«Дело Озерова» 2.0: кубанского бизнесмена обвинили в выводе валюты
Первомайский районный суд 30 октября рассмотрит второе уголовное дело, заведенное на бывшего владельца кубанского холдинга «Инагроком» и мясокомбината «Медведовский» Николая Озерова. Его обвиняют в выводе валюты за границу в особо крупном размере. Приговор будет вынесен 2 ноября, рассказала журналистам на пресс-конференции адвокат Ольга Селихова из Ростовской областной коллегии адвокатов «Право на право», представляющая интересы бизнесмена в суде.
Защита уверена, что Озеров не виновен, а уголовные дела были инициированы некими лицами, заинтересованными в активах агрохолдинга.
«В целом мы настроены оптимистично по этому делу. Кассационный суд вписался в систему правосудия и стал своеобразным заслоном на пути ошибок нижестоящих инстанций. До 1 октября 2019 года его роль исполняли судьи областного суда в Ростове и Краснодарского краевого суда в Краснодаре. Сейчас появился новый независимый орган», — надеется Селихова.
Валютные перипетии
В мае 2018 года старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю Ислам Джамбаев завел в отношении Николая Озерова уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (п. «а» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов в особо крупном размере). По данным защиты предпринимателя, заявление подала Анна Бакшанская, гендиректор входившего ранее в состав ГК «Медведовский мясокомбинат» ООО «Агрофирма «Колос».
Согласно показаниям гендиректора компании, Николай Озеров в октябре 2015 года, находясь в СИЗО, якобы по телефону отдал ей распоряжение подписать контракт с немецкой компанией Hettich An- und Verkauf Import Export на поставку 40 оросительных установок Bauer Centerliner 168CLS на сумму в 4 млн евро. При этом, по версии следствия, в рамках контакта средства были переведены, но оборудование не поставлено.
«Никаких заведомо ложных сведений ни контракт, ни платежные документы не содержали. Есть реальная компания-сельхозпроизводитель, которой действительно требовалось это оборудование, есть поставщик, который ранее уже изготавливал агрофирме оборудование. «Агрофирма «Колос» осуществила заказ и оплатила 3,35 млн евро, осталось перевести еще 650 тыс. евро — из-за этого поставка не была осуществлена. Это нонсенс, таких уголовных дел по этой статье просто нет», — утверждает адвокат.
По словам Селиховой, защита обеспечила явку представителя немецкой компании в суде через связь ВКС. Он предоставил документы, подтверждающие, что оборудование было заказано и изготовлено, продемонстрировал его фотографии.
«Ни одно доказательство обвинения не осталось не оспоренным защитой. Нами представлены самые объективные доказательства, подтверждающие, что никакого незаконного вывода средств за границу не происходило и состава преступления там нет», — утверждает Селихова.
По словам представительницы защиты, в 2015 году «Агрофирма «Колос» перешла под контроль третьих лиц.
«К январю 2016 года Башканская перевела всех сотрудников «Агрофирмы «Колос», а это 400 человек, в ООО «Агрофирма Хуторок». Это компания, которая действует на территории Краснодарского края, ее учредили рейдеры. Кроме «Рубежа Безопасности» у них есть еще одна организация, куда переводятся все сельскохозяйственные активы Озерова по всем делам, в том числе и по «Агрофирме «Колос», — утверждает Селихова.
Оперативно связаться с ООО «Рубеж Безопасности», Анной Бакшанской и «Агрофирмой «Колос» не удалось. Представителю ООО «Агрофирма Хуторок» направлен запрос, но на момент публикации ответа еще не поступило.
С чего все началось: неудачные кредиты и уголовное дело
В ноябре 2011 года ООО «Племзавод «Индустриальный», входящее в группу компаний «Медведовский мясокомбинат», открыло в банке-кредиторе невозобновляемую кредитную линию в размере 2,43 млрд рублей для строительства свинокомплекса, сообщал РБК Краснодар. Займ был обеспечен залогом — его сумма составляла порядка 5,2 млрд рублей.
В 2012 году на новом предприятии вспыхнула эпидемия африканской чумы свиней и все поголовье было уничтожено. Из-за этого возникли проблемы с выплатами по кредиту. В 2012 году банк линию закрыл, а в 2013 обратился с иском в арбитраж.
В итоге компания и банк заключили мировое соглашение, финансовая организация получила 100% «Медведовского мясокомбината» и ряд других активов, суммарная стоимость которых на тот момент была оценена заимодателем в более чем 1,7 млрд рублей. Но имущество, не вошедшее в соглашение, не было освобождено от залога.
Позднее банк продал активы дочерней компании, а та, в свою очередь, в августе 2014 года перепродала права требований созданной в том же году компании — ООО «Рубеж Безопасности». Сумма сделки составила 680 млн рублей.
Эта организация не только подала заявление о банкротстве ряда предприятий, выступавших поручителями и залогодателями по кредиту на общую сумму требований в размере 18 млрд рублей, но и стала инициатором возбуждения первого уголовного дела в отношении Николая Озерова.
«Я не знаю, почему так произошло. Если бы юристы на момент мирового соглашения прекратили право участия залога и поручительства, поскольку банк уже забрал активы на 1,7 млрд рублей, то этой ситуации не произошло бы. Но все сложилось иначе и рейдеры смогли войти в качестве кредиторов к каждой компании из реестра и начать банкротство предприятий, входящих в холдинг», — комментирует адвокат.
По версии инициаторов возбуждения уголовного дела, бизнесмен намеревался похитить 469 млн рублей, взятых в кредит у банка, а также сознательно начал банкротство трех юридических лиц, которые участвовали в сделке с банком.
«Примечательно, что сами представители банка допрашивались в суде. Они заявили, что банк не является потерпевшим и у него нет имущественных претензий к Озерову, так как те 520 млн рублей невозвращенных кредитных средств с процентами и пенями полностью покрывались переданным залоговым имуществом», — рассказала адвокат.
В результате следственным управлением Следственного комитета РФ по Ростовской области было возбуждено уголовное дело ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере) и трем эпизодам ст. 196 УК РФ (Преднамеренное банкротство).
От колонии до УДО
Озерова задержали и поместили под стражу в сентябре 2015 года. В ноябре 2017 года Ленинский районный суд Ростова-на-Дону признал бизнесмена виновным по всем пунктам и приговорил его к восьми годам лишения свободы. Апелляция подтвердила решение суда первой инстанции.
«На лицо судебная ошибка. Уже есть судебная практика по делам такого рода — если денежные средства обеспечены реальным залогом, уголовная ответственность не наступает. Кредитор полностью защищен в таком случае», — рассказывает Селихова.
Срок он отбывал в ИК№ 9 города Хадыженск. С учетом проведенного в СИЗО времени в 2018 году колония ходатайствовала о его условно-досрочном освобождении, которое суд удовлетворил. Бизнесмен вышел на свободу в октябре 2018 года.
После освобождения Озеров написал заявление о том, что собирается проживать со своими родителями в селе Фанагорийском под Горячим ключом. При очередном посещении полиции его задержали и поместили под арест, заявив, что он пытался скрыться и был объявлен в розыск.
24 ноября 2018 года Первомайский районный суд постановил заключить Озерова под стражу. Он был направлен в СИЗО-1 Краснодара, где содержится по настоящее время — срок меры был продлен до 4 ноября 2020 года.
По словам Селиховой, уголовное дело было заведено в мае 2018 года, еще до выхода Озерова по УДО — при этом, ни защиту, ни самого фигуранта, ни колонию о начале следствия не уведомили.
«Мы запрашивали Хадыженскую колонию. Нам пришел официальный ответ, что никаких уведомлений о том, что в отношении Озерова возбуждено уголовное дело, в ИК не поступало. Это логично — колония не стала бы ходатайствовать об УДО, имей она данные о проведении следственных действий», — отмечает адвокат.
Еще почти через год ООО «Агрофирма «Хуторок», выступающая правопреемником ПАО «Россельхозбанк», обжаловало постановление Апшеронского районного суда об условно-досрочном освобождении Озерова. Краснодарский краевой суд апелляцию в январе 2020 года удовлетворил и отменил решение об УДО, направив дело на новое рассмотрение.
Новый состав судей первой инстанции отказал в УДО, а Краснодарский краевой суд 9 июня 2020 года подтвердил это решение. Но уже 26 августа 2020 года Четвертый кассационный суд направил дело на новое рассмотрение в апелляцию. Следующее заседание назначено на 29 октября.
Помимо этого ранее кассация отменила постановление Первомайского районного суда о заключении Озерова под стражу в ноябре 2018 года, а розыск признала незаконным, рассказывала Селихова.
«Кассационный суд по нашей жалобе отменил определение апелляционного суда Кубани и установил, что ООО «Агрофирма «Хуторок» не является участником процесса по первому уголовному делу, где фигурировали Сбербанк и ООО «Рубеж Безопасности», — прокомментировала представитель защиты бизнесмена.
Из следователей в подсудимые
Следователь Ислам Джамбаев, занимавшийся вторым уголовным делам, сам стал фигурантом расследования. В мае 2019 года его задержали при получении взятки в размере 13 млн рублей от матери Николая Озерова.
«Возбудив уголовное дело, Джамбаев 17 раз посещал Озерова без участия защитников, то есть, просто приходил для бесед. В их ходе он признавал, что уголовное дело сфабриковано и заведено незаконно, требовал 300 млн рублей для передачи неким «московским покровителям» и признание в совершении преступления, а за это обещал условный срок. Это официально подтверждено, у нас есть стенограмма разговоров», — утверждает Селихова.
Как сообщал РБК Краснодара, в отношении Ислама Джамбаева возбудили уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), в отношении его общественного помощника юриста Боташева — по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере).
Николай Озеров и его семья владеют холдингом «Инагроком», в который входило порядка 15 компаний, среди которых агрофирмы «Нива» и «Батуринское», мегаферма «Племзавод Индустриальный», ООО «Южная строительная промышленная корпорация». В общей сложности холдингу принадлежали 25 тыс. га земли и порядка 1 тыс. га садов. «Медведовский мясокомбинат» существует с 1962 года, с девяностых годов предприятие входило в семейный бизнес предпринимателей. По данным на 2009 году на мясокомбинате была проведена реконструкция с наращиванием мощности до 13 тыс. т колбасных изделий в год (были привлечены заемные средства «Россельхозбанка» и «Сбербанка»). Ежегодная выручка комбината в этот период превышала 1 млрд рублей.