PROюгАгро, 25 авг 2023, 15:00

От ярмарки онлайн до кооперации: зачем фермерам Юга маркетплейсы

Маркетплейсы получают все большую популярность среди фермеров ЮФО и СКФО. B2b- и b2c-площадки могут способствовать кооперации, помогают оптимизировать производство и со временем имеют все шансы стать альтернативой традиционным ярмаркам
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Ярмарка онлайн

Электронные площадки в первую очередь позволяют реализовать свою продукцию небольшим хозяйствам, у которых традиционно возникают проблемы со сбытом, считают собеседники. Это современный инструмент, который призван сменить фермерские ярмарки, проведение которых утрачивает смысл, отметила генеральный директор ПКФ «Маяк» из Ростовской области Любовь Железная.

«Ярмарки выходного дня — это бесполезно абсолютно. Это пережиток советского времени, когда не было магазинов, только потребкооперация работала. Сегодня розничных точек множество, и никакая бабушка не поедет на ярмарку, чтобы потом тащить 3 кг крупы на другой конец города. Маркетплейсы — более современное решение», — пояснила Железная, добавив, что, будучи более удобными для потребителя, электронные сервисы сохраняют и плюсы ярмарок. В частности, позволяют самим фермерам торговать без посредников, привлечение которых часто приводит к росту розничной цены.

По ее словам, опыт показывает, что сервисы должны быть именно специализированными. Это удобнее для предпринимателя и лучше позиционирует его в глазах потребителя, поскольку люди не привыкли искать на таких площадках продукты. «Мы пытались размещаться на крупных массовых сервисах, где продают все подряд. Но среди зубных щеток, одежды и тому подобного ширпотреба крупа как-то не очень хорошо воспринимается», — пояснила она.

Не только сбыт

Однако электронные площадки становятся не только современными аналогами ярмарок, но и упрощают работу фермеров — они позволяют закупать семена, удобрения и другую продукцию, необходимую в производственном цикле хозяйств. Первые b2b-маркетплейсы появились в конце прошлого десятилетия, а сегодня их уже больше десятка, и число пользователей неуклонно растет.

Генеральный директор платформы Поле.рф Евгений Белов отметил, что динамика связана с необходимостью создавать новые каналы закупок и реализации продукции. Старые механизмы не могли обеспечить достаточной прозрачности. Помимо этого, игроки рынка получают с помощью таких площадок возможность выходить на своих потребителей — малых и средних аграриев — напрямую. В результате база партнеров и география сбыта и закупок расширяются.

Глава крестьянско-фермерского хозяйства в Калининском районе Краснодарского края Александр Шапошник маркетплейсами пока не пользуется, но активно наблюдает за ними и действительно отмечает удобство сервиса в части закупок для аграрных предприятий. «Конечно, это удобно, когда ты, сидя за своим рабочим столом, пошел и в одном месте быстро выбрал то, что тебе нужно. Сейчас приходится обзвонить 10-15 поставщиков, со всеми переговорить, сориентироваться по цене и решить этот вопрос наконец», — пояснил он.

Признавая плюсы электронных сервисов, представители отрасли указывают и на факторы, сдерживающие их развитие. Шапошник, объясняя свое острожное отношение к маркетплейсам, назвал некоторые площадки «сырыми». «Не всегда все хорошо с актуальностью информации — может такое быть, что на площадке товар есть, а по факту у продавца его нет», — рассказал он.

Любовь Железная указывает на проблемы с логистикой. «Да, мы выставляемся, и нас узнают. Но именно процесс отгрузки товара не очень хорошо отлажен. Но эти процессы выстраиваются, и к хорошей логистике все идет», — подчеркнула она.

Кооперация вне закона

Маркетплейсы могли бы помочь решить одну из главных проблем малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве — недоработки законодательной базы, которая не позволяет фермерам эффективно кооперироваться. Закон о сельхозкооперации предполагает очень жесткие рамки для совместной работы аграрных предприятий. Так, например, членов кооператива должно быть не менее пяти. В результате процесс объединения становится слишком сложным, и многие фермеры даже не пытаются в нем участвовать, решив, что соответствовать высоким требованиям все равно не получится.

«У нас закон о сельхозкооперации устаревший. Во многих странах мира кооперативом считается объединение двух и более фермеров в различных формах. И такими объединениями устанавливаются связи с переработчиками, торговыми сетями и так далее. Так малому бизнесу гораздо проще выстраивать долговременные отношения», — рассказал президент АККОР Ростовской области Александр Родин.

Соглашается с ним и Александр Шапошник. «Когда мы сможем продавать не каждый свой товар понемножку, а сформируем общий, более значительный объем, конечно, так будет гораздо интереснее. И я думаю, маркетплейсы тут как инструмент нам тоже могут помочь», — отметил он.

Сами по себе электронные площадки не решат вопросов с законодательством. Но даже в условиях нынешних правовых норм они помогают объединять фермеров. Аграрии признаются, что, принимая во внимание закон, часто даже не думают про возможности кооперации и могут просто не знать, что происходит у «соседа». В этой связи электронные площадки позволяют предпринимателям понять возможности друг друга и лучше изучить локальные рынки. Таким образом, при развитии кооперации они могут стать глобальным демонстрационным стендом, средством поиска потенциальных партнеров и площадкой для начала переговоров между ними.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе