ИТОГИ ГОДА-2015, 25 дек 2015, 19:10

Пир во время чумы: премиум-рестораны не потеряли посетителей в кризис

В кризисный 2015г. на ресторанном рынке юга России «уцелел» только премиум-сегмент. По оценкам игроков рынка, наступающий 2016г. будет тяжелее для всех, и по его итогам в этом бизнесе останутся только сильнейшие.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС
Рестораны теряют посетителей По данным комитета по торговле и бытовому обслуживанию Ростова, в 2015г. посещаемость ресторанов и других объектов общепита донской столицы упала на 30%. При этом в денежном выражении рынок региона в целом удержался - за 11 месяцев оборот общественного питания сложился в объеме 30,7 млрд руб., что на 4,3% больше чем за аналогичный период прошлого года. Схожая ситуация наблюдается и в Краснодарском крае, где несмотря на отток посетителей, оборот общепита составил 59,7 млрд руб, что 1% больше, чем в январе-ноябре 2014г. Вместе с тем сами рестораторы с официальной статистикой не согласны, по их оценкам, количество посетителей в заведениях общепита обоих регионов сократилось примерно на 50% и более, тогда как рост денежного оборота они связывают с инфляцией. «Заведения были вынуждены поднять цены из-за инфляции, средний чек подорожал примерно на 30%. По этой причине людей в ресторанах стало значительно меньше, причем в большей степени это коснулось ресторанов среднего уровня», - отметил управляющий рестораном «Акварели» Иван Мандрик. По мнению эксперта, из-за растущей инфляции наступающий 2016г. будет намного тяжелее, поскольку цены на рынке поднимаются, а зарплаты населения остались на прежнем уровне. Эту точку зрения разделяет и управляющий партнер ГК «Нечаев Групп» (сети «Ассорти» и «Колхоз», ресторан «SKY Buddha» и др.) Максим Коган.
По его словам, в большинстве стран в кризисный период люди из премиум-сегмента начинают спускаться в рестораны среднего класса, тогда как посетители сетевых заведений начинают питаться стрит-фудом. «К кризису мы готовились как по учебнику. Мы обновили интерьеры в сетевых заведениях, поменяли концепцию, чтобы принять гостей из премиального сегмента, ожидая что они начнут экономить. Параллельно с этим мы ввели некие«хаус-позиции», для того, чтобы из нашей группы ресторанов люди не ушли в дешевые дискаунтеры с низким чеком. Еще к этому я построил сеть стрит-фуда «Стардог!s». Но в результате все пошло совсем не так. Полностью ушли деньги из среднего сегмента, на улицу никто не пришел, а в премиум-классе продолжается пир во время чумы», - рассказывает Коган. По оценкам эксперта, рестораны среднего сегмента Ростовской области в общей сложности потеряли около 70% посетителей. Однако несмотря на падение, количество ресторанов в регионе почти не уменьшилось. Эту информацию подтверждает и комитет по торговле и бытовому обслуживанию, по данным которого в 2015г. в Ростове-на-Дону закрылись 46 предприятий общественного питания, а открылись 34. По оценкам кубанских рестораторов, в Краснодарском крае схожая ситуация. Премиум-сегмент не пострадал С тем, что в кризис не пострадал только премиум-сегмент согласились и остальные участники рынка. Как комментировал совладелец и управляющий партнер ГК «Хорошие рестораны» («Белллуччи», «Гайд Парк» , New York, «ОнегинДача» и др.) Роман Панченко,
рестораны его сети, ориентированные на премиум-сегмент, чувствуют себя хорошо. «Если говорить именно о покупательской способности, мы спада интереса не чувствуем, но для нас оставался большой проблемой поиск сырья по адекватным ценам и качеству», - отмечает Панченко. По словам директора по развитию Restaurant & Bar La Villa Сергея Цокуренко, для его заведения 2015г. был также неплохим. «Мы работаем в узком премиум-сегменте. Возможно, удержаться помог наш формат ресторана-бара, так как конкурентов в нем у нас в Краснодаре нет, поэтому мы так хорошо пережили год несмотря на импортозамещение и прочие трудности» - отметил Цокуренко. Но 2016г., по мнению эксперта, будет непростым для всех сегментов, а ресторанный рынок ждет стагнация. Выживут сильнейшие По мнению Ивана Мандрика, в 2016г. инфляция и усиливающаяся конкуренция отсеет всех слабых игроков, поскольку рынок на юге перенасыщен. «Тенденция ухода игроков усилится до 50%. Рестораны начнут конкурировать, снижая цены, что безусловно отразится на качестве еды и обслуживания. Однако люди готовы платить сегодня только за качество, тогда как заведений, готовых его предложить, у нас не очень много. Я считаю, что если 30% ресторанов в связи с этим уйдут с рынка, он только оздоровится, будет мощнее и крепче стоять на ногах», - говорит Мандрик. По его словам, в Краснодаре уже сегодня закрывается и продается достаточно много заведений, при этом открытие ресторанов происходит только в новых микрорайонах. По оценкам бизнесмена и представителя портала о барной индустрии Bartenderspro.ru Дениса Завалишина, в Ростове также наблюдается тенденция к уходу отдельных игроков. «Слабые уйдут, эта тенденция действительно есть. В 2016г. точки расставит сложное для этого рынка летнее время. Выиграют те заведения, которые последние 2-3 года работали на лояльную аудиторию. Для них ситуация уже стабилизировалась, и падение прекратилось», - считает Денис Завалишин. Вместе с тем по оценкам эксперта, в 2016г. рынок увидит и новых игроков. В частности, по его словам, появятся новые демократичные форматы и различные коллаборации розницы и общепита. «Малые частные производители качественных продуктов питания открывают при себе что-то вроде мест общепита. Например, объединяют кафе и сыроварни и др. Выживет обновленный бизнес, который чуть-чуть изменит правила игры», - добавил Завалишин.  
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Agile. Оценка и планирование проектов