Краснодарский край, 23 авг 2018, 15:18

Фальсификат или купаж: зачем «Краснодарскому чаю» ГОСТ

На Кубани разработают стандарты для производства продукции под маркой «Краснодарский чай». В Минсельхозе РФ и ФАС уверены, что примеси недопустимы, а чаеводы утверждают: купажирование пока что необходимо
Читать в полной версии
Фото: matsestatea.ru

Власти Краснодарского края поддержали инициативу кубанских чаеводов о внедрении стандартов производства «Краснодарского чая». Последний раз рецептура утверждалась на федеральном уровне в 1974 году.

«Сколько нашего чая в этих упаковках, если в край ввозится 44 тыс. тонн чая в год, а выращиваем мы всего 500 тонн? Шелуха в пачке с названием «Краснодарский чай» — это не только удар по имиджу региона, это цена репутации производителей», — отметил ранее губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Как отметил глава региона, чай, который сегодня выращивают в Сочи — один из брендов Кубани. Но под видом краснодарского чая сегодня продается индийский, цейлонский, китайский.

Для установления состава купажа чая, производители должны обратиться в технический комитет по стандартизации «Чай, кофе и напитки на их основе» с предложением о разработке соответствующего национального стандарта. Впоследствии он будет передан в Росстандарт для утверждения на федеральном уровне.

В начале 2019 года уже планируется сформировать базовые условия, которые лягут в основу будущего госстандарта, рассказал РБК Краснодар председатель ассоциации Росчайкофе Рамаз Чантурия.

«Мы активно ведем дискуссию в отношении профессиональных стандартов по «Краснодарскому чаю». Уже стала очевидной необходимость создания такого документа», — отметил он.

По словам председателя профильной организации, пока что ведутся дискуссии и изучаются стандарты, используемые в отрасли в советские времена и преждевременно говорить о том, будет ли запрещено купажирование и какая доля местного сырья будет определена в нормативе.

«Это сложный, комплексный вопрос, на который сложно ответить без детального изучения ситуации. С одной стороны, правы те, кто говорит, что продукция с географическим наименованием должна отвечать требованиям этой защиты и производиться из местного сырья. Но с другой стороны, бренд краснодарского чая формировался во времена Советского союза и производился на основе купажей. Поэтому возникает вопрос, а что именно покупатели ожидают от продукта? Для части потребителей это определенные вкусовые, ароматические стандарты, которые они помнят еще с советских времен», — отметил Чантурия.

Продукция, производимая только из выращенного в Сочи сырья, может отличаться по своим вкусовым характеристикам.

«Но я думаю, что в итоге мы сформулируем нормы, которые будут способствовать развитию бренда и поддержке местных производителей, а также стандартизируют продукт, чтобы в дальнейшем исключить любые спекуляции на этот счет», — считает Чантурия.

ФАС против купажей

В 2016 году депутаты Законодательного собрания Краснодарского края приняли закон о развитии чаеводства в регионе, который не только установил господдержку для чаеводов, но также предписал создание торгового знака «Краснодарский чай».

В декабре того же года в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров было зарегистрировано НМПТ «Краснодарский чай». В настоящее время право на его использования имеют шесть компаний: ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу», ООО «Объединение Краснодарский чай», ЗАО «Хоста-чай», ОАО «Солохаульский чай», ООО «ТД-холдинг».

После внедрения торгового знака у Федеральной антимонопольной службы возникли претензии к двум кубанским чаеводам. ФАС обвинила ООО «Объединение Краснодарский чай» и ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу» в недобросовестной конкуренции и в 2018 году завела на производителей дело, дальнейшее рассмотрение которого отложено на 11 сентября.

По мнению надзорного ведомства, чаеводы вводят потребителей в заблуждение, что вся производимая ими продукция выращивается и фасуется на Кубани. В то же время, говорится в материалах ФАС, под брендом «Краснодарский чай» зачастую выпускается продукция, в которой содержание сырья, выращенного в Сочи, составляет 1-5%.

В Минсельхозе РФ придерживаются радикальной позиции — в ведомстве считают, что продукция, выпускаемая под торговой маркой, которая подразумевает наименование места происхождения, должна содержать только местное сырье и в этом случае купажирование кубанского чая с иностранными сортами недопустимо.

Краснодарский чай: история купажа и зыбкие нормы

По данным ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», наименование «Краснодарский чай» используется с 1955 года и исторически является купажной смесью. Помимо местного сырья, при создании продукта использовался чайный лист, выращенный на территории Индии, Китая, Индонезии, Вьетнама и Шри-Ланки.

При этом, строгих норм и пропорций не существовало, а купажная смесь составлялась в зависимости от времени сбора и ряда других параметров, которые влияют на вкус напитка. Минимальная граница доли листа, выращенного на территории Кубани, устанавливается на уровне 7%.

По оценкам Ассоциации производителей краснодарского чая, процент местного сырья должен быть выше — не менее 15%, иначе купажная смесь не имеет узнаваемого вкуса и аромата.

Практика купажирования краснодарского чая повсеместно распространена и используется всеми без исключения производителями, рассказали РБК Краснодар в ООО «Объединение Краснодарский чай». Во времена Советского союза нормативы были закреплены ГОСТами и посортными рецептурами. Доля местного чая в смеси составляла от 60 до 40%, также выпускались продукты со 100% содержанием.

«Каждый производитель «Краснодарского чая» выпускает продукцию согласно своим технологическим картам, самостоятельно разрабатывая пропорции местного чайного листа и импортного», — согласны в ООО «Мацестинской чайной фабрики К.Туршу».

В настоящее же время нет ни одного нормативного акта, который бы регламентировал, какой процент краснодарского сырья должен содержаться в продукции, выпускаемой под соответствующей торговой маркой.

Возможно, но не выгодно

«Выпускать краснодарский чай исключительно из местного сырья возможно. В нашей ассортиментной линейке имеются такие товарные позиции. Другое дело, что такой товар является товаром премиум-класса и недоступен для подавляющего большинства населения. Массовый сегмент спроса невозможно обеспечить таким чаем», — прокомментировали в пресс-службе ООО «Объединение Краснодарский чай».

По оценкам производителя, увеличение доли краснодарского края в купаже на 1% ведет к повышению цены на 10%. Поэтому использование иностранного сырья пока что необходимо. Сама организация ориентируется на советские показатели.

«Возможно, со временем, при активной господдержке чаеводов государством, количество выращиваемого краснодарского чая будет таким, что позволит отказаться от купажирования вовсе. Но это очень неблизкая перспектива», — отмечают в пресс-службе компании.

Сами чаеводы заинтересованы в том, чтобы законодательно закрепить нормы купажирования, утверждают в ООО «Мацестинской чайной фабрики К.Туршу».

«Отсутствие законодательно закрепленных норм позволяет недобросовестным производителям чайной продукции с наименованием «Краснодарский чай» использовать в купаже неприемлемо низкое (менее 1%) содержание чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края, тем самым вводя в заблуждение потребителя», — отметили в пресс-службе компании.

Пока же производители не согласны с радикальной позицией ФАС. ООО «Объединение Краснодарский чай» оспаривало решение антимонопольного ведомства в суде. 

«ФАС не учел историческую традицию, стандартную деловую практику, фактическое состояние этого сегмента рынка и подошел к этому вопросу формально, допустив при этом многочисленные нарушения закона», — уверен производитель.

Сейчас чай выращивается в Сочи на территории в 326 га. В 2016 году было собрано порядка 450 тонн сырья, в 2017 — более 500 тонн сырья. Площадь чайных плантаций в Сочи к 2021 году планируется увеличить еще на 455 га.

Выращиванием чайных насаждений и производством чая в регионе занимается шесть организаций: ЗАО «Шапсугский чай», ОАО «Солохаульский чай», ЗАО «Дагомысчай», АО «Мацестинский чай», ЗАО «Хоста-чай» и ОАО «Адлерский чай», а также несколько субъектов малого предпринимательства.  

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway