Финансовый рынок Юга, 29 фев 2016, 18:39

Вторая жизнь факторинга: Южные компании ищут альтернативу кредитам

Факторинговые компании ЮФО удержали позиции в кризис несмотря на общероссийское снижение оборота рынка на 10%. Повышенный спрос на услугу эксперты связывают с волатильностью рубля и недоступностью кредитов
Читать в полной версии

Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), по итогам 2015г. оборот российского факторинга составил 1,8 трлн руб., что на 10% ниже показателя 2014г. Несмотря на общероссийское снижение, рынок факторинга в Южном федеральном округе сохранил свои позиции. Его оборот составил порядка 59 млрд руб., просев к уровню 2014г. только на 0,2%.

Руководитель представительства "ВТБ Факторинг" в Краснодаре Людмила Королева неослабевающий интерес южнороссийских компаний к факторингу связывает с кризисными реалиями в экономике. По ее словам, менеджмент компаний, "понимая, что старые подходы и стратегии в текущих экономических реалиях не работают, ищут новые пути развития и внедряют в свой бизнес ранее не используемые финансовые инструменты". В качестве примера, в пресс-службе «Группы ВТБ» отметили, что оборот «ВТБ Факторинг» в Южном Федеральном округе в 2015г. достиг 17 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2014г. в 2,5 раза. Оборот в Ростовской области составил 12 млрд руб. (рост по сравнению с 2014г. – в 3,1 раза), в Краснодарском крае - 5 млрд руб. (рост в 1,7 раза).

При этом по данным АФК, наибольшие доли в обороте рынка ЮФО также занимают «Промсвязьбанк» (10,1 млрд. руб.), ГК «НФК» (7,9 млрд. руб.), «ГПБ-факторинг» (3,3 млрд руб.).

Как прокомментировала старший аналитик ГК FOREX CLUB Алена Афанасьева, несмотря на то, что факторинг несет потери по совокупному обороту, удержаться и нарастить свои показатели смогли те компании, которые «переориентировались на новые отрасли и расширили формат предоставляемых услуг». При этом на юге, по ее мнению, факторинг получил новую жизнь в условиях повышенной волатильности рубля.

«Если при стабильном курсе он используется скорее для контроля над дебиторской задолженностью, финансирования закупок и ограничения кредитного риска, то сейчас это прекрасный инструмент для хеджирования валютного риска. И это в первую очередь хорошо применяется на Юге России, с характерным сельскохозяйственным акцентом, распространением розничной торговли и большой долей предприятий легкой промышленности», - считает Афанасьева.

Директор дивизиона Южный факторинговой компании НФК (увеличила свой оборот на юге относительно 2014г. на 7%. ) Денис Фастунов отметил, что ​если в конце 2014 – начале 2015гг. факторинг был источником финансирования в условиях ограниченной ликвидности российской банковской системы, то ближе уже к середине года для многих компаний факторинг стал инструментом, который смог «оживить» дебиторскую задолженность, став, в том числе, защитой от возможных неплатежей контрагентов.

В свою очередь директор филиала инвестиционной компании «БКС Премьер» в Ростове-на-Дону Руслан Хисматуллин связывает востребованность факторинга, в первую очередь, со снижающейся доступностью кредитных ресурсов для компаний.

«Кредитоваться сегодня есть возможность не у всех. Это связано как с увеличившейся стоимостью кредитов, так и с ужесточением требований к компаниям со стороны самих банков, которые стремятся снизить свои риски», - пояснил эксперт.

В то же время Денис Фастунов отметил, что на фоне увеличившегося спроса, факторы, как и банки, ужесточили политику риск-менеджмента и стараются принимать на обслуживание надежные компании с качественной диверсифицированной дебиторской задолженностью.

Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки