Конференции РБК Юг, 26 мая 2020, 18:15

Время трансформаций: где бизнес Юга искал возможности в кризис

Пандемия коронавируса и кризис привели к остановке целых сегментов экономики Юга России. Эксперты, представители власти и бизнеса обсудили, почему трансформация необходима и где можно искать новые возможности
Читать в полной версии

Пандемия коронавируса принесла с собой не только кризис, но и изменения, которые повлияют на работу бизнеса в ближайшие годы. Об этом рассказали участники видеоконференции «Взгляд в будущее: как трансформируется бизнес Юга», которую РБК Юг провел совместно с банком «Центр-инвест» в рамках онлайн-марафона в день российского предпринимателя «Время трансформаций».

Часть компаний Юга России смогла использовать перемены и нашла новые рынки сбыта, другие сферы деятельности или возможности переформатировать свой бизнес с учетом реалий карантина и ограничительных мероприятий.

Новые проблемы и новые вызовы

В конце апреля банк «Центр-инвест» провел анкетирование «Трансформация моего бизнеса» среди предпринимателей Юга России — опрос охватил компании из разных сфер экономики. Согласно его результатам, большинство из них в обозримом будущем ждут снижения доходов. Однако в перспективе 3-5 лет бизнесмены прогнозируют восстановление показателей и планируют расширение деятельности, рассказала заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова.

По ее словам, и сейчас ситуация на рынке очень неравномерная — часть компаний успешно нашла варианты заработка и новые ниши. Другие, в то же время, переживают далеко не самые лучшие времена. В частности, в этот раз неплохо себя чувствуют стартапы.

«Последний кризис показал очень хорошую положительную динамику по обращению в банк стартап-проектов. Они наиболее гибкие, маневренные, легко занимают высвобождающиеся ниши, приспосабливаются к различным экономическим ситуациям», — считает представитель банка.

С другой стороны, многие компании обращаются в банк с заявлениями на реструктуризацию кредитов и пролонгацию займов. Из них большинство — предприятия из косвенно пострадавших отраслей, которые не вошли в список, сформированный правительством.

«Они также нуждаются в поддержке. Тут работают уже наши собственные программы, которые «Центр-инвест» запустил для клиентов», — отметила она.

Не достаточно просто пережить это время, надо иметь еще и собственный план посткризисного развития, считает Мария Христолюбова. Последствия экономического спада будут оказывать влияние на работу бизнеса в ближайшие годы.

«Способность к трансформации заложена в каждом предприятии, и каждый наш клиент видит себя в этом бизнесе, и сдаваться не собирается. Поэтому в планах «Центр-инвеста» запуск программы помощи для малого бизнеса по трансформации бизнеса и переходу на дистанционную экономику», — рассказала замуправления «Центр-инвеста».

Помочь в трансформации призваны меры поддержки, введенные как на уровне страны, так и отдельных муниципалитетов. Только в Ростове ограничительные мероприятия затронули 37-38 тыс. предприятий сегмента МСП, рассказала директор департамента экономики города Полина Коростиева.

Для помощи в тяжелое время мэрия утвердила план мероприятий по поддержке экономики. В частности, был введен мораторий на проверки, снижена ставка на аренду, предоставлены отсрочки разного плана. В городе действует программа для производственных предприятий, в рамках которой для них предлагается разработать индивидуальный маркетинговый план продвижение продукции, будут даваться реальные инструменты для преобразования бизнес-процесс.

Также в центре «Новый Ростов» работает ряд мер помощи молодым предпринимателям и новым компаниям — это SMM-сопровождение, бухгалтерские услуги, юридическое консультирование, содействие в помощи получении лицензии, сертификации, регистрации товарного знака, патентования.

Посткризисный план и неминуемые перемены

Для бизнеса, власти и общественных организаций сейчас важно не только пережить экономический спад, но и задумываться о работе в ближайшие годы, согласна руководитель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова.

«Кризис не первый и не последний, он очередной. Он закончится, когда у бизнеса будут свои программы посткризисного развития. И вот к чему мы должны за этот хаотичный 2020 год прийти — к тому, чтобы начать заниматься вот этим посткризисным развитием», — прокомментировала она.

Кризис выявил многие слабые места российской экономики, отметил руководитель ТПП Ставропольского края Борис Оболенец. По его словам, благодаря пандемии стал очевиден перекос в сторону торговли и сферы услуг. Меньше всего пострадали производственные компании, многие из которых быстро перестроились.

«Мне кажется, бизнес из этого кризиса должен вынести вывод, что нужно меняться. Если предприниматель все время занимается одной и той же деятельностью, то компания ослабеет и без внешних экономических факторов», — прокомментировал он.

Согласно обсуждению в ходе конференции, бизнес Ростовской области по-разному чувствует себя в кризис 2020 года. Так, у предприятий сферы услуг главная цель — пережить его и сохранить коллективы. Многим из них некогда думать о трансформации. У части игроков рынка есть опасения, что они не выйдут из кризиса и будут вынуждены закрыться, рассказала вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова.

В то же самое время, промсектор в Ростовской области не попал в число тех, кого обязали приостановить деятельность. Предприятия этого сегмента оказались в другом положении. Кризис они ощутили, но опосредовано — через сокращение платежеспособного спроса, столкнулись с проблемой неплатежей.

«Дальше нам надо меняться. В первую очередь, с точки зрения автоматизации. Режим самоизоляции потребовал работы в дистанционном формате. Когда мы проводили первый опрос, 47% предпринимателей сказали, что они не могут перейти на удаленку, так как технически не были готовы. У многих даже бизнес-процессы были абсолютно не синхронизированы», — прокомментировала она.

Также Абдулазизова считает, что в ближайшем будущем рынок ждет перестройка логистических цепочек — многие предприниматели во время самоизоляции столкнулись с тем, что обязательства по договорам не были выполнены из-за того, что контрагент не смог доставить товары или приехать для выполнения работ.

«Бизнес будет не только менять импортные комплектующие и искать отечественных производителей, но и искать контрагентов ближе к своему месту производства, потому что это не только снижает издержки, но и уменьшает риски в случае введения ограничительных мер», — прокомментировала она.

Новые ниши: салоны красоты-онлайн, внутренний туризм и телемедицина

Генеральный директор клиники WMT Ольга Григорьева (Краснодарский край) также отметила, что текущий кризис далеко не первый, с которым пришлось столкнуться российским предпринимателям.

«Я в бизнесе достаточно давно, и это уже четвертый кризис, который я вижу. Мы смогли пережить предыдущие и для нас это уже — искать новые возможности. Так, клиника WMT внедрила онлайн-консультации. На Кубани вели жесткие ограничительные меры, а пациенты болеть не перестают», — рассказала она.

По словам Ольги Григорьевой, выживут те компании, которые во время кризиса найдут новые направления развития. В частности, во время карантина клиника провела запланированное обучение врачей Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации благодаря тому, что тренер сменила формат, и вместо традиционного офлайн-семинара организовала онлайн-занятия.

«Это пример того, как можно быстро переформатироваться и найти возможности. Так, наши многие партнеры перепрофилировались, начали шить маски, делать антисептики. Прогнозируют, что за время пандемии в России закроется 3 млн компаний. И я считаю, что это будут те собственники и те бизнесы, которые эти возможности не ищут», — отмечает гендиректор клиники.

Благодаря кризису открыть новые направления развития смогли даже компании из наиболее пострадавших отраслей, практически прекративших работу на время режима самоизоляции, отметила руководитель компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева (Ростовская область).

«Мы даже благодарны сложившейся ситуации. Она позволила нам увидеть тот вектор, в котором будем двигаться. Мы прогнозируем рост спроса на внутренний туризм. Даже такие крупные операторы, такие как TUI, Интурист, те, которые не были нацелены на посещение регионов и отправку туда туристов, заинтересовались этим направлением», — отмечает она.

По словам Нечепаевой, интерес к регионам в плане туризма рос последние годы, но кризис может стать катализатором, который ускорить развитие и привлечет в сферу инвесторов. Приток средств позволит развить инфраструктуру и подготовит ее.

«Кризис подтолкнет инвесторов вкладывать в то, что сегодня реально может продемонстрировать хороший спрос и возврат инвестиций. Интерес к этому есть. В частности, наше агентство проводило семинары, как упаковывать продукт, как проектировать туры и находить новые возможности», — отмечает она.

Салоны красоты компании EMI (Ростов-на-Дону) после кризиса продолжат наращивать долю онлайн-продаж, рассказала совладелица бизнеса Вера Мирошниченко. Во время самоизоляции на базе заведений был запущен онлайн-магазин.

«Никто из специалистов не работал, но все удаленно давали консультации, вели прямые эфиры. Мы такого никогда не делали — продавали косметику, учили снимать гель с ногтей, ухаживать за лицом. И когда мы выйдем из карантина, то планируем развивать это направление. Наши салоны красоты перестанут быть просто оффлайновыми и объем продаж через них, по нашим прогнозам, продолжит расти», — прокомментировала она.

Компанию спасла диверсифицированность бизнеса, отмечает Мирошниченко. В структуре EMI есть салоны красоты, производство и учебный центр. Последний, несмотря на закрытие оффлайновой формы, показал хороший рост в онлайне.

«Возможно, мы не сможем принимать учеников до лета, но онлайн спас. Направление даже немного приросло, что помогло перекрыть все расходы по салону красоты. Но это капля в море — оборот по бизнесу просел на 50%, сейчас мы работаем на минимальной рентабельности, почти без прибыли», — прокомментировала Вера Мирошниченко.

Пока одни компании смогли найти рынки сбыта и новые возможности, другие занимаются продвижением и ждут окончания карантина. По словам исполнительного директора отеля «Горная роза» Анзора Боташева (Карачаево-Черкессия), гостиничный бизнес имеет мало пространство для маневров и альтернативных источников заработка. Отель находится в Архызе, курорт закрыт до 1 июня и информации, когда может возобновиться работа, пока нет.

«Мы ушли на карантин с конца марта. Пока гостей не принимаем, бронирование не активно. Что нам остается это активно вести социальные сети и поддерживать диалог с туристами. Люди хорошо отзываются и готовы приехать. Мы надеемся, что после окончания самоизоляции спрос восстановится. И надо активно напоминать, что мы есть, «подогреть» туристов, чтобы они о нас помнили», — отмечает он.

Меньше всего кризис затронул сферу сельского хозяйства. Предприятия АПК, так как относятся к производствам непрерывного цикла, продолжали работу и карантин на них не распространялся, рассказал заместитель главы КФХ «Оскар» Артем Застрожников (Краснодарский край).

«Из плюсов — к нам в деревню стали возвращаться кадры. Для нас это острая проблемы. Уже оформили трех механизаторов — притом, это профессионалы с опытом работы», — отметил он.

Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Экономика контента: сколько мир зарабатывает на инфлюенсерах
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед