PROВино, 24 окт, 15:00

Число вакансий для кавистов в ЮФО снизилось более чем на треть в 2025 г.

Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Работодатели Южного федерального округа в январе-сентябре 2025 года разместили более 80 вакансий для кавистов, что на 37% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Об этом РБК Краснодар сообщили в пресс-службе hh.ru Юг. Вместе с тем игроки рынка ожидают, что спрос на этих специалистов вырастет в перспективе ближайших нескольких лет вслед за расширением импортозамещения и ростом доли локальных вин на рынке.

Кавист — это специалист по вину и другому алкоголю, который занимается его продажей, дает обратную связь по спросу и организует дегустации. Кавист помогает покупателю подобрать вино, исходя из желаний и запросов потребителя, и, в отличие от сомелье, делает эту работу в специализированных магазинах, а не в ресторанах.

В целом по России с начала 2025 года работодатели разместили на площадке hh.ru более 1,6 тыс. вакансий для кавистов, что на 14% меньше к январю-сентябрю 2024 года. Как пояснила директор hh.ru Юг Олеся Лавренова, на каждую из открытых за три квартала текущего года вакансий приходится только 2,9 резюме соискателей — в норме этот показатель составляет от 4 до 8 резюме на одну вакансию.

В пресс-службе SuperJob подтвердили общие тренды рынка труда России на снижение числа вакансий во всех сферах. Так, по данным аналитиков, количество вакансий в сфере розничных продаж алкоголя за год уменьшилось на 13%. Число резюме, в свою очередь, не изменилось.

Как отметили эксперты сервиса «Авито Работа», число вакансий для кавистов не показало заметной динамики за год.

Среди наиболее востребованных навыков, указанных в вакансиях для кавистов на hh.ru, выделяют обучение персонала — 29%, организаторские навыки — 28%, деловое общение — 23%, навыки продаж — 21%, работа в команде — 18%, английский язык — 16%, грамотная речь — 16%, умение пользоваться ПК — 13% и работа с большим объемом информации — 11%.

По словам президента Ассоциации кавистов России Алексея Соловьева, формально закон не требует диплома кависта, но без специализированной подготовки и насмотренности работать трудно. База знаний кависта включает основы виноградарства и виноделия, стили и регионы, дегустационные техники, сервис, мерчендайзинг, базовую сенсорику, гастросочетания и продвинутые навыки коммуникации.

Как изменились зарплаты кавистов за год?

По итогам января-сентября 2025 года в вакансиях для кавистов зарплатные вилки в России варьируются в среднем от 66 тыс. руб. до 78 тыс. руб., по ЮФО — от 55 тыс. руб. до 61 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года увеличение зарплатных предложений составило 3%, поделился региональный представитель «Авито Работы» в ЮФО Дмитрий Телегин.

«Размер предлагаемой оплаты складывается из усредненных значений зарплатных вилок, которые указаны в описании вакансий, и может отличаться от номинальной зарплаты, куда также входят бонусы, премии, компенсационные и прочие выплаты. На размер зарплаты кавистов во многом влияют результаты выполнения планов и KPI, график работы и количество отработанных смен, масштабы организации, где работает специалист, и другие факторы», — пояснил Телегин.

Медианная предлагаемая зарплата в вакансиях для кавистов по РФ в текущем году составила 85 тыс. руб., что на 19,5% или 13,9 тыс. руб. больше, чем в прошлом году, отметила директор hh.ru Юг. По данным сервиса SuperJob, зарплатный максимум кависта сегодня достигает 250 тыс. руб. в Москве, а средняя рыночная заработная плата составляет 120 тыс. руб.

Где чаще всего ищут кавистов?

Чаще всего кавистов ищут работодатели из Москвы (38% вакансий от всего объема спроса по профессии), в Санкт-Петербурге и Московской области (по 11%), Краснодарском крае (7%), Свердловской, Ростовской и Ленинградской областях (по 3%). Компании, которым требуются такие специалисты, работают в сфере розничной торговли, продуктов питания, гостинично-ресторанном бизнесе и сельском хозяйстве, рассказала Олеся Лавренова.

Подавляющее большинство вакансий для кавистов на платформе «Авито Работа» (более 90%) опубликовано в сфере розничной и оптовой торговли — специалисты требуются для винотек, специализированных отделов торговых сетей и магазинов. Остальная доля вакансий приходится в основном на индустрию гостеприимства — общественное питание, гостиничный бизнес, туристическую отрасль.

Как пояснили в пресс-службе Superjob, кавистов в основном набирают ритейлеры (крупные продуктовые сети и сети алкомаркетов), а также рестораны и отели. Основное количество вакансий для кавистов на площадке размещено работодателями из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга.

Спрос на кавистов стабильно высок в специализированной рознице и растет в федеральных сетях, подтвердил Алексей Соловьев. На Юге речь идет про такие города как Краснодар, Сочи, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Ростов-на-Дону, Ставрополь и Волгоград.

«Интерес работодателей здесь особенно заметен, потому что локальные продукты, поток туризма и развитая винная культура формируют устойчивый спрос на компетентных советников в зале», — отметил президент АКР.

По его словам, традиционно кависты работают в сфере HoReCa — в связке с сомелье они управляют винной картой и проводят тренинги персонала. В винодельнях такие специалисты становятся бренд-амбассадорами, менеджерами по развитию категорий, дегустационных комнат и энотуров.

«При этом становятся популярны и другие направления. Например, e-commerce, где востребованы онлайн-консультации, а также сферы образования, ивентов и медиа, когда кавист может преподавать, вести дегустационный клуб и заниматься просветительскими проектами», — поделился Алексей Соловьев.

Согласно пилотным проектам и практике Ассоциации кавистов России, конверсия в покупку в присутствии кависта в зале растет на 10–25%, средний чек за счет корректного апсейла [техника, при которой покупателю предлагают более дорогой или улучшенный вариант того товара, который он уже выбрал — прим. ред. РБК Краснодар] и гастроподбора увеличивается на 15–35%, доля возвратов становится ниже, а повторные визиты — выше.

Цифровизация и будущее профессии

В начале октября 2025 года на E-Retail Week в Москве представили проект электронного кависта. По данным разработчиков, основная задача такой системы — сузить сценарий до наиболее часто встречающихся потребительских запросов и сэкономить время на подбор того или иного товара.

«Мы за цифровизацию как усилитель человека. Рекомендательные системы, «умные полки», карточки вкуса, трекинг предпочтений — все это помогает сократить путь к выбору. Но электронный кавист не заменяет эмпатию, диалог и контекст: нюансы повода покупки, компании, кулинарии и бюджета считываются именно живым специалистом. Оптимальная модель — это гибрид, когда цифровые данные дают коридор решений, а кавист закрывает его точной персональной рекомендацией», — прокомментировал Соловьев.

Профессия кависта определенно будет масштабироваться, считает президент Ассоциации кавистов России. Среди главных причин он называет приобретенный со временем премиальный статус категории, импортозамещение, рост доли локальных вин и запрос на осознанный выбор, где важна персональная рекомендация.

«В ближайшие 3–5 лет мы ожидаем расширение функций в профессии — гибридных ролей, где цифровые алгоритмы подбора будут сочетаться с экспертизой кависта», — резюмировал эксперт.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасно
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
Миллионы покупательниц: почему рекламодатели забыли про женщин 45+
Каждую секунду — мусоровоз пластика. Почему мир не может решить проблему
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падает
Серые продажи и новые обязанности маркетплейсов: что нужно знать селлерам
Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит