Краснодарский край, 27 июл 2017, 12:09

По пути в безнал: в Краснодаре откажутся от наличной оплаты проезда

До конца 2017г. в Краснодаре на всех маршрутах муниципального общественного транспорта планируется запустить возможность безналичной оплаты проезда. А в перспективе – полностью отказаться от наличных расчетов
Читать в полной версии
Фото: therunet.com

С  27 июля возможность безналичной оплаты проезда доступна на всех муниципальных автобусных маршрутах. До конца 2017г. планируется внедрить систему на всех маршрутах МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление».

Проект реализует ПАО «Сбербанк» в партнерстве с «Золотой короной» и администрацией Краснодара. Оператором системы, занимающимся техническим оснащением транспорта, является ООО «Электронный билет Кубани».

Реализация проекта осуществляется на средства организаторов, рассказал управляющий Краснодарским отделением «Сбербанка» Андрей Орешко.

«Проект не дешевый, но исходя из того, что этот пилотный проект важен для банка, мы все расходы взяли на себя. Муниципалитет не вкладывает в него бюджетные деньги, он дал нам возможность запустить эту систему на базе муниципального транспорта», – пояснил он.

Сумма инвестиций пока не разглашается, конкретные цифры планируется назвать после окончания внедрения системы, отметил управляющий региональным отделением банка.

Отказ от наличных

Проект является пилотным не только для региона, но и для России. Краснодар станет первым в РФ городом, где планируется полностью сделать оплату проезда безналичной, рассказывает Орешко.

«Краснодар станет первым городом, который мы планируем полностью перевести на расчеты по бесконтактным пластиковым картам. Уже с сегодняшнего дня жители могут пользоваться банковскими картами, смартфонами и другими гаджетами для оплаты проезда во всех автобусах. К концу года мы собираемся завершить проект по оснащению соответствующим оборудованием всего муниципального транспорта. В ближайшие месяц-два переведем все троллейбусы, а к концу года все трамваи на эту систему», – подчеркнул он.

В перспективе оплата проезда в муниципальном общественном транспорте будет полностью переведена на безналичную форму, отметил мэр Краснодара Евгений Первышов. По его словам, это удобно для пассажиров, увеличивает скорость обслуживания и выгодно для МУПа – на тех маршрутах, где был запущен пилотный проект по безналичной оплате, выручка выросла примерно на 20%.

В тестовом режиме безналичная оплата проезда на муниципальном транспорте была запущена КТТУ с ПАО «Сбербанк» в августе 2016г. Терминалами обеспечили кондукторов всех трамвайных вагонов, курсирующих по 5 маршруту.

«В перспективе, я думаю, собираемость по маршрутам может вырасти и на 25%. А это как раз те деньги, которые необходимы для развития МУПа», – пояснил Первышов.

По словам главы города, пока сложно прогнозировать, сколько времени займет отказ от оплаты проезда в общественном транспорте наличными. «Краснодар – это краевой центр, много людей приезжает из станиц, да и со всей России. Поэтому переход будет очень постепенным. Мы будем смотреть на технические возможности и реакцию горожан», – добавил он.

Помимо карт, работающих по бесконтактной технологии, пассажиры смогут оплатить проект с помощью сотового телефона, смарт-часов или браслетов, а также других устройств, поддерживающих системы бесконтактных платежей Samsung Pay, Android Pay и Apple Pay, пояснил генеральный директор ООО «Электронный билет Кубани» Андрей Григоренко.

При организации системы было принято решение отказаться от обслуживания стандартных банковских карт с чипами, так как они сильно замедляют оплату – их владельцы смогут оплатить проезд, привязав счет к мобильному приложению, Samsung Pay, Android Pay или Apple Pay.

На данный момент речь идет о внедрении системы только в муниципальном транспорте. «Что касается частных перевозчиков, то это уже индивидуальная работа. Власти не могут их заставить перейти на безналичную форму оплаты, но я думаю, они сами будут заинтересованы», – отмечает Первышов.

По словам Андрея Орешко, ранее «Сбербанк» сознательно не продвигал услугу, так как не было реального продукта, который мог бы быть продемонстрирован бизнесу. «Сейчас, когда на примере муниципального транспорта есть первые результаты того, насколько это удобно. Я думаю, теперь переговорный процесс с перевозчиками пойдет другими темпами», – считает управляющий регионального отделения банка.

На спасение КТТУ

Как РБК Юг сообщал ранее, в июле власти Краснодара сообщили о плачевном финансовом положении МУПа – общая сумма задолженности муниципального предприятия составляла около 800 млн рублей. Депутаты Гордумы на 39-м внеочередном заседании поддержали предложение о выделении компании субсидии в размере 200 млн рублей. Также тогда было предложено создать рабочую группу, которая проведет тщательный анализ сложившейся на предприятии ситуации и разработает комплекс мер для ее улучшения.

Последние годы муниципальное предприятие испытывало крупные финансовые трудности. Задолженность КТТУ в критические моменты доходила до 600 млн руб., по данным на конец 2016г. показатель удерживался в пределах 400 млн рублей. Тогда сократить задолженность удалось благодаря оптимизации сети и сокращению персонала.

Обеспечить финансовую стабильность было призвано и увеличение стоимости проезда в общественном транспорте Краснодара до 23 рублей с 1 января 2017 года. Этот тариф заявлялся как экономически оправданный. Прогнозировалось, что к концу 2017. компания выйдет на безубыточность. 

МУП «КТТУ» — самое крупное предприятие общественного транспорта в Краснодаре. Компания осуществляет пассажирские перевозки по 15 трамвайным, 16 троллейбусным и 28 автобусным маршрутам, объединяя все районы города единой транспортной сетью. Выручка МУПа в 2015г. выросла на 12% по сравнению с 2014г. и превысила 2,1 млрд руб., убыток компании составил 38,5 млн рублей. В 2016г. выручка составила 2,18 млрд руб., а убыток увеличился до 374 млн рублей.

Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда