PROДвижение, 29 сен 2023, 21:23

Поиск новых путей: компании Юга — о проблемах экспорта за рубеж в 2023г.

Несмотря на адаптацию экспортеров к изменившимся реалиям, южные компании продолжают испытывать трудности с поставками товаров. В числе основных — валютные платежи, логистика, сертификация и введение экспортных пошлин
Читать в полной версии

В 2022 году экспорт Южного федерального округа вырос на 2% по сравнению с показателем годом ранее. По итогам указанного периода Юг России занимает седьмое место по объемам экспорта среди федеральных округов страны. Несмотря на положительную динамику, экспортеры южных регионов продолжают испытывать трудности, связанные со сложной геополитической ситуацией. В списке основных проблемных тем — валютные платежи, логистика, сертификация и введение экспортных пошлин, сообщила учредитель и директор ростовской компании «ВТА Лайн» Наталья Беседина в ходе мероприятия премии «Экспортер года».

«Основные проблемы — валютные платежи, логистика, сертификация, а также введение экспортных пошлин. Это четыре основные проблемы для экспортеров на сегодняшний день. <...> Конечно, сейчас ситуация сильно изменилась в сравнении с 2021 годом. Сегодня изменились транспортные коридоры, начинается формирование других путей, пришли совершенно новые участники логистического рынка. Также с рынка ушли все крупные морские перевозчики, международные компании, а их место заменили другие фирмы. Сейчас на российском рынке в основном либо российские компании, либо компании, созданные в Турции, Объединенных Арабских Эмиратах. Схемы доставки, которые ранее шли через Европу, сейчас проходят в основном через третьи страны — ту же Турцию, ОАЭ, СНГ, которые дружественно настроены к России», — рассказала Беседина.

Экспортеры сошлись во мнении, что прошлый год стал тяжелым периодом адаптации, в который компании пытались не потерять объемы экспорта. «Конечно, для нас 2022 год был очень напряженным, компания, как и вся страна, столкнулась с серьезными вызовами. Мы постарались не упасть в объемах экспорта благодаря открытию новых рынков и оптимизации имеющихся маршрутов. В прошлом году компания Рустарк вышла на рынки Италии, Германии, Сербии, увеличила свое присутствие на рынках Казахстана и Узбекистана, что позволило сохранить положительную динамику экспортных отгрузок. В текущем году новые рынки, открытые в прошлом году, стали для нас традиционными. В целом география международных отгрузок насчитывает более 20 стран, мы постоянно расширяем свое международное присутствие, держим руку на пульсе ситуации на мировых рынках и готовы расширяться и расти дальше», — прокомментировал руководитель отдела развития рынков и экспорта компании «Рустарк» (Краснодарский край) Илья Карп.

На данный момент российским экспортерам удалось адаптироваться к вызовам прошлого года. По словам генерального директора компании «Агрокультура-СТ» (Краснодарский край) Владимира Ширина, более быстрому решению аналогичных проблем будет способствовать гибкость российских экспортёров.

«Ситуация была нестабильна в моменте и рынок менялся вместе с ней. Как правило, рынок сам себя регулирует, поэтому российский экспортеры успешно боролись с возникающими трудностями, искали компромиссы и пути решения проблем. К периоду турбулентности никто не был готов, но мы пережили этот стресс-тест и продолжаем идти дальше. Основная задача, которая поставлена Правительством РФ и нашим президентом — развивать экспорт сельскохозяйственной продукции. Российские экспортеры с этой задачей справляются, несмотря на ограничения на международных рынках. Более того, даже в этих условиях российским компаниям удается добиваться значительных результатов, в том числе и в открытии новых рынков. Благодаря слаженной работе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Россельхознадзора был официально разрешен экспорт российского гороха в Китай. Так, например, наша компания, «Агрокультура-СТ», уже отгрузила более 150 тысяч тонн гороха в Китай», — добавил Ширин.

Помимо основных указанных трудностей, южные экспортеры решают и ряд других проблем — например, риски мошенничества при поставке товаров, продвижение компании за рубежом и оформление необходимых документов. Однако с последней сложностью помогает справиться господдержка и правительственные субсидии, заявил руководитель научно-производственного объединения «Броня» (Волгоградская область» Александр Бояринцев.

«Первая покупка это всегда риск. Ты можешь отправить продукт и не получить деньги, поэтому мы пользуемся страхованием груза, которое решает эту проблему. Кроме того, есть проблема узнаваемости любого товара или услуг за рубежом. Тут, конечно же, ничто не является таким классным инструментом, как сарафанное радио. Еще возникают сложности, когда компания выходит на новый рынок и зачастую ей не хватает обычной банальной для местного рынка документации, а чтобы ее оформить, у фирмы пока недостает средств. В таких ситуациях есть господдержка и всевозможная помощь в получении документации», — добавил Бояринцев.

При этом, в контексте переориентации отечественных экспортеров, в том числе южных, на азиатские и ближневосточные рынки, во взаимодействии возникает множество нюансов. Некоторые кроются в менталитете партнеров, пояснила генеральный директор компании «Адамант Логистик» (Ростовская область» Светлана Плехова. «Если говорить про особенности взаимодействия, то, во-первых, это менталитет наших партнеров, с которыми мы строим не партнерские отношения и коллаборации по логистическим маршрутам, а дополняем друг друга в отрасли логистики. Также к особенностям можно отнести нюансы международного законодательства, особенно ближневосточных странам. Тяжело донести все нюансы, какие есть в российском законодательстве, а также с их стороны», — рассказала она.

Как южные экспортеры продвигаются за рубежом

Как отмечают экспортеры, «сарафанного радио» остается одним из наиболее эффективных методов продвижения продукции, но не единственным. Большинство компаний переводят сайт на иностранный язык и продвигают продукцию в соцсетях. По словам ведущего менеджера по экспорту торгового дома «Арктика» (Краснодарский край) Анастасии Говоровой, это эффективные инструменты для продвижения компании.

«По поводу рекламы, к ней относится сайт на английском, ведение соцсетей, предоставление основным дистрибьюторам для узнаваемости бренда в той или иной стране постматериала. Это очень важная часть для раскрутки бренда. Также подстраиваемся с продукцией к новым рынкам, например, по части увеличения срока годности. Для каждого рынка применяется своя специфика поставок, оформления, этикетки и внешнего вида продукции», — пояснила Говорова.

Еще одним вариантом продвижения являются «холодные» звонки, иными словами, контакты с людьми, которые не были заинтересованы в продукции или услугах компании. Такой способ использует компания «Промышленник» из Краснодарского края. Как рассказала руководитель отдела ВЭБ организации Марина Зуева, эта практика эффективна для фирмы.

«У нас только обзвон. Самый простой метод — это «холодные» звонки. Звонить, искать клиентов, а дальше уже работает сарафанное радио. Только это работает и пока прекрасно. В день — от 70 до 100 звонков новых клиентов. По странам, с которыми работаем, это Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Армения, Турция. Также через Турцию экспортируем в Молдавию. Языкового барьера с этими странами в общем-то нет, но если трудности возникают, то решаются при помощи сотрудников, которые знают иностранные языки», — объяснила Зуева.

В 2022 году экспорт Южного федерального округа вырос на 2%. По объему экспорта в этот период Юг России занимает 7 место в РФ. В тройку лидеров-экспортеров округа вошли Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область.

Показатели несырьевого неэнергетического экспорта региона выросли за год на 3%, по ним ЮФО стал пятым в стране. Ведущие позиции в несырьевом неэнергетическом экспорте региона заняли зерновые (36%), металлургия и драгметаллы (18%), масложировая отрасль (17%), химическая промышленность (8%), машиностроение (8%).

В 2022 году число экспортирующих субъектов составило 5 308 фирм, в том числе 4 774 субъекта МСП, что составляет 90% от общего числа компаний, осуществляющих экспорт. Количество стран-партнеров в экспорте ЮФО за этот период составило 153 компаний, при этом в несырьевом неэнергетическом экспорте таких партнеров 148 фирм.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы