до 80,4 млрд рублей), а их доля в общем объеме расходов выросла с 19,6 до 24%. Объем дорожного фонда края стал больше практически в два раза (рост с 18,6 до 32,8 млрд рублей).
В 2020 году планируется выделить из краевого бюджета на строительство, реконструкцию и приобретение объектов государственной и муниципальной собственности 37,6 млрд рублей. Это в 2,7 раза больше, чем в 2015 году. При этом объем расходов на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы вырос в 2,8 раза с 8 млрд рублей в 2015 году до 22,5 млрд рублей в 2020 году.
Нарастить ряд проектов и увеличить инвестиции стало возможным благодаря в том числе и сокращению госдолга Кубани. Так, за пять лет его объем уменьшился на 45,8 млрд рублей — со 145,3 до 99,5 млрд рублей. За тот же период долговая нагрузка упала с 98,6% в 2015 году до 41,0% в 2019 году. А годовые расходы на обслуживание займов составили 3,6 млрд рублей вместо 5,9 млрд рублей в 2015 году.
По данным Росстата, с марта 2015 по март 2020 года инфляция в Краснодарском крае составила 22,09%.
Поддержка бизнеса и дольщиков
Благодаря улучшению финансового состояния, в регионе увеличились объемы поддержки реального сектора экономики. Так, в 2018 году был создан Фонд развития промышленности Краснодарского края, основным видом деятельности которого является предоставление займов субъектам деятельности в сфере промышленности. В 2018-2019 годах из краевого бюджета фонду предоставлены средства в сумме более 1,5 млрд рублей.
Поддержка агропромышленного сектора в абсолютных цифрах снизилась. Это связано с тем, что федеральные субсидии сократились за последние пять лет более чем на 60%. Однако за счет краевых субсидий падение удалось снизить: если в 2015 году сельхозпредприятиям Кубани выделили 9,8 млрд рублей, то в 2019 году — 8,1 млрд рублей.
Был несколько раз докапитализирован Фонд микрофинансирования Кубани. Так, в 2019 году он достиг 1,5 млрд рублей, став первым в РФ по объему капитализации. В апреле 2020 года из-за пандемии коронавируса и для поддержки сегмента МСП в условиях карантина было принято решение докапитализировать его еще на 1,25 млрд рублей.
Удалось улучшить ситуацию и с одной из наиболее больных вопросов — проблемы обманутых дольщиков. Регион долгое время входил в число лидеров по их количеству. Последние годы правоохранительные органы и региональные власти предприняли ряд мер по ликвидации «долгостроев».
Всего в период с 2015 по март 2020 года в Краснодарском крае введено в эксплуатацию 186 проблемных объектов общей площадью 2,9 млн кв. метров. В 2019 году достроен 51 ЖК — это более 10 тыс. квартир. С 2017 года восстановлены права порядка 75 тыс. дольщиков. Решить проблему окончательно планируется к 2023 году.
В 2018 году в регионе был принят закон о дополнительных мерах по защите прав пострадавших. В 2019 году из краевого бюджета выделили 1,5 млрд рублей на завершение пяти «долгостроев».
С конца 2019 года власти региона и Федеральный фонд начали сотрудничество по завершению проблем с замороженными объектами. По 15 из них было принято решение, на 8 домах в Краснодаре начались работы. В марте 2020 года достигнуты договоренности по еще 23 «недостроям».
В декабре 2019 года для достройки проблемных домов создана госкомпания, которая будет заниматься теми ЖК, которые не имеют инвестиционной привлекательности. Их в регионе порядка 40.
С февраля 2020 года начались компенсационные выплаты дольщикам по 7 объектам в Краснодаре, на это предусмотрен почти 1 млрд рублей.
Инвестиции, АПК и промышленность
За последние пять лет, с 2015 по 2019 годы, в Краснодарском крае реализовали более 380 крупных инвестиционных проектов на общую сумму порядка 413 млрд рублей. И если в прошлом году в регионе завершили 68 проектов на 104,4 млрд рублей, то в 2015 году завершили 58 проектов на общую сумму 72,4 млрд рублей.
В целом, по данным пресс-службы администрации Кубани, общее количество крупных проектов выросло за пять лет в 1,8 раза. Так, на 1 января 2016 года на активной стадии находилось 202 проекта на общую сумму 1 трлн рублей. В январе 2020 года их количество выросло до 366 на сумму свыше 1,3 трлн рублей.
За минувшие пять лет произошло много перемен и в сфере сельского хозяйства — так, были запущены все 16 сахарных заводов Кубани. В 2015 году были найдены инвесторы на площадки в Тимашевском и Курганинском районах.
Был принят краевой закон о сохранении плодородия сельхозземель, об органическом земледелии, о развитии животноводства и чаеводства, а инициативы Краснодарского края легли в основу федерального закона «О виноградарстве и виноделии в РФ», принятого в 2019 году. Был принят закон о развитии чаеводства на территории Кубани. Создана программа восстановления рыбохозяйственного значения азовских лиманов
С 2017 года на поддержку сельхозкооперации выделили почти 1,3 млрд. рублей. Сегодня в крае работает 178 кооперативов. Появились краевые программы поддержки фермеров-садоводов, начинающих сельхозкооперативов, семеноводства сахарной свеклы, перерабатывающих предприятий.
В сфере туризма в 2017 году были разработаны и приняты стандарты услуг «все включено» и «ультра все включено», которые были рекомендованы для распространения на всех курортных территориях края. Результатом внедрения стандартов стало увеличение числа отелей, работающих в формате all inclusive более чем в два раза. В настоящее время таких отелей в регионе 70 (в 2017 году было 30). В 2015 году на уровне региона заявили о развитии нового направления — агротуризма.
В период с 2016 по 2020 год на территории Краснодарского края создано 3 действующих индустриальных парка плюс еще один находится на стадии реализации.
Смена власти на Кубани и кадровые перестановки
21 апреля 2015 года Александр Ткачев, занимавший пост губернатора Кубани на протяжении 15 лет, перешел на должность министра сельского хозяйства РФ. Указ о назначении Вениамина Кондратьева врио главы региона президент Владимир Путин подписал 22 апреля.
На выборах 13 сентября 2015 года Кондратьев набрал 83,64% голосов. За него проголосовали более 1,5 млн человек. На заседании крайизбиркома 14 сентября выборы были признаны состоявшимися и действительными.
Кадровые перестановки начались сразу после назначения Вениамина Кондратьева врио губернатора региона. В апреле 2015 года были уволены вице-губернаторы Сергей Гаркуша, Вадим Лукоянов и Галина Золина. Позже ушли с должностей и ряд других чиновников. После визитов Кондратьева в ряд МО в отставку подали главы Горячего Ключа, Ейского и Новокубанского районов.
Вторая волна увольнений и глобальная реорганизация администрации региона последовали после инаугурации губернатора. 22 сентября 2015 года Вениамин Кондратьев заявил, что полностью изменит структуру администрации региона.21 октября была объявлена новая структура администрации, которая предполагала сокращение штата чиновников на 25%, а число подразделений — с 53 до 39.
В итоге к концу 2015 года свои посты в руководстве края сохранили только 4 вице-губернатора из «первой волны» и лишь всего один заместитель главы края, работавший с Александром Ткачевым.
Кто такой Вениамин Кондратьев
Вениамин Кондратьев родился 1 сентября 1970 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Закончил Кубанский госуниверситет по специальности «Филолог, преподаватель русского языка». В 1995 году получил второе высшее образование в КубГУ по специальности «Юрист». Кандидат юридических наук.
С 1994 по 2003 годы работал в администрации Краснодарского края, занимал должности от старшего юристконсульта в управлении делами до вице-губернатора региона по вопросам имущественных, земельных и правовых отношений (совмещал этот пост с должностью руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края).
В июле 2014 года Кондратьев перешел в Управление делами президента РФ. Сначала он занимал должность заместителя начальника Главного управления федерального имущества, а в январе 2015 года возглавил эту структуру. В марте 2015 года назначен заместителем Управляющего делами президента РФ.
22 апреля 2015 года назначен временно исполняющим обязанности главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
По данным антикоррупционной декларации за 2018 год, Вениамин Кондратьев заработал 1,98 млн руб. (в 2017 году — 2,097 млн рублей). В его собственности значились квартира площадью 226 кв.м, дом (68 кв.м), земельный участок (620кв.метров) и автомобиль УАЗ 3159. Супруга губернатора Кубани в 2018 году получила доход в 625 тыс. рублей (в 2017 году — 441 тыс. рублей). В совместном пользовании Кондратьевых находился дом (70 кв.м) и земельный участок (1000 кв.м).