ЮГАГРО, 29 ноя 2017, 16:49

Противоречивые рекорды: как российскому АПК не проиграть большому урожаю

Рекордные урожаи зерна чреваты перепроизводством, а аграриям стоит делать упор на переработку, переключаться на более рентабельные культуры и сферы сельского хозяйства, считают представители власти и эксперты
Читать в полной версии

Международная выставка сельхозтехники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО» проходит в Краснодаре с 28 ноября по 1 декабря. В этом году в выставке принимают участие более 670 компаний из 32 стран (из них более 140 — впервые). Национальные и коллективные стенды представят в т.ч. Швеция, Голландия, Германия, Италия, Китай и Турция.

Деловая программа «ЮГАГРО-2017» открылась пленарным заседанием «Экспортный потенциал российского АПК: возможности и риски».

Нерентабельное зерно: от рекордов до переработки

Кубанских зернопроизводителей ждет падение рентабельности, к которому приведет перепроизводство, предупреждает вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка.

«Последнее время каждый год мы собираем рекордный урожай. В этом году мы получили более 14,7 млн тонн зерна. С таким потенциалом необходимо, конечно же, думать о рынках сбыта. С каждым годом рентабельность будет падать. Перепроизводство заставит производителей задумываться о том, что делать с бизнесом в будущем. Без экспортного рынка мы развиваться не сможем», — рассказал он.

По информации вице-губернатора, в регионе перерабатывается только 3 млн тонн зерна и зернобобовых — порядка 20% от общего получаемого урожая. Остальное идет на внешние рынки и поставляется в другие регионы.

Так обстоит ситуация не только на Кубани, но и в целом по России, подтверждает  президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, в РФ в 2017 году будет достигнут исторический рекорд урожая в 137 млн тонн зерновых. При этом внутренняя потребность страны не превышает 80 млн тонн.

«Валовый сбор бьет даже рекорды советских времен. Общий объем предложения, включая урожай и переходящие остатки, достиг 150 млн тонн, это безумное количество. Для того, чтобы сбалансировать рынок, нам надо вывезти из страны 55 млн тонн. А инфраструктура на территории страны не позволяет — мы упираемся в цифру 45-46 млн тонн. Все остальное зависнет в переходящих остатках», — отметил он. По словам Злочевского, темпы роста экспорта в этом году тоже рекордные, однако их не хватает для стабилизации ситуации.

Кроме того, внутренние цены в 2017 году по сравнению с показателями годом ранее упали в среднем на 27% — на фоне роста на внешних рынках. Если в прошлом году зерно продавали по $170, то в этом стоимость установилась на уровне $190. В итоге падение закупочных цен на фоне роста стоимость топлива привело к снижению рентабельности.

«Мы вышли на себестоимость в 6 тыс. руб. за тонну в среднем по стране. И примерно на таком же уровне удерживаются цены закупок у производителей в регионах. Мы не имеем достаточного уровня рентабельности, чтобы поддержать простое воспроизводство в этом сезоне. Это приведет к тому, что в результате сложившихся экономических параметров мы потеряем технологичность и не сможем удержать урожайность зерна. Для повышения показателя требуется вкладывать в землю. И это главная проблема текущего сезона», — считает президент Российского зернового союза.

Рентабельность производства зерна падает, отмечает Злочевский. За последние 15 лет себестоимость выращивания увеличилась с 2 тыс. до 6 тыс. рублей, а цена за последние пять лет обвалилась в три раза. В предыдущие два сезона зернопроизводители торговали с рентабельностью не ниже 40%, что давало возможность для расширенного воспроизводства. «В этом сезоне ситуация достаточно критична», — заключает эксперт.

Снизить риски и хотя бы частично решить проблему переипроизводства может хранение. Как рассказал РБК Юг президент французской компании Sojam Ален Руссо, современные технологии позволяют увеличить срок хранения зерна, предотвратить появление вредителей и сохранить его качество. «Поскольку собран рекордный урожай и экспортировать его разом возможности не будет, аграриям придется создавать условия для его хранения. Современные технологии позволяют обработать зерно один раз и быть спокойным за урожай на срок до года. Это в свою очередь позволяет сохранить не только качество зерна, защитив его от амбарных вредителей, но и количество. Хотя многое здесь также зависит от непосредственных условий хранения», — сообщил он.

Власти Кубани  обещают, что проблем с хранением зерна не будет. Ранее в интервью РБК Юг вице-губернатор Андрей Коробка говорил, что мощности элеваторов в регионе позволяют единовременно хранить до 12,7 млн тонн.

Ориентир на другие культуры

Одним из вариантов выхода из ситуации перепроизводства может быть переориентация на выращивание других культур, более рентабельных и востребованных, считает заместитель генерального директора ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» Сергей Каменецкий. В качестве примера он привел подсолнечник.

По словам Каменецкого, мощности маслоэкстракционных заводов рассчитаны на переработку 20 млн тонн подсолнечника, в то время как в лучшие годы урожай достигал 11 млн тонн.

«Важно диверсифицировать производство, смотреть какие культуры более рентабельные. С нашей точки зрения, это масличные. В частности, подсолнечник имеет как минимум 50% рентабельности, а, как правило, показатель гораздо выше. Более того, здесь есть очень большой внутренний спрос», — отмечает он.

В 2017 году урожай подсолнечника составит порядка 10 млн тонн из-за погодных условий и поздней уборки. Из них 1 млн тонн уйдет на производство семечек, халвы и козинаков. И только порядка 8-9 млн тонн отправится к производителям. Как отмечает Сергей Каменецкий, играют роль и административные ограничения.

«Вы не можете просто так взять и посеять больше подсолнечника, потому что его севооборот ограничен 15%. Но технологии меняются, возможно увеличить его долю до 25%, а где-то — до 50%. Получается, что мы административно лишаем селян возможности заработать на культуре», — поделился представитель холдинга «Юг Руси».

Дефицитные продукты

Несмотря на то, что в отдельных отраслях растениеводства наблюдается профицит, российские аграрии производят недостаточное количество молока и мяса, напоминает министр сельского хозяйства Кубани Федор Дерека.

«Что касается экспорта молочной и мясной продукции, говорить об этом еще рано. Дефицит производства наблюдается как у нас в регионе, так и в целом по России», — подчеркнул глава регионального Минсельхоза.

В частности, потребление молока на территории Краснодарского края составляет 1,7 млн тонн, при этом его производство достигает максимум 1,4 млн тонн. Дефицит составляет порядка 300 тыс. тонн в год.

«Если мы в этом году выйдем на рекордный надой в расчете около 7 тонн на одну корову, то, чтобы нарастить объем производства молока, в основное стадо мы должны будем поставить порядка 42 тыс. голов», — пояснил министр.

Не лучше обстоит дело и в целом по России — население потребляет порядка 30 млн тонн молока, а производится не более 20 млн тонн, из них товарное молоко составляет не более 70%.

Аналогична  ситуация и с производством мяса. По словам главы Минсельхоза Кубани, в регионе ежегодно производится около 365 тыс. тонн мяса в убойном весе. На птицу приходится 40% — в крае зафиксировано ее перепроизводство. При этом сохраняется дефицит говядины, в настоящее время Кубань импортирует порядка 1 тыс. тонн из Белоруссии и Аргентины.

«Перспективы наращивания экспорта есть у пищевой промышленности и у переработки. Около 2 тыс. предприятий отрасли в Краснодарском крае выпускают примерно 3,5 тыс. видом продукции. Они загружены всего на 40%, но порядка 2/3 от объема произведенного непригодно на экспорт, так как не соответствует европейским стандартам», — заключил министр сельского хозяйства Кубани.

Пути развития: субсидии, поддержка и кадры

По словам заместителя директора департамента растениеводства министерства сельского хозяйства РФ Дениса Поспехова, представители власти видят взаимосвязь между господдержкой и ростом производства сельхозпродукции и готовы оказывать поддержку экспортерам.

«Мы сегодня выросли: от выживания перешли к развитию. Тот потолок, в который мы уперлись — это проблемы наших экспортеров, которые не смогли обеспечить поступательный рост поступления продукции на внешние рынки», — отмечает Поспехов.

В частности, помощь производителям, выходящим на внешние рынки, оказывает Российский экспортный центр. Помимо страхования, субсидирования кредитов и образования, организация опробует новые виды помощи. В частности, в 2017 году центр стал предлагать софинансирование выставочной деятельности, взялся за организацию таргетированных бизнес-миссий, продвигающих российские продукты. Также запущено субсидирование транспортировки — пока эта мера касается только дальневосточного направления, рассказал управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу АО «Российский экспортный центр» Никита Гусаков.

В 2017 году в Краснодарском крае повторили рекордный урожай прошлого года, получив 14,7 млн тонн зерна в бункерном весе. Из них 9,05 млн тонн приходится на пшеницу, валовой сбор риса составил порядка 900 тыс. тонн, зерновой кукурузы — 3,4 млн тонн.

Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов