Чат-боты и слияние с «федералами»: что ждет частную медицину на Кубани
В Краснодарском крае в 2020 году количество обращений за онлайн-консультациями по здоровью выросли в 6,8 раз. Частные клиники на Кубани стали внедрять цифровые сервисы, и, по словам игроков рынка, тенденция продолжится и в дальнейшем. Об этом рассказали участники круглого стола РБК Юг «Курс на ЗОЖ: как развивается частная медицина на Кубани».
Диагноз в чате
Спрос на телемедицину подстегнул локдаун в 2020 году, отметил медицинский директор онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Владислав Мохамед Али.
«Все медицинские цифровые сервисы в пандемию взлетели, потому что в локдаун ограничивали посещение поликлиник, особенно для людей с хроническими заболеваниями. В Краснодарском крае количество обращений в медицинский сервис выросло в 6,8 раз. Больше всего обращаются за консультациями из Краснодара и Сочи», — отметил Владислав Мохамед Али.
Тенденция на рост телемедицинских консультаций прослеживается во всем мире, добавил Владислав Мохамед Али. Однако в России количество компаний, ярко представленных на рынке, не превышает пяти. Еще пять лет назад этот показатель достигал десяти.
Как рассказала коммерческий директор федеральной сети офтальмологических клиник 3Z Марина Сульдина, о телемедицине в компании задумались в 2018 году, события 2020 года ускорили внедрение цифровых сервисов в работу.
«Сети хирургических клиник полностью перейти онлайн, конечно, не получится. Но консультировать на каждом этапе по продуктам — это возможно. Я считаю, что за этим будущее. Если в 2019 году за консультацией пациенты вынуждены были обращаться в офлайн режиме, то сейчас многое можно решить дистанционно», — сообщила Марина Сульдина.
Так, в 2020 году компания запустила чат-боты и мессенджеры, чтобы увеличить время работы контакт-центра до 24 часов. Также была запущена система сбора и обработки обратной связи от пациентов.
По данным управляющей клиники современной хирургии «Здрава» Марии Мостовой, более половины пациентов не готовы общаться даже по телефону. Поэтому руководство клиники учит сотрудников, в том числе, возрастных, пользоваться мессенджерами и общаться с пациентами «на их языке».
«Есть готовность пациентов обслуживаться таким образом. Если раньше они воспринимали это в штыки, то теперь это стало нормой. Особенно в терапевтических специальностях нет никаких проблем», — прокомментировал онлайн-консультации директор МЦФЛ «АРД-КЛИНИК» Армен Алуханян.
Сложностей не возникает и в консультировании в сфере онкологии. Руководитель представительства медицинского центра «Анадолу» в Краснодаре Антон Казарин пояснил, что в настоящее время расшировка анализов также может проводиться удаленно.
Онлайн не решает проблем
В структуре выручки хирургических клиник доля онлайн-консультаций — капля в море, зарабатывают частные центры не на этом, подчеркнула Мария Мостовая. Сейчас клиники на фоне пандемии столкнулись с нехваткой медицинских препаратов.
«Банальный лидокаин может пропасть на месяц из оборота, физраствор может уйти на перерегистрацию. Плюс ситуация с COVID-19, сейчас в приоритете государственные учреждения, для частного сектора может просто не быль физраствора. Для операционной деятельности это, конечно же, проблема», — пояснила Мария Мостовая.
Другая проблема — работа с расходниками импортного производства, добавила Марина Сульдина. Любое изменение курса валюты, внешнеполитических обстоятельств, сказывается на доступности медикаментов и оборудования. С такой ситуацией сталкиваются не только российские центры.
«Лира также как рубль подвержен колебаниям. Поскольку мы находимся в Стамбуле, цены наши зафиксированы в лирах, за счет этого они стали дешевле, чем в клиниках в Москве. С этой точки зрения эти колебания сыграли нам сейчас на руку. С другой стороны, мы успели до падения курса два года назад обновить все отделение радиационной онкологии, речь шла об инвестициях в несколько десятков миллионов долларов», — рассказал Антон Казарин.
Конкуренция с «бюджетниками» и «федералами»
Высокая нагрузка на государственные медицинские учреждения привела к увеличению потока пациентов в частные клиники. Сегодня спрос на частную медицину превышает предложение, отметил основатель и директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
«В 2020 году полный санитарный террор обрушился на плановую медицинскую помощь, естественно, люди ринулись в частные клиники. Сегодня спрос выше предложения в силу роста коронавируса», — отметил он.
Этот тезис подтвердили и участники круглого стола. Поток пациентов в МЦФЛ «АРД-КЛИНИК» вырос в два-три раза.
«Флебологическое направление, которое составляет основной объем нашей работы, не первой необходимости. Люди могут отложить посещение специалистов на полгода, год, два. При этом мы приросли на порядка 50-60%. Очевидно, это связано с тем, что многие государственные клиники перепрофилировались под ковидные госпитали. Плюс к нам начали массово приходить пациенты с тромбозами, отсроченными после перенесенного COVID-19 на три месяца-полгода», — сообщил директор клиники Армен Алуханян.
И хотя в российских регионах доля частной медицины в абсолютном количестве выглядит внушительно (25-38%), в денежном эквиваленте доминирует рынок государственного здравоохранения, рассказал Сергей Ануфриев.
«В крупных мегаполисах объем рынка частной медицины не превышает 10%. В регионах доля частных клиник в части финансов остается мизерной, рынок обязательного медицинского страхования доминирует», — пояснил эксперт.
Он добавил, что в частном медицинском секторе Москвы и Санкт-Петербурга наблюдается тенденция на поглощение и слияние бизнеса. В Подмосковье уже приходят крупные сети, которые будут поглощать региональных игроков.
«Первые полгода в 2020 году многие маленькие клиники закрылись. Когда был запрет на совместительство, врачи мгновенно выбрали работу в госсекторе как более стабильную в кризисный период. Некоторые маленькие клиники еще существуют, героически пережив, но тренд понятен — это укрупнение медицинского бизнеса, который идет в мегаполисах, где высокий, достаточно платежеспособный спрос», — сообщил Сергей Ануфриев.
Такое будущее региональным клиникам прогнозирует и Мария Мостовая: «Говоря о будущем нашего региона, стоит задуматься об объединении, в первую очередь. Все наши телемедицинские онлайн-усилия — капля в море, по сравнению с федеральными игроками, которые в любом случае сюда выйдут и будут иметь крупную долю».