Краснодарский край, 28 июл 2016, 17:55

Совриск по-кубански: будет ли в Краснодаре музей современного искусства?

Мэр Краснодара вновь заговорил о будущем центре современного искусства. Реализовать проект власти пытаются с 2012г.
Читать в полной версии
(Фото: ЮГА.ру)

В Краснодаре нужно создать Музей современного искусства, базой для которого может стать одно из бывших производственных зданий. Об этом заявил мэр столицы Кубани Владимир Евланов во время посещения центра «Типография».

«Наш город по праву может считаться культурной столицей юга России. При этом важно поддерживать современное искусство. Создание музея позволило бы и дальше популяризировать и развивать это направление. Уверен, его с удовольствием будут посещать как жители, так и гости Краснодара», – цитирует Владимира Евланова пресс-служба мэрии.

По словам градоначальника, музей мог бы разместиться на базе одного из бывших производственных зданий. Проработать варианты решения вопроса и подобрать подходящее для этого помещение Евланов предложил представителям «Типографии» и художественной общественности. «Все вы прекрасно знаете наш город и его возможности. Вносите предложения, где и каким вы видите музей современного искусства. Вам виднее, каким он должен быть», – подчеркнул Евланов.

Мнения краснодарских художников

Краснодарские художники по-разному оценивают перспективы данного проекта.

«В 2012 году отличная идея губернатора Ткачева создать в Краснодаре музей современного искусства с треском разбилась о «традиционные ценности», «духовность» и казачество. Сомневаюсь, что кроме главы региона за это время изменился еще и менталитет общества, отношение казачества к искусству и ситуация в целом», – отмечает художница Лусинэ Джанян, активно сотрудничавшая с галеристом Маратом Гельманом.

Она также напомнила случаи активного силового противодействия художественным акциям – срыв открытия выставки ICONS в 2012 г., нападение казаков на участниц группы Pussy Riot во время Олимпиады-2014 в Сочи и воспрепятствование проведению в Краснодаре фестиваля «Медиаудар» весной 2016г. «Подобное будет повторяться, а это значит, что ни одна серьезная институция не рискнет предоставить свою коллекцию для экспонирования в новоиспеченном музее, так как помимо художественной ценности работы имеют вполне реальную цену, часто очень высокую», – считает Джанян.

По ее мнению, если идея создания музея contemporary art воплотится в Краснодаре, «мы увидим нечто усредненное, обязательно утвержденное сверху и лояльное власти». «Власть не должна диктовать художникам, кураторам и людям, что им смотреть, что им должно нравится, а что – нет. Пока мы видим обратное», – подчеркивает художница.

Художник и бывший директор Краснодарского выставочного зала Игорь Михайленко предполагает, что чиновники на самом деле не собираются всерьез заниматься проектом музея современного искусства. Он обратил внимание на то, что Владимир Евланов, фактически покидающий пост мэра Краснодара, не дал своим нынешним подчиненным ни одного конкретного распоряжения по этому вопросу.

«Такой музей, конечно, нужен. Краснодар уже практически город-миллионник, и определенный процент его жителей интересуется contemporary art. Однако возникает очень много вопросов. Если это государственная структура, то кто и как будет ее финансировать? Какие специалисты там будут работать (и откуда они возьмутся), кто будет формировать коллекцию и на базе чего? На мой взгляд, краевые или городские власти вряд ли будут организовывать что-то подобное, в т.ч. по финансовым причинам», – считает Михайленко.

По мнению эксперта, более жизнеспособной может оказаться идея большого частного музея, но ее реализации мешает отсутствие в Краснодаре состоятельных меценатов, желающих вкладывать свои средства, а также экспертов, которые будут заниматься созданием коллекции и организацией выставок.

Еще одной альтернативой Михайленко считает расширение постоянной экспозиции Краснодарского краевого художественного музея им. Коваленко за счет экспонатов modern и contemporary art, чтобы зрители в залах могли «логично переходить из вчерашнего дня в завтрашний».

«В Краснодаре современное искусство находится на своих «островах», не зависящих от государственных структур. Музей – это отдельный остров, с другой экономикой и политикой. Он должен быть еще и научным центром, собирающим архив, историю и интересную коллекцию, и работающим со зрителем. Создание музея – это необходимый толчок для местных художников», – прокомментировал представитель арт-группировки «ЗИП» Василий Субботин. По его мнению, для центра актуального искусства лучше построить «новое здание с большими потолками и космической архитектурой».

История проекта краснодарского музея актуального искусства

Напомним, впервые о необходимости открыть в Краснодаре подобный центр заявил в 2012 году Александр Ткачев, занимавший тогда пост губернатора Кубани. Это произошло после того, как президент РФ Дмитрий Медведев объявил, что чиновникам необходимо «принуждение к современному искусству», связав его с модернизацией страны. «Тот, кто реально уделяет этому внимание, кто серьезно интересуется этой темой, у того современные мозги. Это уже современный развитый человек. Если набор приоритетов очень узкий, то инновации не пойдут», – сказал Медведев.

В феврале 2012г. Александр Ткачев пообещал в своем твиттере, что галерист Марат Гельман разработает для региона культурный проект, благодаря которому Кубань будет «греметь на культурном фронте». Затем стало известно, что глава региона предложил известному куратору создать в Краснодаре музей современного искусства – по аналогии с открывшимся в Перми. Реализовать проект планировалось к 2014г.

Однако в мае того же года открытие подготовленной Гельманом выставки ICONS было сорвано казаками, православными активистами и националистами. На следующий же день Ткачев сообщил, что «у Гельмана нет патента на Кубань», а работа по превращению Краснодара в центр современного творчества будет продолжено без него.

Даже после неудачи Гельман отмечал, что в городе сложилась уникальная художественная ситуация и происходит активная культурная жизнь. «Несмотря на кондовость власти и на образ самого архаичного, домостроевского региона, там очень большое количество интересных художников: группа Recycle, Люсьен Джанян, Валерий Казас, группировка ЗИП... И это только верхняя часть», – говорил он в интервью «Газете.ру».

В октябре 2015г. новый министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина рассказала журналистам, что открытие музея актуального искусства не входит в список планов на ближайшее время. По ее словам, касающиеся этого проекта обещания были даны Ткачевым «беспочвенно и в ущерб решения существующих актуальных проблем».

«Сейчас у министерства культуры совершенно иные приоритеты, главный среди которых – сохранить в достойных условиях огромный фонд кубанской культуры. Будет поставлена иная задача – будем решать. Что дадут эти мега-проекты - это большой вопрос. Да и какие работы мы на сегодняшний день увидим в этом музее?» – отметила Лапина.

В настоящее время в Краснодаре действует Краснодарский центр современного искусства «Типография», деятельность которого ориентирована на образовательные и выставочные проекты. На его территории находятся выставочная площадка Краснодарского института современного искусства (КИСИ) и галерея RedGift, детская арт-школа и коворкинг. «Типография» также является базовой площадкой краснодарской арт-группировки «ЗИП», которая неоднократно удостаивалась российских и международных премий.

Кроме того, коллекцию современного искусства регулярно пополняет Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко, на базе которого проходят выставки и устраиваются арт-аукционы.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником