Краснодарский край, 24 янв 2018, 16:57

Что-то не то: Счетная палата раскритиковала поддержку МСБ на Кубани

Счетная палата РФ заявила, что на Кубани Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования не оказали значимого влияния на развитие малого бизнеса. Но власти уверены, что структуры работают эффективно, а проблема в недостатке денег
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Счетная палата Российской федерации в 2017 году провела проверку реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с 2014 года, в т.ч. числе реализацию приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ведомство пришло к неутешительным выводам: по мнению представителей СП РФ, профильные фонды работали неэффективно, не оказали значимого влияния на развитие малого бизнеса и допустили много нарушений. Так, за 2014 — 2016 годы Фонд микрофинансирования Краснодарского края оказал финансовую поддержку 0,2% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства региона, а Гарантийный фонд — 0,05%, пояснили РБК Юг в пресс—службе СП.

Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края», учредителем которой также является департамент инвестиций, была создана в 2009 году. Основной вид деятельности — предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по банковским кредитам и гарантиям.

Гарантийный фонд Краснодарского края в 2014—2016 годах с нарушениями заключил договоры поручительства на сумму в 209,7 млн рублей, говорится в материалах Счетной палаты. В частности, в документах отсутствовала информация о заемщиках, в т.ч. категории качества ссудной задолженности, а подготовленные должностными лицами и структурными подразделениями фонда заключения о бенефициарах «имели внутридокументарные противоречия».

Помимо этого, в Счетной палате подсчитали, что с 2014 по 2015 годы организация недополучила доходы в размере 4,7 млн руб. из—за того, что руководство разместило в банки 199,9 млн руб. под невыгодные проценты. А входящий в состав организации Центр поддержки предпринимательства заплатил 3,4 млн руб. за разработку формальных и нереализуемых бизнес—планов, которые были подготовлены с нарушениями установленного стандарта на общую сумму, закрыв счета по фактические не оказанным услугам.

Унитарная некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» официально включена в госреестр микрофинансовых организаций с октября 2013 года. Учредителем явлеятся краевой департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. В 2014 году фонд начал принимать заявки на кредиты. По итогам 2016 года он почти удвоил выдачу займов, а в 2017 году был докапитализирован на более чем на 350 млн рублей.

По мнению Счетной палаты, краевой Фонд микрофинансирования с 2014 по 2016гг. с нарушениями правил предоставления микрозаймов выдал займы на сумму 81,5 млн рублей. Также за отчетный период организация не обеспечила надлежащий контроль за использованием займов, в результате чего были не по целевому назначению использованы 11,9 млн рублей. Также ведомство не применило к недобросовестным заемщикам финансовые санкции на сумму 1,2 млн рублей.

Помимо этого, Фонд микрофинансирования размещал на депозитах значительный объем средств, которые перечислялись для пополнения его средств. В 2014 году доля, помещенная в банки, достигала 92,4 %, в 2016 году — до 41,8 %. Также, по оценкам СП, организация смогла документально подтвердить только 1 тыс. консультаций из заявленных 10,9 тысяч.

По итогам проверки надзорные органы направили материалы в прокуратуру и Главное управление МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.

Неоднозначная интерпретация

В департаменте инвестиций Краснодарского края, в ведении которого находятся оба фонда, не согласились с выводами надзорного ведомства. По данным властей региона, малый охват малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой связан с реальным объемом финансирования.

«Размер гарантийного капитала фонда в 610 млн рублей ограничивает возможность предоставления поручительств большему количеству субъектов МСП. Для сравнения, гарантийный капитал гарантийного фонда Москвы равен 9 млрд. руб., а Санкт—Петербург — 3 млрд рублей, при этом количество субъектов МСП там сопоставимо с Краснодарским краем», — отметили в департаменте.

По оценкам департамента инвестиций, на настоящий момент Гарантийный фонд работает эффективно. В 2016 году для организации был установлен план в размере 120 млн рублей, который по итогам года был перевыполнен более чем в 4 раза. В 2017 году Корпорацией МСП план установлен на уровне 500 млн рублей. По данным на 1 января 2018 года, фонд его также перевыполнил, выдав поручительства на 671,8 млн рублей.

«В 2016 году Фонд микрофинансирования занял 13 место по объему предоставленных микрозаймов среди 148 подобных фондов в России. Опередили фонд по данному показателю лишь организации, созданные значительно ранее и имеющие больший опыт, клиентскую базу и капитализацию. Предоставить какой—либо значительно больший процент финансовой поддержки фонд не мог, поскольку ограничен объемами имеющихся в его распоряжении средств», — рассказали в департаменте инвестиций региона.

По оценкам властей Кубани, на конец 2016 года коэффициент использования средств составлял 75%. Капитализация на тот момент составляла 508,9 млн рублей. За отчетные три года фонд выдал 580 субъектам малого и среднего бизнеса 828 займов. В 2016 году объем выданных кредитов Фондом микрофинансирования составил 511,3 млн. руб., Возврат средств основного долга за период 2014 — 2016 годов составил 448,9 млн рублей.

«По поводу вывода о том, что Фонд микрофинансирования вместо направления средств субсидий на предоставление микрозаймов субъектам МСП размещал их на счетах банков без движения... По состоянию на конец 2014 года (за первые полгода с начала деятельности Фонда) на счетах в кредитных организациях находилось 77,8% средств, а на конец 2016 года на счетах в кредитных организациях находилось 25%. Таким образом, в ходе своего становления и развития фонд более чем в 3 раза улучшил этот показатель, он полностью соответствовал приказу Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015г. № 167», — прокомментировали в ведомстве.

Полученные от размещения средств доходы в начале существования фонда позволили организации выплачивать зарплату сотрудникам, развиваться и выполнять предъявляемые законодательством требования, подчеркнули в департаменте.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется