Краснодарский край, 25 мая 2021, 11:03

Вопрос эффективности: в Краснодаре оценят господдержку замены транспорта

В 2021 году завершается краевая программа по обновлению общественного транспорта в Краснодаре. Но требуется замена еще трети подвижного состава. Один из вариантов финансирования — федеральное субсидирование
Читать в полной версии
Фото: krd.ru

Власти Краснодара оценят целесообразность участия в федеральных проектах по обновлению подвижного состава. Об этом стало известно на еженедельном совещании депутатов городской думы Краснодара VII созыва.

В течение последних трех лет Краснодар обновлял подвижной состав за счет краевой программы, в рамках которой город получил 3 млрд рублей. В 2021 году она заканчивается. В то же самое время, потребность кубанской столицы в технике составляет еще 100 трамваев, 150 троллейбусов и 50 автобусов, рассказал на совещании гордумы мэр города Евгений Первышов.

По его словам, одним из вариантов дальнейшего обновления подвижного состава является участие в федеральных программах по закупке техники. В частности, субсидии из казны РФ выделяются в рамках проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». Они позволяют приобрести трамваи, троллейбусы и автобусы в лизинг с максимальной скидкой до 60%.

Но существует ряд условий, которые могут в итоге сделать участие в программе невыгодным или трудновыполнимым для Краснодара, отметил глава города.

«Обязательным условием для участия является применение регулируемого тарифа для тех маршрутов, на которые выйдет закупленный транспорт. Потребуется сделать расчет для каждого из тех, которые укажем в заявке. В местном бюджете необходимо предусмотреть софинансирование для предприятия, на которое лягут лизинговые платежи. У нас уже бюджет до 2022 года дефицитный. Мы можем найти деньги, но должны осознавать, что в этом случае будем идти на увеличение дефицита и понимать, где возьмем средства на его погашение», — прокомментировал глава города.

За счет пассажиров или бюджета

Как рассказали в пресс-службе администрации Краснодара, в 2020 году конкурсный отбор в программе прошли 14 российских агломераций (из 105 существующих, то есть, 13%). Средства получили Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Кемерово, Липецк, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Тольятти, Ульяновск, Череповец. В 2021 году отобраны 13 городских агломераций.

Во многих городах участие в проекте повлекло увеличение расходов местного бюджета или повышение тарифа на проезд. В частности, Омск закупил в прошлом году 33 троллейбуса, в 2021 году получит еще 29 единиц подвижного состава. Экономически обоснованный тариф с учетом лизинговых платежей составил 65,61 рублей. Плата для населения установлена в размере 30 рублей, разницу покрывают из бюджета города. В 2022-2024 годах Омск будет ежегодно выплачивать по 205 млн рублей.

Казань получил 73 автобуса Нефаз. В июле 2021 года будет поставлено еще 40 автобусов. Из бюджета города маршруты не дотируются, но стоимость договора лизинга компенсируется за счет средств предприятия. При себестоимости перевозок в 33,98 рублей тариф составлял 30 рублей. Из-за этого у него возникли финансовые трудности по обязательствам в рамках указанного договора. В итоге, компания повысила тариф до 35 рублей при наличном расчете, 30 рублей при расчете картой.

В Воронеже по программе было поставлено 140 автобусов. Расходы по перевозкам почти полностью покрываются за счет платы пассажиров, но платежи по договорам лизинга компенсируются за счет предприятия. Из-за этого у МКП «Воронежпассажиртранс» возникли финансовые трудности и Воронежская область приняла решение выделить из бюджета субъекта трансферты на покрытие затрат.

Ограничения и инфраструктура

Второй нюанс — ограниченный выбор техники, которую возможно приобрести по лизинговым платежам. Далеко не все модели общественного транспорта являются оптимальным по качеству и цене вариантом, отметил Первышов. МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление», на баланс которого переведут транспорт, потребуется перестраивать работу и переучивать персонал, так как такая техника, например, автобусы КАМАЗ, Нефаз, не используется, и, соответственно, не обслуживается.

Третье условие — потребность в перестройке транспортной инфраструктуры вокруг выбранных маршрутов. В частности, организация полноценных выделенных полос.

Помимо этого, под вопросом оказывается экономия при получении скидки на лизинг. Например, стоимость сборки троллейбуса на базе КТТУ составляет 15 млн рублей, в то время как покупка обойдется как минимум в 29 млн рублей — даже в случае участия в проекте.

Пока что Краснодар не может обеспечить выполнение всех требований, которые нужны для участия в нацпроекте, отметила председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды гордумы города Людмила Головченко.

«Существует очень много критериев в рамках проекта, которые требуется выполнить. Сегодня город экономически не может на 100% обеспечить участие в этих программах. Надо набрать 5 баллов, чтобы получить финансирование. Сегодня Краснодар набирает где-то 2,85 баллов. Надо работать в этом направлении», — прокомментировала она.

По данным мэрии Краснодара, рассматривались два варианта участия в программе. По первому из них предлагалось закупить 68 трамваев и 17 троллейбусов. Для выполнения обязательств по лизинговым платежам в этом случае городу потребуется предусмотреть в бюджете 3,3 млрд рублей на период с 2022 по 2026 годы, или 660 млн рублей ежегодно.

Согласно второму варианту предполагалось закупить 25 односекционных трамвайных вагонов и 20 троллейбусов за счёт средств местного бюджета. На реализацию этого проекта расходы составят 1,2 млрд рублей или 240 млн рублей ежемесячно.

«Программа долгосрочная. Никто не говорит, что мы должны отказываться от участия в ней. Но не все так уж радужно в тех муниципалитетах, которые получили субсидию. Нам надо оценить все плюсы и минусы. Я предлагаю сформировать рабочую группу и проехать по тем городам, где программа реализуется. Посетить, например, Казать, Омск, Самару, побывать на предприятиях, поговорить, как сложности есть. Но пока я не вижу каких-то дополнительных финансовых ресурсов, которые позволили бы нам участвовать в этой программе», — рассказал Евгений Первышов.

Города для посещения рабочей группой будут определены на ближайшей сессии гордумы.

Как сообщал РБК Краснодар, ранее стало известно, что власти региона ранее выступили с инициативой в заксобрание Кубани о продлении программы обновления подвижного состава, которая действовала в краевом центре три года. В ее рамках ежегодно выделялись 3 млрд рублей. За эти средства приобрели более 100 новых трамваев. Это была большая часть единиц подвижного состава, срочно требующая замены.

Мэрия города в июле 2019 года разместила тендер на приобретение в 2019 году 10 троллейбусов с автономным ходом для МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление». Аналогичную документацию разместило также МУП «КТТУ» — на закупку 2 троллейбусов с автономным ходом за счет собственных средств. Муниципальное предприятие впервые за последние годы смогло выделить деньги на покупку техники.

В 2021 году на базе КТТУ началась сборка троллейбусов, в том числе, с автономным ходом. До конца года соберут не менее 10 единиц техники.

Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
«Немейнстримная наука»: в чем феномен подкастера и ученого Лекса Фридмана
Pro
Гринвошинг. Как и почему компании обманывают клиентов на теме экологии
Pro
Прецедент Дурова: начнется ли массовое преследование основателей соцсетей
Pro
Всем потребовался администратор 1С: как им стать и сколько будут платить
Pro
Вместо акций и облигаций: что принесут рынку комбинированные инвестфонды
Pro
Как «антикитайские ястребы» расстроили листинг конкурента Nvidia в США
Pro
20% может оказаться выгоднее 5%: как компании на УСН выбрать ставку НДС