Импортозамещение, 28 мар 2022, 18:00

Сезон миграции: куда из запрещенных соцсетей переходят блогеры Краснодара

С блокировкой ряда соцсетей блогеры Краснодара потеряли основной механизм продаж и продвижения. Чтобы сохранить аудиторию и бизнес, они готовы вернуться в «ВКонтакте» и к рекламе на листовках
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

21 марта Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал экстремистскими и запретил деятельность социальных сетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta Platforms Inc (признана в России экстремистской организацией и запрещена). Поводом для иска послужил отказ удалить призывы к насилию в отношении россиян, в том числе военнослужащих.

Еще до решения Тверского суда в России начались ограничения и блокировки, связанные со спецоперацией на Украине. Уже на следующий день после начала операции Роскомнадзор стал замедлять трафик Facebook*, а 4 марта полностью заблокировал соцсеть в России в ответ на ограничение доступа к четырем российским СМИ. С 14 марта под блокировку попал Instagram*.

По данным Mediascope, аудитория Facebook* с 24 февраля по 15 марта снизилась на 40% — с более 9,6 млн пользователей старше 12 лет до 6,9 млн человек. Instagram* с момента блокировки потерял почти 20% аудитории. На 14 марта в приложение или на сайт зашли почти 40,9 млн россиян, к 15 марта число посетителей снизилось до 34,2 млн.

Снижение аудитории одних социальных сетей привело к росту других. На 24 февраля аудитория «ВКонтакте» составляла 46,5 млн россиян, к 15 марта она выросла до 50,3 млн. Число пользователей Telegram за этот же период увеличилось с 31,1 млн до 45,5 млн человек.

Великое переселение блогеров

Некоторые опрошенные РБК Краснодар блогеры отказались комментировать ситуацию, объясняя это тем, что не знают, куда двигаться дальше. Другие выразили готовность осваивать новые площадки, хотя они и уступают в инструментарии и возможностях.

«Публика у блогеров неоднородна. Несмотря на то, что я позиционирую себя как YouTube-блогер, есть подписчики в Instagram*, которые не смотрели ни одного моего видео. Очень много людей смотрят меня за пределами страны — Средняя Азия, Восточная и Западная Европа, Америка. У них никаких ограничений нет, и терять их, как и навязывать им Telegram или другую соцсеть, не очень хочется», — поделился автор YouTube-канала «Южанин» Сергей Курочкин.

По его мнению, адекватной альтернативы заблокированным ресурсам в России нет. И хотя блогеры массово переходят в Telegram и возвращаются в «ВКонтакте», инструментария этих площадок недостаточно для продвижения. Кроме этого, добавляет Сергей Курочкин, не все подписчики охотно переходят на сторонние площадки и проявляют там активность.

«Нельзя заместить одни заблокированные соцсети другими, у них разный поисковой сервис, алгоритмы действий. У российских сервисов все более деревянное, как бы это грубо ни звучало. Я понял, что моей целевой аудитории (это люди старше 25 лет) не интересен формат Telegram. Сейчас аудитория разделилась на «ВКонтакте» и Instagram*, где продолжают сидеть через VPN», — отметил Сергей Курочкин.

Распространение VPN-сервисов, позволяющих получить доступ к заблокированным ресурсам, не компенсирует падение трафика, считает блогер, основательница салона красоты Арина Батырова. Она связывает это с потоком негативной информации, от которого пользователи хотят уйти. Тем не менее заблокированная площадка по-прежнему дает больше просмотров, чем другие соцсети, считает организатор фототуров Анастасия Джамирзе.

«Большая часть организаторов туров использовала и продолжает использовать запрещенные соцсети как основной источник привлечения клиентов. Людям сложнее переориентироваться. Планируем также вести страницу, просто без таргетированной рекламы. Дополнительными источниками трафика будут Telegram, «ВКонтакте» и сарафанное радио», — сообщила Анастасия Джамирзе.

Эленика Корелова, блогер и основательница баров здорового питания «Сельдерей» и Open bar Zanoza, отмечает, в Telegram пока переходит минимальная, но более лояльная к заведениям аудитория, которая быстро реагирует на информацию.

«Но пока в Telegram сложно ориентироваться, так как это все же больше мессенджер, чем социальная сеть. В личном блоге в заблокированной сети у меня 9,5 тыс. подписчиков, в Telegram — 700 человек. «ВКонтакте» для меня — темный лес. Ощущение, что ты с Mercedes пересаживаешься на велосипед», — прокомментировала Эленика Корелова.

Рекламная пауза

10 марта YouTube полностью запретил авторам видео монетизацию для российской аудитории. От этого решения больше пострадали блогеры-миллионники, а не авторы из регионов, пояснил Сергей Курочкин.

«Чтобы заработать 100 тыс. долларов, необходимо набрать 1 млн просмотров. У меня ни одно видео не набрало столько просмотров. В то же время у меня собралась целенаправленная аудитория, которая интересна другим рекламодателям. Я делаю ставку на это, благодаря этому канал живет. YouTube платит не такие большие деньги, так что я от отключения монетизации ничего не потерял», — сообщил Сергей Курочкин.

По его словам, сильнее всего в минусе микроблогеры, которые долго набирали аудиторию и рекламировали свой продукт.

«Я знаю людей, которые существовали благодаря заблокированным социальным сетям. У некоторых блогеров были договоренности с бизнес-структурами, люди платили за публикацию на 250 тыс. подписчиков. После просадки аудитории выполнять эти договоренности стало сложнее. Я считаю, нельзя всех блогеров посылать на завод. Если человек своим талантом, харизмой добился того, что на него смотрят каждый день десятки, а то и сотни тысяч человек, то стоит уважать за его труд», — прокомментировал автор канала «Южанин».

Рекламные кампании у многих блогеров заморозились, так как рекламодатели не знают, как лучше действовать в текущей ситуации, рассказала Эленика Корелова. В ее случае приостановилась интеграция с федеральной компанией «Гудвилл», которая в среднем приносила доход в 170 тыс. рублей в месяц.

«Приостановления сотрудничества с ними для меня ощутимо не потому, что урезалась статья дохода, а потому что это был классный кейс, возможность интегрировать свои знания в профессиональную деятельность этой компании. Вопрос моего личного профессионального развития застопорился», — рассказала основательница кафе, добавив, что сам блог не был существенным источником дохода.

Возвращение к листовкам

Большинство опрошенных РБК Краснодар местных блогеров использовали платформу как инструмент продвижения собственных проектов или бизнеса. Она обеспечивала 100% долю заказов фототуров, поделилась Анастасия Джамирзе. Пока закрытие доступа не сказывается на продажах — наибольшую роль сейчас играет закрытие аэропортов на юге России и плохая погода. Но клиентам стало сложнее получать актуальную информацию о датах поездок и переносах.

«Будем использовать другие источники рекламы. Сейчас все будут пробовать все и смотреть, что лучше работает. Если до этого дойдет, то и традиционные методы — рекламу в лифтах. Плюс рекламу у блогеров никто не отменял», — считает Анастасия Джамирзе.

Арина Батырова отметила, 50% клиентов салона красоты узнавали о нем из социальной сети. В текущей ситуации она планирует сделать упор на очных встречах и мероприятиях для привлечения новых клиентов.

«Для нас социальные сети — визитная карточка, где мы рассказываем о себе, делимся полезной информацией. Используем как механизм продаж, рекомендуем нашу косметику, процедуры. Может быть ситуация с социальными сетями — это звонок нам перейти на живое общение. Чаще где-то появляться, чаще организовывать какие-то мероприятия, потому что это отчасти ушло из нашей жизни. Ранее я часто проводила бьюти-девичники с мастер-классами и знакомствами», — добавила блогер.

Эленика Корелова рассказала, около 60% клиентов ее заведений узнавали о новинках меню, акциях, новых проектах, расположении через запрещенные платформы. Блокировка сети, в первую очередь, отразится на гостевом потоке. Особенно критична ситуация для недавно открывшегося заведения.

«Мы изначально пошли на риски в плане выбора сложной локации. Мы понимали, что нас знают, нам достаточно сообщить об открытии в Instagram*. Сейчас я понимаю, что гуляя в районе заведения, вряд ли захотят завернуть за угол и заметят наше место. Мы начинаем думать, какую рекламу теперь использовать — листовки, билборды, рекламу на асфальте. Все то, над чем мы раньше может смеялись в качестве продвижения, сейчас станет настолько актуальным, что никто не будет брезговать такими методами в том числе. Всем хочется работать», — поделилась Эленика Корелова.

*соцсеть компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность запрещена в РФ

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование